Проблема цели в педагогике. Виды целей. Характеристика таксономии целей современного воспитания
Целеполагание в педагогике - это сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Определение целей и задач образования и воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение. Педагогический процесс – это всегда целенаправленный процесс. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания и обучения. Под целью образования и воспитания следует понимать мысленное, заранее прогнозируемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, о состоянии личности, которые предполагается формировать. Знание и понимание цели дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать, и придаст его работе необходимую направленность. Без ясного представления о цели нет и не может быть эффективной педагогической деятельности. Выделяют общие, групповые и индивидуальные цели. Общие цели выражают качества, которые должны быть сформированы у всех людей, групповые отражают особенности какой-либо группы, а индивидуальные предполагают воспитание отдельной личности. Педагогические цели могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему. Высшая ступень – государственные цели, общественный заказ, стандарт образования. Они разрабатываются специалистами, принимаются правительством, фиксируются в законах и других документах. Следующая ступень – цели отдельных образовательных систем и этапов образования. Например, цели общего среднего образования и его отдельных уровней: начальная, основная и полная общеобразовательная школы. Следующая ступень – цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей отдельного возраста. Наконец, цели отдельного урока или внеурочного мероприятия. Цели образования не являются раз и навсегда заданными, не существует и формально-абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и народов. Цели образования и воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. В основе формирования целей образования и воспитания лежит ряд объективных факторов. Определяющим фактором является идеология, политика государства. Кроме того, цель выражает исторически назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. Общую направленность целей определяют также уровень общественной культуры, достижения философской и педагогической мысли, закономерности психического и физического развития людей. Цель образования и воспитания должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности. Идеал – это выработанное веками представление о совершенном человеке. В основе разрабатываемых современной педагогикой идеалов образования и воспитания лежат общечеловеческие ценности. Это ценности, которые принимаю большинство людей, не связывая их ни с конкретным обществом или культурой, ни с конкретным историческим периодом. Опираясь на этот подход в определении идеала образования и воспитания в современной России, надо помнить, что идеал русской народной педагогики должен оставаться неизменным на любом этапе развития Российской истории: беззаветно любящий свою Родину, высоконравственный труженик. А цель образования и воспитания на каждом новом этапе развития общества конкретизирует, что человек должен знать и уметь, носителем какой морали должен быть, чтобы соответствовать модели перспективного развития общества в России. В истории человеческого общества цели образования и воспитания изменялись и изменяются в соответствии с философскими концепциями, психолого-педагогическими теориями, с требованиями общества. Цели современного отечественного образования и воспитания адаптированы к современным условиям переходного периода в развитии России в 21 веке. Поэтому цель воспитания в самом общем виде формулируется как помощь личности в разностороннем развитии. Это отражено в законе РФ «Об образовании». Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации, формирование в сознании учащихся картины мира, адекватной современному знанию, формирование гражданина, интегрированного в обществе и направленного на его совершенствование. Конкретизация цели образования и воспитания содержится и в национальной доктрине образования в РФ, устанавливающей приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития до 2025 года. Так главная цель общего среднего образования в Доктрине определяется как «формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества». В данной формулировке цель отражает общую устремленность образования и воспитания. При практическом осуществлении она выражается в системе конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть. Реализация целей и задач осуществляется в реальном педагогическом процессе и выполнение их – профессиональный долг российских педагогов.