Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии
Предмет педагогической психологии
Термином "педагогическая психология" обозначаются две разные науки. Одна из них - это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания.
Под таким же термином - "педагогическая психология" развивается и прикладная наука, цель которой - использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики. За рубежом эту прикладную часть психологии часто называют школьной психологией.
Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания.
Предмет педагогической психологии – факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.
Общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.
Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии
Первая теория: между обучением и развитием отсутствует связь
Развитие ребенка есть следствие внутреннего, спонтанного самоизменения, на которое обучение не оказывает никакого влияния.
По мнению Ж. Пиаже, мышление ребенка с необходимостью проходит через все известные фазы и стадии независимо от процесса обучения.
Более того, обучение обусловлено уровнем развития человека.
"Развитие создает возможности - обучение их реализует", - писал В. Штерн.
Т.о. обучение как бы надстраивается над созреванием.
Обучение - это лишь внешние условия созревания, детского развития. Оно рассматривается как "чисто внешний процесс, который должен быть так или иначе согласован с ходом детского развития, но сам по себе не участвующий активно в детском развитии, ничего в нем не меняющий и скорее использующий достижения развития, чем подвигающий ход и изменяющий его направление." Этой точки зрения придерживались А. Гезелл, 3. Фрейд и др.
Этой психологический теории соответствует знаменитый дидактический принцип - принцип доступности (согласно ему, как известно, ребенка можно и нужно учить лишь тому, что он "может понять", для чего у него уже созрели определенные познавательные способности).
Вторая теория: обучение и развитие - тождественные процессы
Согласно второй точке зрения, обучение и развитие - тождественны (У. Джемс, Э. Торндайк, Дж Уотсон и др.). Считается, что ребенок развивается в меру того, как он обучается, поэтому развитие есть обучение, а обучение и есть развитие. Каждый шаг обучения считался и шагом развития ученика.
Таким образом, обучение и есть развитие, что первое полностью сливается с детским развитием, когда каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии (при этом развитие сводится в основном к накоплению всевозможных привычек).
Естественно, что по этой теории любое обучение - развивающее, поскольку обучение детей, например, каким-либо математическим знаниям может приводить к развитию у них ценных интеллектуальных привычек. Эта точка зрения очень удобна для практиков, поскольку она оправдывает любые действия педагогов (учителей, методистов и др.).
Третья теория: между обучением и развитием существует тесная связь
Она рассматривает само развитие как двойственный процесс: как созревание и как обучение. А отсюда следует, что созревание как-то влияет на обучение, а обучение, в свою очередь, влияет на созревание. При этом обучение понимается как процесс возникновения новых структур и усовершенствования старых, а поэтому обучение может идти не только вслед за развитием, но и впереди него, вызывая в нем новообразования.
Обучение ведет за собой развитие и должно идти впереди него. (Л.С. Выготский).
Понятие "зона ближайшего развития"
v То, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает на зону его ближайшего развития, которая помогает нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития. Таким образом, состояние умственного развития ребенка может быть определено по меньшей мере с помощью выяснения двух его уровней - уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
Выдвинув это положение, Выготский подчеркнул, что при обучении и воспитании, с одной стороны, нельзя предъявлять ребенку непосильных требований, не соответствующих уровню его актуального развития и ближайшим возможностям. Но в то же время, ориентироваться на «завтрашний день» детского развития. То, что сегодня ребенок может выполнить с помощью взрослого, наводящих вопросов с его стороны, примеров, показа, завтра он сможет сделать самостоятельно.
Т.о. ЗБР – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем потенциального развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Феномен ЗБР свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка.
Обучение создает ЗБР, т.е. побуждает, приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимодействия с окружающими, сотрудничества со взрослым, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка.
Показатели УАР и УПР
А.К. Маркова выделила основные показатели в соответствии с уровнями психического развития. Среди основных показателей уровня актуального развития она выделила обученность, развитость и воспитанность, а в зоне ближайшего развития - обучаемость, развиваемость, воспитуемость.
Обученность включает:
наличный, имеющийся к сегодняшнему дню, запас знаний;
сложившиеся учебные действия, умения и навыки.
Развитость включает:
· характеристики абстрактного отвлеченного мышления;
· оперирование ключевыми понятиями, принципами, законами в данном учебном предмете;
· познавательную инициативу как выход за пределы заданного;
· продуктивное мышление, креативность;
· рефлексию как осознанность деятельности;
· произвольность и преднамеренную организацию познавательной деятельности.
Психологическими показателями воспитанности являются:
· широкий запас нравственных знаний, усваиваемых на осознанном уровне;
· понимание окружающих;
· нравственные убеждения;
· мотивы и цели, проявляющиеся в интересе к различным способам деятельности, в добровольном выполнении необязательных учебных заданий, в "сильном" целеполагании - доведении до конца монотонной деятельности, помехоустойчивости, отсутствии разрушения учебной деятельности в случае затруднений, ошибок;
· реальные повторяющиеся нравственные поступки школьника в учении.
Обучаемость в широком смысле слова - способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности.
Воспитуемость определяется откликаемостью на воспитательные воздействия извне; готовностью к переходу на новые уровни развития личности.
Развиваемость - способность, возможность дальнейшего развития;
готовность к переходу на новые уровни развитости; проявление динамики в самом умственном развитии, в становлении интеллекта, мышления, активности, инициативы и т.д.
.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
Обучение— это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Учебная деятельность - деятельность обучающегося, ориентированная на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и умение адекватно и творчески применять их в разнообразных ситуациях.