Тема 12. педагогическое руководство самовоспитанием
Задачи занятия:1. Рассмотреть вопрос о единстве процесса воспитания и самовоспитания. 2. Изучить механизмы, приводящие воспитанников к пониманию плановости самовоспитания как объективной необходимости. 3. Уяснить действия педагога по руководству самовоспитанием.
В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны:
знать- содержание, методы и сложности процесса самовоспитания, о его непрерывности и необходимости усложнения программы самовоспитания по мере взросления и повышения уровня спортивного мастерства подопечных;
уметь- осуществлять оценку и самооценку личностных свойств и качеств и на основе этого составлять план по самовоспитанию.
Самовоспитание- сознательная самостоятельная деятельность человека, направленная на преодоление отрицательных и развитие у себя положительных качеств личности, которые представляют объективную ценность как для себя, так и для общества.
Движущей силойсамовоспитания является диалектическое противоречие между самооценкой реального «Я» (т.е. каков я есть на самом деле) и идеального "Я" (каким я хотел бы себя видеть). По мере развития личности изменяются ее идеалы, что обусловливает непрерывность и беспредельность процесса самовоспитания в развитии личности.
Активная позиция спортсмена по отношению к самосовершенствованию своей личности является важнейшей предпосылкой к успеху в спорте, жизни и избранной профессиональной деятельности.
Методы самовоспитания:методы самопознания (самонаблюдение, самооценка, самоанализ, самоконтроль); методы самовоздействия (самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самоинструктирование, самопоощрение, самонаказание); методы самопрограммирования (самообязательства, личные правила).
В организации самовоспитанияможно выделить пять последовательных этапов:
I этап - осознание человеком недостатков, с которыми он
может просто смириться.
II этап - переживание этих недостатков, неудовлетворен
ность собой. На этом этапе человек может остановиться, конста
тируя «такой я есть, и ничего мне больше не надо».
III этап - пробуждение желания и веры в возможность
исправить у себя обнаруженные недостатки. Здесь роль педагога
весьма заметна. Успешность самовоспитания в последующих действиях подопечного полностью зависит от профессионализма самого педагога.
IV этап - составление плана по самовоспитанию, включая режим дня. Здесь роль педагога велика, так как дети и подростки при самостоятельном составлении плана завышают свои реальные возможности и сроки достижения конечного результата. Педагог, зная степень развития волевых качеств воспитанника и его особенности самоорганизации, помогает ему составить реальный план по содержанию и времени осуществления.
V этап - систематический контроль и положительная стимуляция воспитанника для выполнения плана.
Педагогическое руководство самовоспитаниемвключает в себя: формирование мотивов самовоспитания; информирование воспитанников о сущности, значении, средствах, методах самовоспитания; оказание помощи в составлении программы самовоспитания, а также подборе средств и методов самовоспитания; осуществление педагогического стимулирования самовоспитания (поощрение, установление связи между достигнутыми результатами деятельности и формируемыми в процессе самовоспитания качествами личности); косвенные воздействия (тактичные советы со стороны педагога).
Вопросы и задания:
.1. Раскройте понятие «самовоспитание». Покажите взаимосвязь воспитания и самовоспитания.
2. В каком возрасте у школьников формируются достаточные предпосылки для самовоспитания?
3. Назовите возможные мотивы самовоспитания спортсменов.
4. Дайте характеристику этапам самовоспитания.
5. В чем заключается педагогическое руководство самовоспитанием спортсменов?
6. Как изменяется содержание самовоспитания и характер педагогического руководства по мере взросления воспитанников и роста уровня спортивного мастерства?
7. Приведите примеры из собственной практики, отражающие деятельность тренера по педагогическому руководству самовоспитанием спортсменов.
8. Попробуйте совместно (в группе, подгруппах) сформулировать и написать: а) правила для начинающих заниматься самовоспитанием; б) рекомендации для них. Правила отличаются от рекомендаций степенью обязательности исполнения.
9. Ознакомьтесь с правилами самовоспитания, составленными для себя в юности К.Д.Ушинским, Б.Франклином (приложение № 8). Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему? Хотели бы вы дополнить предложенный список? Если да, то чем? Какими правилами вы всегда руководствуетесь в жизни?
10. Определите пути решения следующих задач в процессе самовоспитания: а) преодолеть чрезмерную нетерпеливость и вспыльчивость; б) преодолеть привычку к лени; в) развивать общительность; г) преодолеть застенчивость и страх перед аудиторией.
11. Разработайте программу самовоспитания нескольких качеств личности по форме, представленной в приложении № 9.
Советы по подготовке к занятию:
Следует вспомнить одну из особенностей воспитательного процесса: обязательное сочетание воспитания с добровольным и планомерным самовоспитанием и вытекающее из нее требование к воспитанию: сочетание педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью подопечных.
Осуществляя педагогическое руководство самовоспитанием, следует иметь в виду, что результаты самовоспитания во многом зависят от уровня развития самопознания воспитанников (взглядов, убеждений, осознанного отношения к действительности, людям, самому себе, способности к адекватном}' оцениванию своей деятельности м поведения, развитого честолюбия).
При выборе качеств личности для самовоспитания (задание 11) используйте результаты диагностики степени сформированное™ у себя личностных качеств.
Литература для подготовки:основная - 8, 12; дополнительная - 6, 9,10, 14,25.