Анализ применения образовательных технологий в сфере дополнительного образования
5.1.На основе информации, полученной из беседы с педагогом-наставником и по итогам посещения занятий педагога-наставника выясните, какие образовательные технологии применяются в сфере дополнительного образования в образовательном учреждении.
5.2. Произведите сравнительный анализ педагогических технологий, применяемых в области дополнительного образования. Выберите определенную педагогическую технологию, проанализируйте ее содержание, структуру и реализацию в сфере дополнительного образования.
№ | Название технологии | Содержание педагогической технологии | Применяется или нет |
1. | Педагогика сотрудничества | Главная цель в сотрудничестве - это пробуждение внутренних сил и способностей учеников, использование всех имеющихся возможностей детей в целях всестороннего развития их личности. Такой подход формирует у ребенка положительную Я - концепцию, способствующую дальнейшему развитию и самоактуализации, положительному представлению о своей личности. | |
2. | Личностно-ориентированное развивающее обучение по И.С.Якиманской | антропоцентричностью; гуманистической сущностью; психотерапевтической направленностью; ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.Проектирование личностно-ориентированной системы обучения предполагает: признание ученика основным субъектом процесса обучения; определение цели проектирования -- развитие индивидуальных способностей ученика; определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения. | |
3. | Игровые технологии | • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата ; • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности, Р.Г. Хазанкина, К.В. Маховой и другие. • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.; • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. | да |
4. | Технология развивающих игр Б.П. Никитина | В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до потолка своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: • развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста; • их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; • поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенок развивается наиболее успешно; • развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. | |
5. | Деловые игры | Деловая игра используется для решения комплексных задач, развития творческих способностей, формирования определенных знаний и умений, дает возможность учащимся понять различные позиции в решении проблем. Деловые игры применяются для имитационного моделирования реальных механизмов и процессов. При этом отрабатываются навыки принятия решений в условиях взаимодействия, соперничества (конкуренции) между различными решающими сторонами. В деловой игре могут моделироваться отношения конкурентной борьбы или взаимодействия, а также отношения соревнования между сторонами. | |
6. | Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (по В.Ф. Шаталову) | Целью применения технологии Шаталова является формирование ЗУН и важнейших общеучебных способов умственных действий (СУД),обучение всех детей, с любыми умственными данными, ликвидация неуспеваемости., воспитание трудолюбия, самостоятельности. Метод основан на активизации внутренних мыслительных процессов в ходе восприятия, обработки и воспроизведения информации в виде рисунков и пометок. | |
7. | Технология вальдорфской педагогики | цель вальдорфской методики — воспитание свободных, творчески мыслящих людей — полностью соответствует человеческой природе. сновными принципами вальдорфской педагогики являются: антропоцентризм; образование ребенка является следствием его потребностей, а не социального заказа того или иного общества; гармоничность развития всех составляющих человека ; обучение дедуктивным путем, от общего к частному, от идеи — к ее реализации; историчность — воспроизведение в процессе обучения основных этапов человеческой эволюции: занятия земледелием, ремеслами, искусством, наукой; цикличность — использование естественных, т.е. суточных, сезонных и астрономических , ритмов; эвристичность — детям не навязывают готовых правил, а дают воз можность сделать вывод самим; художественность всего обучения | |
8. | Технологии свободного воспитания | В Монтессори-группе ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды. Чтобы среда оказывала развивающее влияние на ребенка, она должна соответствовать ряду требований: Красота помещения и его оборудования. Состав группы детей должен быть разновозрастным (от 3 до 6-7 лет). В среде должен быть порядок. Наличие зон в расположении материала Наличие подготовленного педагога (воспитателя). Разновозрастный подход к комплектованию группы детей позволяет каждому ребенку чувствовать себя уверенным, происходит передача знаний от старших к младшим. Задача Монтессори-учителя - помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. Воспитатель, по Монтессори, представляет собой связующий элемент между ребенком и воспитывающей средой, в которой ребенок самостоятельно действует и развивается с помощью дидактических материалов. | |
9. | Технология коллективнойтворческой ктд | деятельный, творческий и организационный. Основными задачами КТД сейчас, в новых условиях, являются: Формирование и развитие коллектива; Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности; Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. · Обучение правилам и формам совместной работы. Реализация коммуникационных потребностей детей. | да |
