Ограничение родительских прав при отобрании ребенка без лишения родительских прав по решению суда, органа опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних
Ограничение родительских прав представляет собой отобрание ребенка у родителей без лишения родительских прав, которая, как правило, является мерой, защиты детей. В соответствии со ст.85, 85' КоБС Республики Беларусь, дети могут быть отобраны у родителей, если оставление ребенка сними опасно для него. В частности, такая ситуация может возникнуть, если один из родителей страдает психическим расстройством, иным хроническим заболеванием или не может заботиться о ребенке в результате стечения тяжелых обстоятельств. В этих случаях родители не виновны в сложившемся положении, поэтому к ним не могут быть применены меры ответственности. Ограничение, как и лишение родительских прав производится в судебном порядке. Дела об ограничении родительских прав в порядке искового производства рассматриваются с обязательным участием прокурора и органов опеки и попечительства. Иск в суд могут предъявить те органы и организации, в чьи обязанности входит охрана прав несовершеннолетних детей (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, работники лечебных и иных учреждений и т.п., а также прокурор).
В отличие от лишения родительских прав ограничение родительских прав применяется в случаях, когда родители не в состоянии надлежащим образом осуществлять свои родительские права и обязанности не по своей вине (психическое или иное тяжкое заболевание, стечение тяжелых жизненных обстоятельств и т.п.) или когда оставление ребенка с родителями опасно для него вследствие их поведения, однако лишение родительских прав, по мнению суда является нецелесообразным. Родители, права которых ограничены судом, утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Однако в отличие от лиц, лишенных родительских прав, им могут быть разрешены контакты с ребенком. Эти контакты осуществляются с согласия органов опеки и попечительства или лиц, у которых находится ребенок на воспитании (опекунов, попечителей, приемных родителей, администрации детского учреждения).
Отмена ограничения родительских прав возможна только в судебном порядке по иску родителей (или одного из них), в отношении которых было применено это ограничение, но только при условии, если отпали те обстоятельства, которые к этому привели (изменились семейные обстоятельства, которые создавали угрозу для ребенка, родитель излечился от алкоголизма т.п.). Суд может отказать в удовлетворении иска ,если возвращение ребенка родителям противоречит его интересам также, если ребенок, достигший десятилетнего возраста, не желает возвращаться к родителю, если в его памяти сохранились тяжелые воспоминания о совместной жизни с родителем.
В соответствии с ч.2 ст.85 КоБС Республики Беларусь, допускается также досудебное немедленное отобрание ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится, в случаях непосредственной угрозы его жизни или здоровью. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего решения этого органа. Для обеспечения прав ребенка и недопущение самоуправства орган опеки и попечительства обязан немедленно уведомить прокурора об отобрании ребенка, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения решения об отобрании обратиться с иском в суд о лишении родителей родительских прав или об ограничении родительских прав.
Возможно временное ограничение родительских прав по решению комиссии по делам несовершеннолетних, т.е. ограничение родительских прав в административном порядке. Отобрание ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе производится, когда ребенок находится в социально-опасном положении вследствие того, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, являются хроническими алкоголиками или наркоманами, что оказывает вредное воздействие на ребенка и в иных случаях, когда родители не в состоянии надлежащим образом осуществлять свои родительские обязанности по воспитанию и содержанию детей. В этих случаях комиссия по делам несовершеннолетних, наделенная правомочиями органа опеки и попечительства вправе по вынесенному решению отобрать ребенка на шесть месяцев и поместить ребенка на государственное обеспечение. Обстановка в семье и поведение родителей в течение шести месяцев находится под контролем органов опеки и попечительства.
Если родители в указанный срок не изменят своего поведения, не нормализуют обстановку в семье в лучшую сторону, управление (отдел) образования районного, городского исполнительного комитета, если отпали основания для отобрания ребенка, возвращает ребенка родителям, а если не отпали - обращается в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.
№ 36. Имущественные права и обязанности родителей. Управление родителями делами и имуществом несовершеннолетних детей. Пределы полномочий родителей по управлению и распоряжению имуществом детей.
