Структура подготовки педагогических работников
Система непрерывного педагогического образования в России.
Под непрерывным педагогическим образованием понимается не только последовательное прохождение цепочки учреждений педобразования с целью подготовки к конкретной педагогической деятельности, но и реализация индивидуальных образовательных траекторий конкретной личностью с целью удовлетворения ее образовательных потребностей (Болотов В.А., Костикова М.Н.).
В системе педагогического образования России функционируют государственные педвузы с филиалами, средние педагогические учебные заведения, индустриально-педагогические техникумы и учреждения дополнительного педагогического образования (институты усовершенствования учителей, институты повышения квалификации) с филиалами.
Схематично система педагогического образования представляет собой:
- допрофессиональная подготовка;
- средне-специальная подготовка; } бакалавриат
- базовое высшее образование; } бакалавриат
- полное высшее педагогическое образование; } магистратура
- аспирантура (повышение научной квалификации).
Допрофессиональная подготовка – это первый этап в системе непрерывного образования и дополнительное образование к основному школьному.
Сложились разнообразные формы допрофессиональной подготовки:
- педагогические классы в школах, работающие по специально разработанным программам;
- педагогический профиль 10-11 классов в гимназиях (как правило, при педвузах);
- специализированные довузовские образовательные учреждения педагогического профиля;
- педагогические лицеи или классы лицеистов;
- факультеты довузовской подготовки, существующие в структуре педвузов;
- летние лагеря «Юный педагог» и т.д.
Следующий, послешкольный уровень непрерывного педагогического образования осуществляется в учебных заведениях, в которых следует готовить профессионалов, владеющих педагогическим мастерством. В учебных заведениях такого типа (педагогические училища) происходит формирование когнитивных (знаниевых) и личностных характеристик, а также освоение навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности в рамках современного образовательного процесса. Основная задача, выполняемая такими учреждениями – подготовка кадров для детских дошкольных учреждений и начальной общеобразовательной школы.
Основу педагогического образования составляет базовое высшее образование, реализуемое образовательно-профессиональными программами первого и второго уровней. Первый уровень – общее высшее образование– достигается путем освоения образовательно-профессиональных программ первого уровня в течение двух лет обучения. Оно обеспечивает право личности на продолжение обучения на ступени базового высшего педагогического образования по образовательно-профессиональным программам второго уровня. Кроме того, желающие могут продолжить образование в сфере трудовой деятельности или изменить образовательно-профессиональную ориентацию.
Второй уровень базового высшего педагогического образованиярассчитан на два года обучения и предусматривает реализацию образовательно-профессиональной программы по одному из предметных направлений. Студентам, сдавшим государственные экзамены и получившим базовое высшее педагогическое образование, выдается диплом бакалавра образования по избранному направлению.
Полное высшее педагогическое образованиеосновывается на базовом высшем образовании и представляет собой развитие и дифференциацию профессиональных и образовательных программ по направлениям специализации. За счет углубленной образовательно-профессиональной программы обеспечивается подготовка специалиста преимуществен «по заказу». Основная цель данной ступени – подготовка педагога-исследователя, ориентированного на созидательную, творческую деятельность. Продолжительность обучения на ступени полного высшего педагогического образования не менее двух лет на основе четырехлетнего базового высшего образования.
Лицам, получившим полное высшее педагогическое образование, выдается диплом магистра образованияпо конкретному направлению науки и квалификационный сертификат по избранной специальности, предоставляющий право осуществлять профессиональную деятельность в любых типах образовательных учреждений (школах, лицеях, гимназиях, колледжах, вузах).
Вершиной системы педагогического образования Российской Федерации является повышение научной квалификации, аспирантура.
Структура подготовки педагогических работников.
Структура, содержание и методы подготовки будущих учителей в педагогических вузах определяются требованиями общества на переходном этапе его развития, уровнем развития педагогической науки, особенностями педагогической деятельности в современных условиях.
Сегодня педагогической общественностью достаточно широко обсуждается вопрос о том, какой учитель нужен школе. В целом в общественном сознании уже сложились некоторые представления о тех требованиях, которым должен соответствовать современный учитель. Это гуманистическая направленность, ориентация на общечеловеческие ценности, профессиональная компетентность, способность к творческому решению задач обучения и воспитания, психологическая готовность ведения коррекционно-реабилитационной работы с детьми, овладение методикой такой работы.
Особое место в структуре подготовки учителей занимает общепедагогическая подготовка, главной целью которой является формирование учителя, владеющего не только знаниями по педагогической теории, но и практическими умениями и навыками в области образования и воспитания.
Большинство исследователей в области педагогического образования (Абдуллина В.А., Кузьмина Н.В., Никандров Н.Д., Сластенин В.А., Спирин Л.В.) в систему общепедагогических знаний включают следующие блоки:
- фундаментальные методологические знания (знание методологии педагогической науки, знание теории обучения, теории воспитания, вопросов педагогического менеджмента);
- теоретико-практические знания об отдельных сторонах обучения и воспитания, о передовом педагогическом опыте по обучению, воспитанию, управлению школой;
- методические знания о формах организации, методах и приемах обучения и воспитания.
Система общепедагогических умений и навыков включает в себя:
- организационно-педагогические умения;
- умения по организации обучения и руководству познавательной деятельностью школьников;
- умения по организации воспитательного процесса и руководству воспитанием и самовоспитанием учащихся;
- умения по организации управления школой;
- умения по организации общественно-педагогической работы среди населения.
Учебные планы педагогических вузов страны включают несколько педагогических дисциплин. Часть из них являются обязательными, другие – определяются профилем вуза, факультета.
Рассмотрим место каждого курса в системе общепедагогической подготовки учителя.
Знакомство будущих учителей с особенностями своей предстоящей профессиональной деятельности начинается с курса «Введение в педагогическую профессию».Здесь студенты узнают о содержании и специфике профессии учителя в разные исторические периоды, спектре современных педагогических специальностей, перспективах педагогической профессии в новом тысячелетии, гуманистической природе педагогической деятельности.
Изучение данного курса, с одной стороны, позволяет будущим учителям еще раз убедиться в правильности выбранной ими профессии, с другой – способствует их адаптации к условиям вузовского обучения.
Ведущим в системе общепедагогической подготовки учителя является курс «Педагогика».Данный курс имеет своей целью вооружение будущих учителей знаниями теоретических основ современной педагогической науки, некоторыми педагогическими умениями и навыками, необходимыми для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в школе, других образовательных учреждениях.
В ходе изучения курса студенты рассматривают следующие вопросы: структура педагогической науки и ее основные категории; функции педагогического процесса, его целостность и закономерности; воспитание в целостном педагогическом процессе, его характерные особенности и движущие силы; структурные элементы процесса воспитания и их взаимосвязь; цель, содержание и источники воспитания; система методов и средств воспитания; воспитательная система школы; основы социальной педагогики; обучение в структуре целостного педагогического процесса; методы и средства обучения; новые информационные технологии в образовании; государственный образовательный стандарт; технологии педагогической диагностики, педагогического прогнозирования; педагогическое общение.
Таким образом, курс «Педагогика» интегрирует в себе методологические, теоретические и методические основы учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях всех уровней, прежде всего общеобразовательных.
Курс «Философия и история образования»знакомит студентов с социальной природой образования, основными вехами в теории и практике образования в различные исторические эпохи.
Изучение основанных педагогических теорий при изучении данного курса осуществляется посредством всестороннего анализа педагогического наследия великих педагогов и мыслителей прошлого: Я.А. Коменского, А. Дистервега, И.Г. Песталоцци, И. Гербарта, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко и др. Каждый студент имеет возможность в полной мере реализовать большой идейно-теоретический и общекультурный потенциал курса «Философия и история образования» в его естественных связях с социально-политической историей, философией, этикой, психологией, художественной литературой, особенно при изучении педагогической деятельности и взглядов М. Монтеня, Т. Мора, Ж.-Ж. Руссо, А.И. Герцена, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского и др.
В целом курс способствует решению таких задач, как вооружение студентов научным методом исторического подхода к пониманию и анализу важнейших педагогических явлений, формированию умения правильно оценивать педагогическое наследие прошлого.
Важное место в общепедагогической подготовке будущего учителя занимает курс «Правовое обеспечение образовательного процесса», который вооружает студентов знаниями основ регулирования практически всех сфер образовательного процесса.
Преподавание педагогических дисциплин в педагогических вузах осуществляется в органическом единстве с другими предметами психолого-педагогического цикла: возрастной физиологией и школьной гигиеной, общей психологией, педагогической психологией.
Педагогическая практика студентов играет важную роль в учебно-воспитательном процессе. Благодаря непрерывности и постоянному усложнению ее содержания от младших курсов к старшим, она является связующим звеном между теоретической и практической подготовкой будущего учителя.