По дисциплине «Общая и профессиональная педагогика»

Программа

подготовки учащихся к экзамену

по дисциплине

«Общая и профессиональная педагогика»

Специальность 2-70 02 01 Промышленное и гражданское строительство

(по направлениям)

Направление специальности 2-70 02 01-02 Промышленное и гражданское

строительство (производственная и педагогическая деятельность)

Витебск, 2012

Общие положения

На дисциплину «Педагогика», которая изучается в рамках курса специализации отводится 90 часов. Назначение курса – дать будущим педагогам знания в области науки, познакомить с особенностями педагогического труда, с теоретическими проблемами дисциплины, сформировать умения практического применения знаний. Учебный процесс строится на сочетании теоретических занятий в объеме 48 часов и практических работ в объеме 42 часов, предусмотрено выполнение обязательной контрольной работы и сдача экзамена.

Экзамен является неотъемлемой частью учебного процесса, естественным его завершением. Экзамен дисциплинирует, приучает владеть собой, учит выражать свои мысли, вести дискуссию – все это необходимо человеку для его последующей деятельности. Главная цель экзаменатора – проверить качество усвоения изучаемого предмета. На основе этой проверки оценивается не только личное отношение к учебе, но и труд преподавателя, всего коллектива учебного заведения.

Технология сдачи экзамена

1. Входя в помещение, где проводится экзамен, отбрось все сомнения, тревоги, волнения. Сконцентрируй свою волю, полностью владей своими чувствами.

2. Получив билет, сначала очень внимательно вчитайся в поставленные вопросы, пойми их суть.

3. Для подготовки ответа предоставляется достаточно времени – используй его как можно экономнее. Не составляй полный текст ответа, а лишь развернутый план его, старайся связывать теорию с современной жизнью. Продумай и запиши формулировки.

4. Отвечай спокойно, уверенно, не торопясь, строго придерживаясь составленного плана. Излагай мысли точно, кратко, соблюдая логическую последовательность, не отвлекайся на мелочи, приводи убедительные примеры.

5. Если после ответа экзаменатор задаст вопрос для уточнения или дополнительной проверки твоих знаний, не поддавайся панике, будь спокоен, внимателен и, если не уловил суть вопроса, вежливо попроси повторить вопрос. Не торопись с ответом, вначале подумай.

6. Не надейся на шпаргалку.

7. Организуй время ожидания так, чтобы не заразиться предэкзаменационной лихорадкой. А для этого. Прежде не приходи на экзамен раньше назначенного срока, а если пришел. Не стой перед дверью, не спрашивай: «Какой билет вытащил?» и т.п. Поговори с товарищем на отвлеченную тему, погуляй возле учебного заведения.

8. Не обращай внимание на вздорные приметы и суеверия.

Образец экзаменационного билета

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования «Витебский государственный технический колледж»

Экзаменационный билет № 1.

Дисциплина Общая и профессиональная педагогика группа ПО-11

Летняя экзаменационная сессия 2011-2012 учебного года

  1. Рассказать о системе образования в Республике Беларусь, назвать принципы государственной политики в системе образования.
  2. Дать понятие коллектива. Охарактеризовать признаки коллектива.
  3. Задача. Мастер заметил, что один из учащихся, Николай М., сторониться коллектива, замкнут, после уроков спешит уйти из училища. Никто из ребят не мог влиять на него, так он ни с кем не дружил. Первые попытки мастера вызвать Николая на откровенный разговор были безуспешными. Он долго «подбирал ключ» к юноше. Однажды после окончания занятий они вдвоем остались в мастерской: Николай не успел выполнить задание. Мастер подошел к нему и по отцовски помог. Разговорились… После длительной беседы они подружились: стали подолгу задерживаться после занятий, обсуждали разные вопросы и мастерили различные технические поделки. Затем стали приходить другие ребята, организовали кружок «Сделай сам», старостой которого избрали Николая. Ребята к нему обращались за помощью. Работа в кружке сблизила его с ними. Николай стал хорошо учиться.

Ø Какую педагогическую обстановку создал мастер?

Ø В чем заключалось воспитательное воздействие его приемов и методов?

