Режим дня в детском саду
29 Режим дня в детском саду.
Режим дня – это определенное, организованное распределение периодов бодрствования и сна, оздоровительных и гигиенических процедур, приема пищи, занятий детей. Их жизнерадостное и бодрое настроение напрямую зависит от соблюдения режима. Если не успели вовремя пообедать или лечь спать, например, то нервная система ребенка перегружается, и он становится вялым или перевозбужденным, плохо спит, капризничает и так далее.
Для каждой группы детского сада разработан отдельный режим дня. Он указан в «Программе воспитания в детском саду». В среднем режим рассчитан на то, что ребенок будет проводить в саду 12 часов и так же там дополнительно прилагается режим дня для дома.
В зависимости от вида деятельности родителей, климатических условий, сезона и некоторых других условий, воспитатели могут корректировать типовой распорядок дня, который указан в программе. Но время, которое выделяется на занятия, игры, прогулки не подлежит изменениям. Ведь после занятий, где ребенок умственно потрудился, ему необходима разрядка в виде подвижной игры. А после энергичного времяпрепровождения – спокойный отдых.
Пример типового режима дня.
С 6.30 до 7.00 детей принимают в группы. В период с 7 утра до 7.30 они умываются, делают гимнастику. Начиная с 8 утра и до 9 малыши завтракают, играют, готовятся на прогулку. С 9 часов дети гуляют на улице. Идут назад в группы, готовятся к обеду с 11 часов. А в 12.00 малыши обедают и до 14.00 занимаются самостоятельной деятельностью, готовятся ко сну. Тихий час длится с 14 до 15 часов. Потом, до 16.00 – полдник, занятия. Далее – до 16.30 у детей ужин и прогулка. Обычно, после 18.00 детей забирают домой.
Это примерный распорядок дня, ведь очень много садов могут работать, например, до 19 часов, значит, у них уже будет другой режим.
Ребенку очень сложно привыкнуть к новому режиму дня. Значит, от родителей и воспитателей требуется большое терпение и понимание. Здесь очень важен индивидуальный подход к ребенку, необходимо учитывать его состояние здоровья, прошлый жизненный опыт и личные особенности характера. Но зато, приучив ребенка к строгому режиму, поведение становится дисциплинированным и появляется склонность к соблюдению порядка.
Если следовать режиму дня, то все действия будут повторяться одинаково изо дня в день. Но в этом течении процесса не должно возникать монотонности и однообразия. Поэтому ситуацию спасает педагог, который очень любит свое дело. Только такой человек способен создавать для детей интересные, развивающие условия в детском саду. Значит, он должен уметь использовать каждую секунду времени в своих благородных воспитательных целях. А ведь это не так просто: часть детей ведет себя пассивно, часть — активно, некоторые вовсе не обращают на взрослых внимания... Воспитательная работа и заключается в том, чтобы направить энергию ребенка в правильное русло.
Занятия в группах разрабатываются в соответствии с возрастом и возможностями детей. Устанавливается их определенная длительность. Для отельных занятий возможно разделение на подгруппы.
Прогулки – очень важная составляющая распорядка дня. Без них невозможно представить полноценное развитие и отдых детей. В саду выводят гулять на улицу два раза: утром и вечером по два часа. Деятельность во время прогулок должна быть разнообразной. Нельзя малышей просто вывести на улицу и предоставить их самим себе. Воспитатели обязаны организовать досуг. Дети могут играть в подвижные игры, работать на участке, слушать познавательные лекции старших, наблюдать за природой и многое-многое другое.
Также, особое внимание уделяется организации сна. Ведь очень важно, чтобы дети хорошо засыпали и спали. Если ребенок не любит или не хочет днем спать, то он должен будет просто лежать в своей кровати. Ходить и заниматься какой-либо деятельностью им не разрешено.
Если погодные условия не позволяют выходить на улицу, то дети остаются в группах и там проводят свой досуг. Когда малышам предоставляется время для свободной деятельности, то они, в основном, самостоятельно играют. С наступлением лета режим дня стает более разнообразным, а деятельность – насыщенней: дети ходят в театры, зоопарки, концерты, на экскурсии и посещают много других интересных мест.
Во многих детских дошкольных заведениях совпадает время приема пищи. Отличаются в этом вопросе только частные садики. Меню должно быть разнообразным, а блюда – включать все необходимые продукты.
Занятия же имеют несколько основных направлений: музыкальные, физкультура, математика, развитие речи, изобразительное искусство. Время для этого выделяется немного,чтобы дети не уставали. В старших группах занятия длятся дольше, чем в младших и в ясельных. Чем взрослее дети, тем меньше у них сон, быстрее происходит подготовка к прогулкам, дольше длятся игры на улице.
Когда родители задерживаются, ребенок может побыть с няней или воспитателем. Но это не должно перерастать в закономерность.
Родителям важно знать, что период адаптации пройдет более гладко, если малыша приучать к режиму еще задолго до поступления в ряды дошкольников.