Социально-профессиональное воспитание: направление, методы

В широком смысле слова социально-профессиональное вос­питание – это взаимодействие двух и более субъектов (общества и личности, социальной общности и индивида), необходимое и достаточное для профессионального становления будущего спе­циалиста в соответствии с объективными требованиями общест­ва.

В узком смысле профессиональное воспитание выступает как специально организованный и контролируемый процесс ста­новления личности, адекватной профессиональному труду.

Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование системы профессионального воспитания специалиста в процессе преподавания циклов гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин, включает в себя:

· создание ситуаций выбора на каждом этапе профессионального воспитания;

· дифференциацию целей, задач и содержания профессионального воспитания с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

· направленность образовательного процесса на решение задач профессионального воспитания, на построение системы профессиональных отношений;

· построение процесса профессионального воспитания на основе ведущей роли в нем программы самореализации и саморазвития будущего специалиста;

· организацию сотрудничества на основе взаимного доверия, диалога, установления субъект-субъектных отношений преподавателя и учащихся;

· ориентацию учащихся в ценностях будущей профессиональной деятельности;

· построение содержания курсов гуманитарных, психолого-педагогических и специальных дисциплин с учетом ориентации на самопознание, саморазвитие, самоанализ, разрешение внутренних конфликтов, построение позитивных жизненных и профессиональных планов.

Конституирующей основой этого типа воспитания является профессия. Профессиональное воспитание направлено на обеспечение социально-профессионального становления личности, актуализацию индивидуально-психологического потенциала, удовлетворение потребности в социальном и профессиональном самоопределении. Для реализации личностно ориентированного профессионального воспитания требуется обеспечить необходимые педагогические условия:

профессиональную компетентность педагогов;

реализацию прав учащихся на качественное образование;

содержание образования, адекватное социокультурным реалиям и тенденциям развития цивилизации;

вариативность и дифференцированность образования, позволяющие адаптировать педагогическую систему к учащимся с различными индивидуально-психологическими особенностями;

единство действий всех субъектов образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов, администрации);

комплекс развивающих, личностно ориентированных педагогических технологий;

охрану и укрепление здоровья обучающихся (валеологичностьобразовательного процесса и среды).

Важную роль в воспитательном процессе в учебном заведении могут сыграть актуализация, демократизация и театрализация профессионально-образовательного процесса.

Под актуализацией понимается деловое и искреннее обсуждение в учебное и внеучебное время современныхсоциальных, культурных и профессиональных проблем, которые живо затрагивают интересы обучаемых.

Принцип демократизации подразумевает активное участие самих учащихся в организации учебного процесса и контроля за его качеством:

Театрализация учебного процесса реализует такой принцип: сначала заинтересовать, а потом научить, причем система интересов должна строиться вокруг профессиональных ценностей как индикаторов профессиональной культуры.

Анализ психологических и педагогических технологий сотрудничеств педагогов и учащихся позволяет выделить ряд принципов, которые следует реализовать в воспитательном процессе.

Принцип свободы выбора.Выбор будущей профессии должен предполагать свободу самоопределения в ней.

Принцип открытости.Сегодняшний учащийся смутно представляет себе границы своей информированности и границы собственного незнания. Поэтому обучение должно быть тесно связано с развитием любознательности, в противном случае оно превращается в воспитание исполнителя. Важно не только побуждать, но и сталкивать учащихся с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Для этого можно использовать открытые задачи, имеющие размытые, допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов.

Принцип деятельности. Чтобы знания становились инструментом, а не багажом интеллекта, учащийся должен уметь ими пользоваться: преобразовывать, дополнять, находить новые связи и отношения, рассматривать их в разных моделях, т.е. осваивать знания и умения в деятельности. Следовательно, необходимо увеличение удельного веса практики в процессе обучения. Это особенно важно для формирования у учащихся профессиональной направленности.

Принцип обратной связи.Отслеживание (мониторинг) в процессе профессионального обучения таких параметров, как выраженность профессионально важных качеств учащихся, уровень их нравственного развития, воспитанности – необходимое условие профессионального становления личности.

Наши рекомендации