Преподаватель__________ Председатель цикловой комиссии_____________

Литература

Основная литература:

  1. Ильин, М.В. Изучаем педагогику: учебное пособие/ М.В. Ильин. Мн. 2002
  2. Столяренко, Л.Д. Педагогика: для студентов колледжей/ Л.Д. Столяренко Ростов-на-Дону «Феникс» 2000
  3. Коджаспиров, Г.М. Педагогика: в схемах, таблицах и опорных конспектах/ Г.М. Коджаспирова М 2006
  4. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов/ И.П. Подласый М 2004

Дополнительная литература:

  1. Харламов, И.Ф. Педагогика: 7-е издание/И.Ф. Харламов Мн. 2002
  2. Семушкина, Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях/ Л.Г.Семушкина, Н.Г. Ярошенко М 1990
  3. Пуйман, С.А., Чечет В.В. Практикум по педагогике/ С.А.Пуйман, В.В. Чечет Мн. 2003

Интегральная шкала 10-бальной оценки результатов учебной деятельности учащихся

по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика»

Отметка в баллах Показатели оценки
Свободно оперирует программным учебным материалом. Умеет применять знания в незнакомых ситуациях, видит альтернативные пути решения проблемы. Применяет творческий подход при освещении вопросов и решении педагогических задач. Знает сущность понятия «педагогика», её объект и предмет, основные функции и задачи науки, основные категории, систему педагогических наук, сущность процесса обучения, его двусторонний характер, движущие силы и структуру, характеристику закономерностей и принципов обучения, сущность и содержание понятий «образование» и «содержание образования», требования, определяющие содержание образования, различные теории построения содержания образования, специфику построения и содержания учебного плана и учебной программы, различные подходы и определения метода обучения, условия выбора методов и средств обучения, типологию уроков и их структуру, основные современные тенденции совершенствования организационных форм обучения, функции педагогического контроля и его организации, различные подходы к выставлению системы оценки знаний, умений и навыков учащихся, сущность и специфику движущих сил воспитания, возможности конкретных видов воспитания для формирования личности, характеристику отдельных методов воспитания, их педагогические возможности, специфику применения форм и методов воспитания в различных ситуациях развития, сущность и содержание параметров группы и этапов становления коллектива, характеристику отдельных видов педагогического взаимодействия учебного заведения и семьи, их педагогические возможности. Знает о профессиональной деятельности и требованиях к личностным качествам мастера производственного обучения, о специфике внутриучилищного управления. Умеет пользоваться понятийным аппаратом педагогики. Выделяет и раскрывает функции обучения, соотносит закономерности, принципы и правила обучения. Выделяет и анализирует особенности построения содержания образования в различных типах образовательных учреждений. Работает с учебным планом и учебной программой. Анализирует влияние конкретных методов обучения на мотивы и познавательную активность учащихся. Выделяет и анализирует приемы обучения, разрабатывает календарно-тематический план, планы-конспекты уроков теоретического обучения с учетом целей и задач обучения. Осуществляет различные формы, виды и способы контроля. Анализирует особенности построения содержания воспитания в рамках различных концепций воспитания, выбирает виды воспитания с учетом целей и задач воспитания. Анализирует и оценивает условия, влияющие на выбор методов, средств, форм воспитания. Анализирует действия преподавателей и учащихся в рамках различных методов и форм воспитания. Выделяет параметры группы, прослеживает путь их развития, анализирует характер и пути влияния семьи на личность учащегося, Работает самостоятельно и творчески с дополнительными источниками информации, составляет сравнительные характеристики на предложенные темы.  
Полное, прочное, системное воспроизведение программного учебного материала. Умеет связывать теорию с практикой, высказывает и обосновывает свои суждения, решает практические задачи. Логически грамотно излагает материал. Применяет знания в частично измененных ситуациях. Называет основные термины и определения, высказывает суждения об истории развития науки, о взаимосвязи педагогики с другими науками. Анализирует цели и принципы построения системы образования, классифицирует типы учебных заведений. Высказывает общие суждения о сущности, структуре процесса обучения, дает определения основным понятия, называет этапы процесса обучения. Раскрывает сущность принципов и правил обучения, приводит примеры, анализирует роль и значение принципов в учебном процессе. Высказывает общие суждения об основной учебной документации. Характеризует различные группы методов. Классифицирует средства обучения, объясняет рациональное сочетание методов и средств обучения. Объясняет характерные особенности форм и методов проверки и оценивания. Анализирует достоинства и недостатки видов опроса. Ориентируется в критериях оценки. Раскрывает типы уроков, выделяет их особенности. Высказывает общие суждения о назначении вспомогательных форм обучения. Высказывает общие суждения о структуре, методах и средствах процесса воспитания. Объясняет основные понятия, положения учения о коллективе. Раскрыли взаимосвязь между личностью и коллективом. Раскрывает значение основных направлений процесса воспитания. Объясняет значение форм совместной работы мастера и семьи учащегося, делает выводы. Высказывает общие суждения о структуре управления училищем. Проявляет устойчивый интерес к предмету, умеет самостоятельно добывать знания, используя дополнительную литературу. Умеет решать педагогические задачи, анализирует педагогические ситуации. Выполняет упражнение по выбору принципов, методов и средств обучения и воспитания. Разрабатывает самостоятельно планы уроков, составляет календарно-тематический план. Умеет пользоваться понятийным аппаратом педагогики.
Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного материала по разделам: общие основы педагогики, теоретические основы обучения и воспитания, управление училищем и организационно-педагогическая работа в нем. Умеет устанавливать взаимосвязь между различными понятиями в педагогике. Анализирует материал с целью раскрытия причинно-следственных связей. Отвечает правильно, но неуверенно. Неточно произносит основные понятия. По итогам изучения курса характеризует основные принципы, формы, методы, средства обучения и воспитания. Анализирует учебно-воспитательные ситуации, решает педагогические задачи. Использует на практике полученные знания по педагогике в различных условиях деятельности. Работает с учебным планом и программой, составляет планы и конспекты уроков по образцу. Работает с дополнительными источниками. Самостоятельно применяет знания в типичных ситуациях.
Полное и прочное усвоение учебного материала, связанное с общими понятиями дидактики, основными документами, определяющими содержание обучения и образования, принципами, методами, средствами, формами обучения и воспитания, структурой управления училищем, технологией воспитания. Владеет понятийным аппаратом, умеет ориентироваться в изученном материале. Обосновывает ответ, доказывает точку зрения, формулирует вывод. Содержание и формы ответов имеют отдельные неточности: недостаточная обоснованность выводов, примеры выбора методов, форм, средств обучения и воспитания продуманы не полностью. Выделяет и раскрывает функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. Соотносит закономерности, принципы и правила обучения. Ориентируется в учебном плане и учебной программе. Соотносит применение методов и приемов обучения с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся. Выбирает организационную форму с учетом целей и задач обучения. Планирует различные формы, виды и способы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля. Выбирает пути решения и устранения противоречий в воспитательном процессе, виды воспитания с учетом целей и задач воспитания. Самостоятельно применяет знания в типичным ситуациях.
Полное знание и осознанное воспроизведение программного учебного материала об основным этапах развития педагогики, о целях, принципах и структуре системы образования Республики Беларусь, о сущности процесса обучения и воспитания, о возможностях конкретных групп методов обучения для формирования мотивов обучения и активизации познавательной деятельности учащихся, о типизации и структуре уроков теоретического обучения, о функции педагогического контроля и требований его организации, о возможности конкретных видов воспитания для формирования личности. Умеет объяснять основные педагогические понятия, характеризовать их. При изложении материала возможны не существенные ошибки: не полностью перечислены принципы, методы, формы, средства обучения, структурные элементы программного и учебного плана. Решение педагогических задач вызывает сложность аргументации выбора принципов, форм, средств обучения и воспитания. Все недочеты устраняются при незначительной помощи преподавателя.
Основное воспроизведение большей части программного учебного материала. Раскрывает сущность основных понятий и категорий педагогики, цели, принципы, структуру системы образования Республики Беларусь, сущность основных элементов дидактики и теории воспитания, методы, средства, формы организации обучения и воспитания учащихся. Правильно использует усвоенную терминологию, формулирует несложные выводы, осознанно вводит педагогические понятия при рассказе содержания учебного материала. Применение знаний и умений вызывает не значительные затруднения при составлении планов уроков, выборе принципов, методов, средств и форм обучения и образования в конкретных ситуациях.
Воспроизведение большей части учебного материала по предмету. Обнаруживает знания и понимание по основным этапам развития педагогики, общим понятием дидактики, основным документам, определяющим содержание образования, о структуре процесса обучения и воспитания, о типизации уроков теоретического обучения и их структуре, об этапах формирования коллектива, но излагает материал неполно, непоследовательно. Допуская недочеты в определении понятий воспитания, образования, обучения, развития, формирования, принципы, методы, формы, средства, группа и коллектив. Применение теоретических знаний на практике вызывает затруднение при характеристике принципов обучения, выборе методов, средств обучения и воспитания, вызывает сложность работы с учебным планом и программой, составление планов урока и плана воспитательной работы.
Фрагментное, бессистемное, неуверенное воспроизведение учебного материала по памяти. Допускает ошибки в определении понятий обучения, образование, методы, формы, средства, принципы. Путает структуру учебного плана со структурой учебной программы, перечисляет принципы обучения, но не характеризует их. Имеет знания о некоторых методах обучения, но не знает структурные компоненты уроков. Подбор методов, средств, форм обучения и воспитания в конкретных ситуациях вызывает значительные затруднения.
Различает объекты изучения программного материала по педагогике. Умеет устанавливать соответствия между понятиями: знания, умения, навыки, воспитание, образование, обучение, принципы, методы, средства, урок, коллектив и расшифровкой этих понятий.
Узнает объект изучения, распознает отдельные термины и факты, проявляет ситуативный к учению и предмету.

Составитель Жуковская И.В., преподаватель дисциплины «Общая и профессиональная педагогика»

Наши рекомендации