Адаптация детей-сирот оставшихся без попечения родителей
Социальная адаптация – система методов и приёмов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособления к новым социальным условиям, в связи с изменением социального статуса, жизненных утрат и неудач, а также неадаптированным личностям. Результирующей составляющей общения ребёнка с социальным миром являются его адаптация, индивидуализация и интеграция во все новые и новые общности (А. В. Петровский).
Социальная адаптация не является только приспособлением человека к социальной среде. Такое понимание адаптации педагогами часто приводит к нарушению личностной идентичности и её кризису. Скорее речь идёт об активном взаимодействии с окружающими и проявлении субъективных свойств личности, творческом освоении социокультурных норм и образцов. Адаптация – это состояние, противоположное дезадаптации.
На основе рассмотрения потребностей человека как источника активности исследователи обосновывают проявления дезадаптации и дезадаптированности личности при условии, если устойчиво и постоянно не выполняется комплекс потребностей человека от физиологических потребностей в безопасности, принадлежности к желаемой группе, в компетентности в деятельности и в отношениях с другими людьми до потребности в самоактуализации (А. Маслоу).
Дезадаптация личности рассматривается как система, охватывающая её биологическую, психологическую и социальную стороны.
На уровне организма дезадаптация и дезадаптированность проявляются вследствие нарушений в нейропсихологических механизмах в виде патологических отклонений в деятельности органов, фиксированных форм поведения и как квазиинстинктивная активность.
На уровне субъекта проявляется психологическая дезадаптация, предопределяемая деформациями в психологическом развитии человека.
На уровне личности социальная дезадаптация выражается в несоответствии поведения личности требованиям норм, правилам поведения в обществе при взаимодействии с другими людьми в процессах деятельности, общения и познания.
Причиной дезадаптивного поведения в системе «личность» являются противоречия между установками, ценностными ориентациями, «Я-концепцией» личности и социальными требованиями к поведению человека.
Выделяют различные типы дезадаптации (Н. Г. Травникова):
1) умеренный, который характеризуется в целом позитивной самооценкой, а её разбалансированность касается в основном взаимоотношений в семье. Поведенческие реакции подростков не выходят за рамки возрастного бунтарства, а девиантность обнаруживается в основном в семейной сфере. Для этого типа характерны недоверие к людям, проявления депрессивности, подверженность к влиянию негативных факторов среды, тревожность и напряжённость по отношению к сверстникам. Неадекватно используется психоэнергетический и когнитивный потенциалы личности;
2) тотальный – характеризуется выраженностью девиантного поведения не только в семье, но и повсеместно; дисоциализированное поведение не выходит за рамки обычного подросткового бунтарства. Комплекс психологических факторов этого уровня составляют амбивалентность самооценки, низкий самоконтроль, эмоциональная напряжённость, личностная тревожность, тревожность по отношению к сверстникам, асоциальность. Неадекватно используются психоэнергетический, когнитивный, интеллектуально-творческий потенциалы;
3) деструктивный – характеризуется несбалансированностью поведения, выраженными личностными нарушениями, нестабильной самооценкой, некритичностью, отсутствием самоконтроля и проявляется в стойком девиантном поведении с эпизодами делинквентности.
Комплекс наиболее выраженных психологических факторов включает в себя такие особенности личности, как асоциальность, недоверие к людям, напряжённость, тревожность по отношению к сверстникам. Особенно ярко дезадаптированность проявляется в нравственно-творческом потенциале.
Освоение ребёнком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включённость в социальные отношения, поскольку даёт ему возможность приспосабливаться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.
Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребёнка, которая, как известно, происходит в трёх основных сферах: деятельности, общения и сознания.
В сфере деятельности у ребёнка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, её осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
В сфере общения происходит расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребёнка и в обществе в целом.
В сфере сознания – формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.
В процессе социальной адаптации ребёнка проявляется объективная потребность человека быть «как все». Однако параллельно с этим в процессе индивидуального развития личности у ребёнка постепенно формируется другая объективная потребность – проявить себя, свою индивидуальность. Ребёнок начинает искать способы и средства для её выражения, проявлять их. В результате чего происходит его индивидуализация, которая выражается в том, что те или иные социально значимые качества и свойства личности проявляются в индивидуальной, присущей именно этому человеку форме, что его социальное поведение при всей общей внешней схожести с поведением других людей приобретает черты неповторимости, уникальности.
Если при вхождении ребёнка в социум устанавливается равновесие между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой – вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребёнка в социум.
Так, если не происходит процесс адаптации ребёнка к группе, то у него может появиться робость, неуверенность в себе, безынициативность, что может привести к серьёзной личной деформации. Если ребёнок преодолел фазу адаптации и начинает предъявлять окружающим свои индивидуальные отличия, которые они отвергают как несоответствующие их представлениям и потребностям, это может привести к развитию у ребёнка негативности, подозрительности, агрессивности, завышенной самооценки.
Положительное вхождение ребёнка в группу, его интеграция способствует формированию у ребёнка чувства товарищества. При вхождении ребёнка в асоциальную группу у него могут развиваться асоциальные качества. Однако при этом для каждой категории детей должны быть разработаны свои методики и технологии воспитательного процесса, позволяющие активизировать позитивные факторы и нейтрализовать негативные. В целом усилия воспитателей и специалистов должны быть направлены на социальную адаптацию ребёнка, находящегося в трудной жизненной ситуации, т. е. на его активное приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения или на преодоление последствий влияния негативных факторов.