Законодательство исходит из принципа раздельности имущества родителей и детей. Право ребенка на самостоятельное распоряжение имуществом, принадлежащим ему на праве собственности, возникает с момента приобретения им полной дееспособности. До этого момента управление делами и имуществом несовершеннолетних осуществляют их родители. Несовершеннолетние дети до приобретения ими полной дееспособности вправе самостоятельно совершать некоторые сделки, что предусмотрено гражданским законодательством (ст.25, 27 ГК).
В целях охраны имущественных интересов детей от возможных недобросовестных действий со стороны родителей ч. 2 ст. 89 КоБС предусматривает перечень сделок, которые родители не вправе совершать без согласия органа опеки и попечительства:отчуждать, отдавать в залог имущество, принадлежащее ребенку; отказываться от наследства от имени ребенка, принимать наследство под условием; отказываться от принятия в дар; требовать раздела имущества ребенка; совершать другие сделки, противоречащие интересам ребенка. При нарушении установленного правила сделка будет признана недействительной по основаниям, предусмотренным ГК.
Родители обязаны с надлежащей заботой осуществлять управление имуществом ребенка, сохранять размер этого имущества, а при возможности и умножать его. Полученный в процессе использования имущества ребенка доход подлежит целевому обращению - на содержание и воспитание ребенка. Вместе с тем допускается использование полученного дохода на другие обоснованные потребности семьи.
Если управление имуществом ребенка, осуществляемое родителями, ставит в опасность имущественное положение ребенка, органы опеки и попечительства вправе обязать родителей или одного из них составить опись имущества ребенка и представить отчет о его состоянии и управлении им.
Суд по иску органа опеки и попечительства, прокурора или одного из родителей может отстранить виновного родителя от управления имуществом ребенка или установить порядок такого управления.
37. Обязанности родителей по возмещению расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.
Родители (– лишенные родительских прав, – у которых дети отобраны без лишения родительских прав по решению суда, – у которых дети отобраны по решению комиссии по делам н/л районного, городского исполкома, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка, – находящиеся в розыске, ЛТП или в местах содержания под стражей, – отбывающие наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста) возмещают в полном объеме расходы, затраченные гос-м на содержание детей, за весь период нахождения детей на гос. обеспечении в детских интернатных учреждениях; учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детских домах семейного типа, опекунских семьях, приемных семьях. При этом обязанность возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, возникает со дня помещения ребенка на гос. обеспечение, но не ранее дня принятия решения комиссией по делам н/л районного, городского исполкома, местной администрации района в городе об отобрании ребенка, постановления органа, ведущего уголовный процесс, либо вступления в законную силу судебного постановления, приговора в отношении родителей.
Расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, не возмещаются родителями, признанными недееспособными, а также родителями, которые не могут выполнять родительские обязанности по состоянию здоровья на основании заключения врачебно-консультационной комиссии, выданного государственной организацией здравоохранения.
Перечень заболеваний, при которых родители не могут выполнять родительские обязанности, утверждается Мин-вом здравоохранения РБ.
За н/л родителей расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, возмещаются родителями, усыновителями этих н/л родителей. При отсутствии родителей, усыновителей, а также в случае непогашения расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, родителями, усыновителями возмещение указанных расходов, начиная со дня помещения ребенка на государственное обеспечение, осуществляется несовершеннолетними родителями после достижения совершеннолетия либо с момента приобретения ими до достижения совершеннолетия дееспособности в полном объеме.
Родители, указанные в части первой настоящей статьи, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, временно пребывающие и временно или постоянно проживающие в РБ, обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в порядке, установленном законодательными актами РБ, если их дети являются гражданами РБ или лицами без гражданства.
Размер и состав расходов, затрачиваемых государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, устанавливаются Правительством РБ.
Расходы на содержание детей, указанные в части первой настоящей статьи, возмещаются в добровольном порядке либо взыскиваются в порядке, установленном законодательством РБ.
В случаях, предусмотренных законодательными актами РБ, размер расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, может быть уменьшен либо лицо, обязанное возмещать указанные расходы, может быть освобождено от уплаты задолженности по их возмещению.
Средства на возмещение расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, перечисляются в доход бюджета, из которого финансируются детские интернатные учреждения, учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детские дома семейного типа, опекунские семьи, приемные семьи, в порядке, установленном законодательством РБ.
За уклонение от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, виновное лицо несет ответственность, установленную законодательством РБ.