Социально-профессиональное воспитание: направление, методы
В широком смысле слова социально-профессиональное воспитание – это взаимодействие двух и более субъектов (общества и личности, социальной общности и индивида), необходимое и достаточное для профессионального становления будущего специалиста в соответствии с объективными требованиями общества.
В узком смысле профессиональное воспитание выступает как специально организованный и контролируемый процесс становления личности, адекватной профессиональному труду.
Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование системы профессионального воспитания специалиста в процессе преподавания циклов гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин, включает в себя:
· создание ситуаций выбора на каждом этапе профессионального воспитания;
· дифференциацию целей, задач и содержания профессионального воспитания с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
· направленность образовательного процесса на решение задач профессионального воспитания, на построение системы профессиональных отношений;
· построение процесса профессионального воспитания на основе ведущей роли в нем программы самореализации и саморазвития будущего специалиста;
· организацию сотрудничества на основе взаимного доверия, диалога, установления субъект-субъектных отношений преподавателя и учащихся;
· ориентацию учащихся в ценностях будущей профессиональной деятельности;
· построение содержания курсов гуманитарных, психолого-педагогических и специальных дисциплин с учетом ориентации на самопознание, саморазвитие, самоанализ, разрешение внутренних конфликтов, построение позитивных жизненных и профессиональных планов.
Конституирующей основой этого типа воспитания является профессия. Профессиональное воспитание направлено на обеспечение социально-профессионального становления личности, актуализацию индивидуально-психологического потенциала, удовлетворение потребности в социальном и профессиональном самоопределении. Для реализации личностно ориентированного профессионального воспитания требуется обеспечить необходимые педагогические условия:
профессиональную компетентность педагогов;
реализацию прав учащихся на качественное образование;
содержание образования, адекватное социокультурным реалиям и тенденциям развития цивилизации;
вариативность и дифференцированность образования, позволяющие адаптировать педагогическую систему к учащимся с различными индивидуально-психологическими особенностями;
единство действий всех субъектов образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов, администрации);
комплекс развивающих, личностно ориентированных педагогических технологий;
охрану и укрепление здоровья обучающихся (валеологичностьобразовательного процесса и среды).
Важную роль в воспитательном процессе в учебном заведении могут сыграть актуализация, демократизация и театрализация профессионально-образовательного процесса.
Под актуализацией понимается деловое и искреннее обсуждение в учебное и внеучебное время современныхсоциальных, культурных и профессиональных проблем, которые живо затрагивают интересы обучаемых.
Принцип демократизации подразумевает активное участие самих учащихся в организации учебного процесса и контроля за его качеством:
Театрализация учебного процесса реализует такой принцип: сначала заинтересовать, а потом научить, причем система интересов должна строиться вокруг профессиональных ценностей как индикаторов профессиональной культуры.
Анализ психологических и педагогических технологий сотрудничеств педагогов и учащихся позволяет выделить ряд принципов, которые следует реализовать в воспитательном процессе.
Принцип свободы выбора.Выбор будущей профессии должен предполагать свободу самоопределения в ней.
Принцип открытости.Сегодняшний учащийся смутно представляет себе границы своей информированности и границы собственного незнания. Поэтому обучение должно быть тесно связано с развитием любознательности, в противном случае оно превращается в воспитание исполнителя. Важно не только побуждать, но и сталкивать учащихся с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Для этого можно использовать открытые задачи, имеющие размытые, допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов.
Принцип деятельности. Чтобы знания становились инструментом, а не багажом интеллекта, учащийся должен уметь ими пользоваться: преобразовывать, дополнять, находить новые связи и отношения, рассматривать их в разных моделях, т.е. осваивать знания и умения в деятельности. Следовательно, необходимо увеличение удельного веса практики в процессе обучения. Это особенно важно для формирования у учащихся профессиональной направленности.
Принцип обратной связи.Отслеживание (мониторинг) в процессе профессионального обучения таких параметров, как выраженность профессионально важных качеств учащихся, уровень их нравственного развития, воспитанности – необходимое условие профессионального становления личности.