Если же степень утраты или социально значимых качеств столь высока, что это препятствует успешному приспособлению ребёнка к условиям социальной среды, т. е. происходит его социальная дезадаптация, то в этом случае необходима социальная реабилитация ребёнка, которая предусматривает специальную систему мер, направленных на восстановление утраченных им общественных связей и отношений, восстановление его социального статуса, обеспечивающего социальную адаптацию в обществе.
Специалисты отмечают основные типы адаптации человека через приспособление к существующим обстоятельствам путём врастания в среду или изменения себя и самоустранение, уход из среды, если невозможно принять ценности окружения как свои и не удалось изменить и покорить окружающий мир. Крайняя форма ухода из среды – самоубийство.
Дети-сироты – проблемная группа, и не только в психологическом плане; лишённые эмпатического общения в семье, с близкими людьми, перенёсшие жестокое обращение – это то, что можно считать частью начального капитала, сопровождающего стартовые позиции. В обычных условиях, как правило, начальный адаптационный потенциал даёт семья: социальный статус, воспитание, здоровье, образование и многое другое, что не всегда можно измерить, описать, а иногда даже уловить, например психологические характеристики.
Существующая система работы с детьми в детском доме зависит от множества факторов социально-психологического, объективного и субъективного характера и не всегда способствует успешной адаптации ребёнка (на всех возрастных этапах). Применяются наказания: от оскорбления словом до лишения питания, избиения, помещения в психиатрическую больницу, перевод из обычного детского дома в коррекционный.
В детских учреждениях получают травмы, в том числе от побоев воспитателей и старших детей, а также производственные. Здесь, с одной стороны, болезни лечат, но с другой – не долечивают и провоцируют. Всё это может повлиять на дальнейшее физическое развитие ребёнка и его умственные способности.
Если для раннего детства, проведённого в государственном учреждении, удачно найден термин «госпитализм», то сами выпускники характеризуют его как армия, тюрьма, каторга. Дети-сироты становятся мигрантами в раннем возрасте и сохраняют этот статус в течение многих лет, доказывая, что миграция не географический факт, а социальное явление.
Р. Парк считает, что миграцию не стоит отождествлять только с простым движением. Как минимум, она заключает в себе изменение места жительства и разрушение домашних связей.
Домашние связи у сирот разрушаются несколько раз:
1) собственно домашние связи и разлучение с родственниками;
2)домашние связи, когда ребёнок начинает считать детское учреждение – домом, а воспитателей и детей – родственниками. Подобные переезды оставляют психологическую травму на всю жизнь.
Переезд из одного учреждения в другое для одних воспитанников – ожидание чего-то нового, для других – страх перед будущим. Те, кого обижали в детском доме, ждут, что жизнь переменится к лучшему.
В каждом детском доме есть свои традиции, хорошие и плохие, которые передаются из поколения в поколение. Традиции формируются в детской среде, в среде воспитателей. Укрепляются из года в год и задерживаются практически навсегда.
Степень открытости (закрытости) воспитательного учреждения во многом определяет развитие воспитанников. Если у обычного, свободного ребёнка есть несколько кругов общения: семья, школа (детский сад), различные кружки и спортивные секции, близкие и дальние родственники, личные друзья и друзья родителей, соседи, двор и т. д., то у ребёнка в детском доме кругов общения значительно меньше, и все они могут быть определены одной территорией и одними и теми же лицами.
В совершенно закрытых учреждениях дети полностью отгорожены от внешнего мира: живут и учатся в одном здании на изолированной территории.
Выводы по первой главе:
Результаты теоретического и нормативного исследования показали, что кроме характера, воспитания, здоровья на адаптацию сироты влияет наличие родственников и отношения, которые с ними формируются. Попадая в детский дом, дети полностью теряют все родственные связи. Братьев и сестёр разлучают, определяют в разные учебные заведения по возрастному цензу, когда одному из них требуется коррекционное обучение, лечение. Одного из детей могут перевести в другое учебное заведение в качестве наказания за плохое поведение или учёбу.
У детей-сирот на протяжении истории призрения была возможность повысить свой статус в государственном учреждении относительно беспризорного. Это реализуется за счёт льгот государства и за счёт образования или профессии, которые обязательно стараются дать ребёнку в воспитательном или патронатном учреждении.
Таким образом, последствия отставания педагогических технологий работы с детьми-сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение проявляется в том, что после детского дома дети значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации: по способности к приобретению профессии и трудоустройству; по способности избегать кризисные и криминальные ситуации в жизни; по способности образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции.
Методы развития личности детей-сирот адекватны задачам повышения их социальной компетентности и возможностей их последующей социализации, так как позволяют преодолевать последствия сиротства во всех основных сферах личности – коммуникативной, эмоциональной, интеллектуальной и в различных сферах психологических защит от кризисных жизненных ситуаций путём приобретения опыта эффективного поведения в социуме.
Психологическое обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома должно осуществляться по следующим блокам программ:
1. Программы тренингов, развивающих коммуникативную, эмоциональную, нравственную, интеллектуальную сферы, навыки преодоления кризисных ситуаций, формирующих установки на создание собственной семьи.
2. Студии развития творческого самовыражения детей в изобразительном и театральном искусстве.
3. Обеспечение детям-сиротам опыта общения в нормативной социальной среде.
Существует неоспоримая закономерность: чем более развито общество, тем более оно печется о тех, кто не может сам себя обеспечить, содержать и образовывать. На сегодняшний день существует множество законодательных актов и постановлений Правительства, регламентирующих деятельность по устройству детей в семью. Но в настоящее время главным документом, регулирующим социализацию детей-сирот является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Гражданский кодекс, Семейный кодек, положение по устройству детей-сирот.
В России актуально развиты формы опека- попечительство, приемная семья. И все меры направлены на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке, развитие различных форм устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреждений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот.