Психолого-педагогическая характеристика класса

Городская гимназия. 11 класс, гуманитарный, 25 человек: 7 мальчиков и 18 девочек. Класс имеет практически постоянный состав, начиная с 5 класса (некоторые учащиеся перевелись в другие классы или перешли в другие школы, есть двое новых учащихся, попавших в класс в этом учебном году). Большинство семей хорошо материально обеспечены, почти все семьи полные, социальное положение родителей довольно высокое. Классный руководитель ведет класс третий год. До этого был другой классный руководитель, который с учащимися обращался «как с маленькими», поэтому класс несколько инфантилен и «избалован». К новому классному руководителю школьники относятся с уважением.

Большинство учащихся в классе имеют довольно завышенную самооценку, что создает дополнительные трудности. Есть «сложные» дети: двое детей находятся под опекой дедушек и бабушек, одна девочка до этого года обучалась на дому. В классе есть староста, которая отвечает за дежурство, отмечает отсутствующих, выполняет поручения классного руководителя. У старосты с неформальными лидерами, которых в данном классе довольно много, часто возникают конфликты. Дисциплина в классе удовлетворительная, хотя иногда и возникают проблемы.

Успеваемость средняя: 2 отличника, 4 троечника, остальные учатся хорошо, на 4-5. Уровень сформированности учебной деятельности средний. 4 ученика (троечники) имеют фрагментарные знания, применять их могут только имея образец. У большинства учащихся (обучающихся на 4-5) знания систематизированы, но в незнакомых ситуациях применять их затрудняются. Отличники способны работать на творческом уровне. Более половины учащихся затрудняется в планировании и анализе собственной деятельности. Класс затрудняется выполнять самостоятельно задания в отсутствии учителя.

Учащиеся проявляют склонность к гуманитарным предметам. Довольно низкий уровень сплочённости, так как в классе 6 неформальных лидеров и много группировок. Большинство учащихся данного класса не желает принимать участие в общешкольной жизни. Эмоциональный настрой в классе неровный. Учащиеся друг к другу относятся либо нейтрально, либо ревниво следят за успехами других.

Разработка процедуры общения учителя с участниками педагогического процесса в конфликтной ситуации.

Уважаемые студенты!

Проектное задание на тему «Разработка процедуры общения учителя с участниками педагогического процесса в конфликтной ситуации» связано с коммуникативной деятельностью педагога. Цель данного проекта состоит в том, чтобы отработать умения, необходимые будущему учителю для решения различных профессионально-педагогических задач, для выстраивания общения с субъектами образовательного процесса, для стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Для этого учитель должен уметь:

· бесконфликтно общаться с различными субъектами образовательного процесса;

· бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

· выбирать конструктивные способы поведения в конфликтном взаимодействии с учащимися, их родителями, коллегами;

владеть:

· конструктивными способами взаимодействия в конфликте в зависимости от его предмета и социально-психологических характеристик субъектов педагогического процесса.

Обратите внимание на тот факт, что выполнение данного проекта должно привести вас к созданию конечного продукта – процедуры (алгоритма) общения учителя с участниками педагогического процесса в конфликтной ситуации.

Для успешного достижения этой цели вам предлагается следующий алгоритм.

1. Выберите одну из предложенных конфликтных ситуаций.

Ситуация 1.

«Делегация взбудораженных мам буквально ворвалась в мой кабинет.

- Мы требуем, чтобы Володю К. немедленно перевели в другой класс! Он травмирует наших детей физически и нравственно. Дерется, нецензурно выражается, рассказывает ужасные вещи!

- Неужели восьмилетний ребенок способен терроризировать целый класс?

- Представьте себе. Мы не можем быть спокойными, пока этот мальчик будет учиться с нашими детьми…

- Хорошо, я разберусь. Только почему вы считаете, что перевод в параллельный класс решит проблему?

- Это уже ваша забота, ваши трудности! Мы же отстаиваем интересы своих детей. Вы должны нас понять. В классе дети из приличных семей…

На том и прощаемся. Вызываю классного руководителя.

- Как все случилось? За что Володю ненавидят в классе?

- Понимаете, мальчик агрессивный, физически заметно сильнее других. По любому поводу вступает в драку…

- Что вы предприняли?

- Говорили с ним на классном активе. Класс очень дружный. Дети приняли решение: если Володя будет продолжать так себя вести, перестать с ним общаться совсем. И сейчас с ним стараются не разговаривать, чтобы не нарываться на грубость. Теперь вот что: после того как на родительском собрании я рассказала о сложившейся ситуации, члены родительского комитета побывали у Володи, поговорили с его матерью.