10. | Технологии вероятностного образования | Педагогическое пространство школы Александра Михайловича — это пространство действия в неповторимых обстоятельствах, когда необходимо принимать решения «здесь и сейчас». В этом вероятностном «здесь и сейчас» учитель вынужден действовать, исходя по преимуществу из своих человеческих и общекультурных, а не дидактических возможностей. И в осмыслении этой части профессиональной работы речь действительно может идти скорее о «тактиках», нежели о методиках или технологиях. | |
11. | Здоровьесберегающие технологии | психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. | да |
12. | Технология педагогической поддержки | Технология педагогической поддержки радикально меняет саму организацию педагогического процесса. Воспитание начинает планироваться не от задач общества, социального заказа, а "от ребенка", причем не столько от его интересов, досуговых устремлений, сколько, и прежде всего, от его жизненных проблем. Воспитатель, реализующий технологию педагогической поддержки, действует на основе гуманистических максим, которые сформулировал О. С. Газман: - ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей; - самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка; - всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении; - все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами; - не унижай достоинства своей личности и личности ребенка; - дети - носители грядущей культуры, соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание - диалог культур; - не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий; - доверяй - не проверяй! - признавай право на ошибку и не суди за нее; - умей признать свою ошибку; - защищай ребенка, учи его защищаться. | |
13. | Технология музейного образования | Современная музейная педагогика использует различные формы, методы и технологии. Так, М.Ю. Юхневич относит к числу базовых форм культурно-образовательной деятельности музея десять следующих: экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра | |
14. | Арттерапия и артпедагогика | Основы артпедагогики и арттерапии» рассматривается взаимодействие педагогики и искусства в коррекционно-направленном процессе формирования художественной культуры детей с проблемами в развитии; показаны возможности и формы использования арттерапевтических методов в специальном образовательном учреждении компенсирующего вида. Средством, способным решить все эти задачи, является искусство. Цель данного учебника — показать студентам, будущим педагогам, дефектологам, психологам, которые будут работать с детьми с проблемами в развитии, а также специалистам в этой области, что искусство, являясь формой художественно-эстетического освоения мира, играет существенную роль в формировании художественной культуры ребенка с проблемами. Оно заключает в себе художественно-эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и воздействует на нравственное, духовное становление личности. | |
15. | Технология мастерских | задача его заключается в создании таких условий, где каждый в процессе работы сумел бы раскрыться, показать и реализовать то, что заложено природой. Мастер должен верить в ученика. Правила и методические приёмы 1. Учитель четко формулирует для себя цель (конечный результат) урока. 2. Учитель подбирает материал в соответствии с поставленной целью. 3. На уроке учитель ставит вопросы, предлагает к осмыслению, изучению и проживанию подобранные сведения или проблемы. 4. Учащиеся размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы 5. Учащиеся знакомят с результатами деятельности другие группы, проводят дискуссии между группами. | |
16. | Коммуникативные технологии | Главное в технологии – речевая направленность обучения через общение. Особенностью этого подхода является то, что ученик предстает на какое-то время автором точки зрения по обсуждаемому вопросу. У него формируется умение высказывать свое мнение, понимать, принимать или отвергать чужое мнение, осуществлять конструктивную критику, уметь «докапываться» до истины, искать позиции, объединяющие различные точки зрения. | |
17. | Шоу-технологии | Технология «Шоу –технологии» Мероприятия «Звездный час», «Музыкальный ринг», «Счастливый случай», «КВН» и другие мероприятия относятся к типу шоу – технологий. Общим в их проведении являются три особенности: - деление участников на выступающих (сцена) и зрителей (зал), - соревновательность на сцене, - заготовленный организаторами сценарий. Структура. Есть 3 блока : подготовка – реализация – анализ итогов. три основных особенности: - деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»); - соревновательность на сцене; - заготовленный организаторами сценарий шоу-программы. Схема реализации технологии: подготовка шоу-программы → проведение воспитательного шоу → подведение итогов. |
Вывод: Пронаблюдав за организацией занятий педагога-хореографа «Авангарда», мной были сделаны следующие выводы:
- В работе с детьми педагог чаще всего использует такие технологии как: здоровьесберегающие технология, игровая технология.
- В сравнение этих двух технологий, наиболее эффективной являлась игровая технология, т.к детям было намного интереснее воспринимать информацию.
Задание № 6