Особенности учебно-воспитательного процесса

Особенности индивидуального подхода. Малая наполняемость класса позволяет осуществить индивидуальный подход к учащимся. Учитель имеет воз­можность установить, к какой психофизиологической груп­пе по степени уравновешенности нервных процессов воз­буждения и торможения относится ученик; изучить особен­ности развития, уровень знаний, умений и навыков, черты характера, склонности, интересы ученика. На этой основе учитель может наметить главные направления работы с ним: выбрать приемы развития и обучения, в наибольшей степени отве­чающие особенностям восприятия, памяти, психики; прие­мы воспитания, углубляющие положительные качества лич­ности и нейтрализующие недостатки.

Однако, несмотря на условия почти индивидуального обучения, меньшую заорганизованность урока, ученики быстро устают, отключаются от учебной работы. Причина – в повышенной интенсивности общения, в увеличении числа актов взаимодействия: учитель часто обращается к ученику, а ученик часто отвечает. Учитель контролирует практически каждое действие ученика. Ученики, находя­щиеся в поле зрения учителя, не имеют возможности от­влечься, ослабить внимание, они постоянно ожидают вызова, пребывая в состоянии готовности к ответу; не прерывается зрительный контакт с учителем.

Замкнутость отношений, узкий круг общения требуют обогащения урока за счет включения разных методов и средств обучения, использующих преимущества малой наполняемости классов, например, преобладание групповой учебной деятельности или индивидуальной, в том числе са­мостоятельной; частичного или полного отказа учителя от плана, когда он видит, что кто-то из учеников не разбирается в учебном материале.

Уроки в разновозрастной группе. Одним из способов решения обозначенных выше проблем в условиях малочисленности является организация занятий с несколькими классами, то есть с разновозрастной группой детей. В зависимости от наполняемости классов, изучаемой темы и формы занятия возможно объединение, как показывает опыт, от 2 классов и более.

В малочисленных сельских школах уже давно используется объединение нескольких классов начальной школы, реже – в основной и средней школе. На таких занятиях дети из разных классов чаще всего работают независимо друг от друга и практически отсутствует совместная деятельность учащихся разного возраста, не реализуется воспитательный потенциал разновозрастного взаимодействия.

Рассмотрим особенности урока в малокомплектной началь­ной школе, урока в разновозрастной группе младших школьников.

Первая особенность– обяза­тельная самостоятельная работа учащихся на каждом уроке.

Чтобы объяснить новый учебный матери­ал учащимся одного из классов без ущерба для ребят другого класса, учителю надо занять детей из дру­гого класса полезной работой, предложить им самостоятельно, без его непосредственного руко­водства, выполнить то или иное за­дание.

Самостоятельная работа ребят становится условием нор­мальной учебной деятельности учащихся и важнейшим обяза­тельным компонентом урока в на­чальной малокомплектной школе, в объединённых классах основ­ной и полной средней школы.

Вторая особенность урока:чередование работы учащихся под непосредственным руководством учителя, работы с учителем и самостоятельнойпо заданию учителя или собственно­му выбору.

Третья особенность:зависи­мость объёма самостоятельной работы и времени, отводимого на её выполнение, от объёма и вре­мени работы учителя с другим классом.

Итак, структура урока схема­тически выглядит как чередова­ние двух чётко выраженных ком­понентов.

Но дробность само­стоятельной работы разрушает це­лостность восприятия учебного материала.

Нелинейная структура

В течение 45 минут учи­тель переключается с одного из со­ставляющих общий урок на дру­гой, третий и так – неоднократно. А если он работает по разнопредметному расписанию, то ему при­ходится переключаться ещё и с одного предмета на другой.

В самом общем виде структуру уроков можно представить так.

Таблица 1. Структура уроков.

Этапы 1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс
I этап Общий этап работы под руководством учителя
II этап Работа с учителем Самостоятельная работа учащихся
III этап Самостоятельная работа Работа с учителем Самостоятельная работа
IV этап Самостоятельная работа Работа с учителем Самостоятельная работа
V этап Перемена, отдых Самостоятель­ная работа Работа с учителем
VI этап Общий этап работы с учителем – подведение итогов урока

В приведённых схемах в структуре урока опре­делённое место занимает этап общей для всех классов работы под руководством учителя.

От учителя требуется соблюдение методичес­кого правила, по которому во­просы и задания предлагаются всему классу, а отвечать на них начинают младшие.

Особенность урокав объ­единённом классе – наличие от­влекающих факторов: зритель­ных, слуховых, настенных карт, таблиц, видео- и аудиозапи­сей, натуральных объектов.

Пример старших естест­венно стимулирует развитие младших.

Общий этап в середине уро­ка, как правило, включает упраж­нения на релаксацию (расслабле­ние); кратковременные физичес­кие упражнения; действия, даю­щие отдых глазам, слуху; стиму­лирующие энергию, иными слова­ми – физкультминутка, общая для всех.

Общий этап в конце урока – подведение итогов: анализ выпол­нения или невыполнения плана уроков, словесная поощрительная оценка работы класса и каждого ученика – указание на продвиже­ние, успех; разъяснение общего домашнего задания.

Чтобы повысить эффективность уроков в разновозрастной группе, применяются следующие рекомендации.

Наши рекомендации