Учительница работает первый год, ребятам она по душе, и нам, ее коллегам, со стороны видно, что дело у нее пойдет. Но вот с Володей?..»

(Ямбург, Е.А. Педагогический декамерон / Е.А. Ямбург. – М.: Дрофа, 2008. – С. 84-85.)

Ситуация 2.

Ю.З. Гильбух описывает фрагмент урока, проведенного во втором классе детского дома бывшим воспитанником этого дома, а ныне учителем Андреем Николаевичем Репниным (повествование ведется от лица воспитательницы, которая присутствовала на этом уроке). Когда она пришла в класс перед налом занятий, Степа Ивашкин, ребенок из неблагополучной семьи, вдруг залез на шкаф и весь урок просидел там.

Ситуация 3.

«Он вошел в кабинет в полном облачении и широко перекрестил пространство моего обитания. С достоинством сел на предложенное кресло, а затем вкрадчивым голосом, но твердо предъявил ультиматум: «Моя дочь не будет посещать уроки литературы в тот период, пока там проходят роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Дочка священника не может изучать это евангелие от дьявола. Вы не возражаете?» Последняя фраза была высказана явно из вежливости. Куда там возражать. В памяти вспыхнула провидческая строка из И. Бродского, написанная задолго до нашего религиозного ренессанса: «Вот приходит православный. Говорит, теперь я главный». С одной стороны, он родитель – ему и решать. С другой – сегодня не пришелся ко двору Булгаков, завтра отвергнут Л.Н. Толстого… Что останется тогда от русской культуры? Да и вообще при чем здесь православие? Обскурантизм, иными словами, узость, мракобесие и крайне враждебное отношение к просвещению, не имеющие ничего общего с подлинной верой, возможен в рамках любой конфессии…».

(Ямбург, Е.А. Педагогический декамерон / Е.А. Ямбург. – М.: Дрофа, 2008. – С. 156 – 157.)

Ситуация 4.

На уроке русского языка учительница несколько раз делала замечания ученику, который не занимался. На замечания учительницы он не реагировал, продолжая мешать другим: достал резинку и начал стрелять бумажками в учеников, сидящих впереди.

Учительница потребовала, чтобы мальчик вышел из класса. Он грубо ответил и не вышел. Учительница прекратила урок. Класс зашумел, а виновник продолжал сидеть на своем месте, хотя стрелять прекратил. Учительница села за стол и стала писать в журнале, ученики занялись своими делами. Так прошло 20 минут. Прозвенел звонок, учительница встала и сказала, что весь класс оставляет после уроков. Все зашумели.

2. Проанализируйте конфликтную ситуацию. Попытайтесь определить:

- участников конфликта;

- место возникновения ситуации;

- деятельность участников в конфликтной ситуации;

- что предшествовало возникновению ситуации;

- какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении, ситуации, поступке;

- ситуацию глазами ученика, учителя, других участников;

- личностную позицию учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику, к другим участникам);

- реальные цели учителя во взаимодействии с учеником, с другими участниками;

- что нового узнал учитель об учениках, других участниках из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для учителя);

- основные причины возникшей ситуации или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений).

3. Основным способом разрешения конфликтной ситуации выступает «погашение» конфликта, когда необходимо перевести отношения его участников на уровень взаимоприемлемых для обеих сторон, переключить внимание с аффективно-напряженных отношений в сферу деловых отношений учебной работы.

Предложите в выбранной вами конфликтной ситуации действия учителя, которые помогли бы «погасить» конфликт:

- корректировка поведения ученика или других участников ситуации;

- выбор средств и приемов педагогического воздействия;

- определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.

Предложите речевые обороты, фразы, позволяющие перевести ситуацию в русло деловых отношений:

- что говорить? (отбор содержания в диалоге);

- как говорить? (эмоциональное сопровождение разговора);

- зачем говорить? (результат разговора).

Приведите пример диалога при решении выбранной вами конфликтной ситуации.

Сближению позиции учителя и ученика, других участников, их взаимопониманию помогут некоторые приемы. Например, необходимо называть ученика по имени даже тогда, когда вы сердиты на него. Это придаст обращению к нему ласково-требовательный характер, позволит снять агрессию.

Предложите другие приемы, которые также позволят «погасить» конфликтную ситуацию.

Наши рекомендации