Технологии развивающего обучения
Теория развивающего обучения берет свое начало в трудах И. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Научное обоснование этой теории было выполнено Л. С. Выготским. Свое дальнейшее развитие она получила в работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Н. А. Менчинской и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается ведущей движущей силой психического развития человека, становления у него всей совокупности качеств личности.
В настоящее время обучения в рамках концепции развивающего разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. Большинство этих технологий создано для обучения школьников, однако в последнее время они активно внедряются и в вузовскую педагогику. Таким образом, реализуется концепция преемственности и непрерывности образования. Ключевым этапом данной технологии является всестороннее изучение личности, которое организуется по специальным методикам и предназначено не только для определения исходного уровня интеллектуального развития, но и для определения психологических особенностей личности, ведущих стратегий и стилей мышления.
Эти данные в дальнейшем используются для формирования оптимизированных технологических структур обучения, а также для психологического сопровождения образовательного процесса, основными задачами которого являются развитие когнитивных способностей обучающихся, освоение ими продуктивных способов учебной деятельности, в наибольшей степени соответствующих их типам личности, развитие рефлексивных способностей.
В процессе обучения предусматривается оперативная диагностика достижения частных целей и коррекция обучающих процедур и содержания материала. Циклы коррекции организуются в рамках модульно-блочной структуры курсов. Один из наиболее важных элементов управленческой деятельности в данной технологии – целеполагание.
Так как глобальная задача развивающего обучения является всестороннее развитие личности, то и частные цели должны обеспечивать ее выполнение. Принято выделять в отдельные группы дидактические, воспитательные, развивающие цели, цели психологической подготовки.
В рамках данной технологии целесообразно формирование дидактических целей как соответствующих эталонных моделей деятельности. В этом случае критерием их реализации может служить готовность к конкретному виду деятельности. Многоуровневая структура целей развивающего обучения представлена следующим образом:
•цели первого уровня – готовность к определенной деятельности;
•цели второго уровня – формирование системы личностных качеств, обеспечивающих продуктивную деятельность в прогнозируемых социально-политических, экономических, профессиональных, экологических условиях;
•цели третьего уровня – формирование необходимой устойчивости личности по всем параметрам (нравственным, интеллектуальным, психологическим, физическим);
•цели четвертого уровня – создание задела для саморазвития, максимальной реализации своего творческого потенциала.
Цели четвертого уровня составляют основу развивающего обучения.
Таким образом, задание соответствующих целей детерминирует необходимость организации психологического сопровождения, замыкая процедуру структурного синтеза технологической модели развивающего образования.
В соответствии с подходами данной модели определенным образом необходимо систематизировать уровни освоения знаний, чтобы иметь возможность диагностировать достижение соответствующих целей обучения.
Выделяют следующие уровни освоения знаний:
1) узнавание, распознавание, знакомство. В образовательной практике этот уровень обозначается категорией «быть ознакомленным», «иметь представление». Обучающийся должен уметь идентифицировать объект (явление), дать его качественное описание, сформулировать характерные свойства, указать его отношение к объектам (явлениям) подобного рода;
2) копирование, репродукция. Данный уровень соответствует требованию «знать», предполагающему способность воспроизвести учебный материал с заданной степенью точности: сформулировать и записать закон, определение, с достаточной полнотой описать события, процессы;
3) понимание, предполагающее способность выделять основополагающие причинно-следственные связи в структуре информации, представлять ее в различных формах;
4) умение, соответствующее категории «уметь использовать», предполагающей способность применять полученные знания для решения стандартных задач соответствующей области деятельности с возможным использованием справочного материала;
5) владение, перенос, трансформация. Данный уровень может быть идентифицирован категорией «владеть», предполагающей способность обучающегося выполнять необходимые действия без дополнительного справочного материала, переносить свои знания и умения в другие пограничные сферы деятельности, решать нестандартные задачи;
6) производство нового знания. Данный уровень является креативным. Соответствует категориям «созидательное мастерство», «творчество», предполагающим способность создавать новые общественно значимые объекты. В традиционном обучении не ставилась задача достичь такого уровня, поэтому он, как правило, не выделялся.
Пятый и шестой уровни являются креативными, то есть соответствуют продуктивной творческой деятельности.
Содержание знаний, учебной информации является важнейший компонент данной педагогической технологии, непосредственно образующий образовательное поле. Важно не наполнение обучающегося всей массой учебного материала, а определение оптимального объема знаний и той частоты дискретизации, с которой необходимо транслировать знания для обеспечения проблемности образовательного процесса. Существенно, что знания, как правило, есть результат анализа, понимание – процесса синтеза. Не менее важна система методов развития продуктивного мышления, основанная на принципах креативной педагогики. Ее главными составляющими являются методы развития воображения, фантазии, способностей не только к анализу, но и синтезу, способы и приемы преодоления стереотипов мышления.
В целом в настоящее время технологии развивающего обучения находят все более широкое применение в высшей школе - как в традиционной системе дисциплин, так и в специализированных курсах научно-технического творчества, инноватики, тренингах.