II. Структура содержания образования
Это научно обоснованная система ЗУН, эмоционально ценностное отношение к миру, опыта творческой деятельности.
Выделяют 4 компонента:
1. Знания:
· о природе
· обществе
· способах деятельности
· познании
происходит
· овладение основ наук
· гуманизация, гуманитаризация образования
· четкость в понятиях, ведущих идеях науки
· рассмотрение современных подходов
· устранение загруженности
2. Интеллектуальные и практические умения и навыки
3. Эмоционально-ценностное отношение к людям, обязанностям, самому себе, обществу.
4. Формирование опыта творческой преобразовательной деятельности.
Госстандарт образования – это содержательное ядро образования, включающий в себя материал, необходимых и достаточный для достижения целей образования.
Стандарт образования необходим в условиях многопрофильного образования для обеспечения эквивалентного образования выпускников.
На основе ГСО будут создаваться вариативные программы и учебники.
Уровни:
1. Федеральный – обеспечивает единство педагогического пространства, а так же интеграции в мире.
2. Национально-региональный. Направлен на определение нормативом того образование, который характерен для данного региона.
3. Школьный. Отражается спецификой направления отдельного образовательного учреждения.
ГСО способствует:
1. Созданию единого государственного пространства в условиях разнообразных типов школ, национальных и региональных моделей образования.
2. Формирует положительную мотивацию учения: доступный учебный материал, нормирована учебная нагрузка, определены требования к уровню образования и выделены критерии его оценки.
3. Выделение в учебном плане времени для занятий по выбору.
Требования к содержанию образования:
1. Научность
2. Исторический подход
3. Учет международного опыта построения содержания образования
4. Социально-воспитательный аспект
5. Морально-этические требования
6. Уровень развития общества, науки, техники, культуры
7. Учет возрастных возможностей
8. Оптимальный объем
9. Структурно-системные требования
10. Связь с жизнью, политехничность.
Документы, реализуемые через содержание образования:
1. Базисно-учебный план. Это основной нормативный документ, основа для разработки учебных планов. Исходный документ для финансирования и определения нормативов. Здесь же определяется продолжительность обучения в учебных годах на каждой ступени, недельная учебная нагрузка, обязательные учебные занятия и факультативные.
2. Типовой учебный план и учебный план.
3. На основе всех этих документов составляется учебная программа. Это тоже нормативный документ, который раскрывает содержание ЗУН, СУД по учебным предметам.
4. Учебный предмет – система научных знаний, практических умений, навыков, которые позволяют обучающимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с возрастными особенностями – исходные положения науки.
5. Рабочие учебные программы. Это конкретные для каждого преподавателя рабочие программы.
Структура учебных программ:
1. Объяснительная записка: задачи, воспитательные возможности, ведущие научные идеи.
2. Содержание программы: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, определяются основные понятия, умения и навыки, и возможные виды занятия.
3. Даются методические указания.
Преподавание осуществляется через учебники, учебные пособия.
Функции учебных пособий и учебников:
1. Информационно-познавательная
2. Исследовательская
3. Практическая
4. Самообразование
Виды учебников:
1. Универсальные
2. Систематический
Сборники упражнений и практических заданий
ü Хрестоматии
ü Программированные учебники
ü Электронные
Структурные построения учебников:
1. Линейная. Отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесто связанных между собой содержательных звеньев, которые изучаются только 2 раз. При выборе такой структуры, необходимо придерживаться требования последовательности, историзма, систематичности, доступности.
2. Концентрический. Предполагает возвращение к изучаемым материалам. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз. Причем его содержание постепенно усложняется, расширяются.
3. Спиральная. Обучающиеся, не теряя исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.
4. Смешенная. Является комбинацией линейной, концентрической и спиральной структуры. Она позволяет маневрировать, корректировать содержание образования, излагать учебный материал различными способами.
III. Виды образования
Виды образования в зависимости от характера подготовки: общее и профессиональное
Основные задачи общего образования:
1. Формирование научного мировоззрения
2. Вооружение широким кругом знаний в области науки, культуры, искусства, практической деятельности.
3. Развитие познавательной активности, творческих сил и способностей. Развитие суд.
4. Содействие воспитанию базовой культуры личности.
5. Развитие учащихся физически и готовность к участию во всех сферах жизни человека.
В содержание общего образования входит 3 основных цикла изучаемых дисциплин:
1. Естественнонаучные. Дают школьникам знания основ закономерностей развития природы, способы и средства их исследования, развитие абстрактного, логического мышления.
2. Гуманитарный. Способствует постижению законов общественного развития, постижению социальной природы человека, развитие речи, наглядно-образного мышления, творчества; Художественные.
3. Труд, физкультура, ОБЖ и т.д. Способствует укреплению здоровья, формированию трудовых умений, навыков, необходимых для будущей жизни.
Общее образование осуществляется во взаимосвязи с политехническим образованием, которое знакомит учащихся с научными основами современного производства, его главными отраслями, дает им навыки обращения с наиболее употребительными орудиями труда, содействует развитию творческих, технических способностей и психологической и практической подготовки учащихся к труду.
Профессиональное образование. Приобретение специфически-профессиональных ЗУМ и СУД.
Виды профессионального образования:
1. Допрофессиональная подготовка.
2. Начальная профессиональная подготовка: ПТУ, лицеи, УПК, профильные классы
3. Средне-специальная профессиональная подготовка: училища, техникум, колледж.
4. Высшие учебные заведения: институты, академии, университеты, консерватории.
5. Послевузовские: аспирантура, докторантура, ФПК, ИПК
Диагностика обучения
Диагностика обученности (контроль, проверка, оценка, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий). Образовательное и воспитательное значение диагностики. История развития педагогической диагностики.
Контроль, оценка и их роль в руководстве учебно-познавательной деятельностью учащихся. Образовательное и воспитательное значение контроля и оценки. Виды, содержание, функции контроля. Тестирование. Критерии оценки знаний, умений навыков. Проверка и оценка знаний учащихся в зарубежной школе. Диагностирование обучаемости.