Конверт дружеских вопросов

Конверт дружеских вопросов — свободный обмен мнениями на самые различные темы в особо созданной дружеской обстановке. Приготавливается большой красивый конверт. В него вкладывается на отдельных карточках множество (числом, равным количеству присут­ствующих) вопросов: житейско-обыденного, философского, морально-этического, экономи­ческого, гигиенического, гастрономического и прочего характера. Формулировка вопроса программирует выход отвечающего на уровень духовности. Например: «Когда ты разозлишь­ся, то учитываешь ли в это время состояние того, на кого разозлился?», «Задумывался ли ты над тем, что доставляет тебе счастье?» «Если тебя угощают лакомством, которое ты любишь, то что ты думаешь и делаешь?».

Пакет с вопросами передается из рук в руки. Отвечающий на вопрос преподносит пакет тем, чьи суждения ему особенно интересны. После ответа на вопрос карточка в пакет уже не вкладывается.

Момент передачи конверта может быть обставлен музыкально.

Видоизмененный вариант «Конверта дружеских вопросов» с успехом используется во время чаепития, «огоньков» и «русских посиделок»: на место каждого гостя кладется карточка или открытка с вопросом, перевернутая текстом вниз. Поочередно участники прочитывают воп­рос, отвечают. Это служит хорошим началом духовного общения за столом.

В заготовленный конверт дети могут заранее вложить ими написанные вопросы, даже могут указать имя адресата. Их вопросы опечатываются во имя сохранения анонимности. При этом педагог должен быть гарантом тайны.

Вариации использования этой формы бесконечны, методические модификации беспредельны.

Калейдоскоп

Каждый из нас с детства помнит эту незамысловатую игрушку: трубка, три зеркальца и несколько разноцветных стекляшек. Но как увлекала она своими узорами, сколько радостных

314 впечатлений дарила. И мы, осторожно передавая калейдоскоп из рук в руки, старались сбе­речь этот неожиданно получившийся хрупкий узор, ибо знали: он не повторится, а нам так хотелось, чтобы удивившее нас порадовало и наших друзей.

Вырастая, мы забываем и перестаем играть в детские игрушки (они становятся нашим прошлым), но мы не забываем счастливых минут, когда, восхищаясь, открывали для себя мир, Предстающий перед нами во всем многообразии (как узоры калейдоскопа). В школьном возрасте во время игры у детей особенно ярко проявляются умения видеть, восхищаться, запоминать и обмениваться впечатлениями. Вожатый может и должен исполь­зовать это в своей воспитательной работе с ними.

Для того, чтобы ребятам войти в игру, можно использовать калейдоскоп (или какую-то символическую трубку). Здесь все будет зависеть от того, какое вступление сделает педагог, вручая этот немного волшебный предмет детям.

Через маленькое отверстие этой игрушки можно увидеть не только узоры, но и страницы инте­ресных книг, кадры любимого кинофильма. Можно побывать в театре, на выставках и концертах, встретиться с интересными людьми, отправиться в путешествие, слетать на другие планеты. Ка­лейдоскоп поможет вспомнить забавные истории и посмотреть на самих себя со стороны.

При передаче калейдоскопа из рук в руки в нем возникают разные истории, а иногда изоб­ражение как бы застывает, и, поворачивая трубку, мы можем взглянуть на одно и то же событие с разных точек зрения, увидеть что-то личное, знакомое, значимое для себя.

В зависимости от избранной темы вожатый первым заглядывает в волшебную трубу или просит это сделать кого-то из ребят (важно, чтобы первым оказался тот, кто умеет свободно высказать свое мнение в присутствии аудитории). Пример сверстника, сам калейдоскоп, за­нимающий руки, и возможность "спрятаться" за него (т.е. говорить как бы не от своего име­ни) — все это снимает психическое напряжение ребят, и они открываются друг перед другом в этом игровом общении.

Иногда дети все же могут останавливаться в замешательстве, не зная, кому передать эста­фету. Вожатый помогает такому ребенку, предлагая подойти к тому, чье мнение ему лично небезынтересно.

Передавая калейдоскоп, дети порой увлекаются: мальчики отдают его мальчикам, а девоч­ки — девочкам. В этом случае вожатому необходимо тактично напомнить ребятам, чтобы они проявляли галантность по отношению к девочкам, а те в свою очередь не обходили вниманием ребят.

Впечатления, которыми делятся дети (а такая возможность должна быть предоставлена каждому), наполненные содержанием или состоящие всего лишь из одного предложения, ценны сами по себе, так как духовное усилие совершается ребенком не только в момент собственного высказывания, но и во время обдумывания суждений товарищей. Поэтому здесь неуместны такие реплики, как "Хорошо", "Правильно", "Неправильно", "Молодец" и так далее. Нужно также избегать и общих выводов по окончании подобных меропри­ятий.

Завершая калейдоскоп, вожатый должен поблагодарить всех участников за высказанные мнения, и нет ничего страшного в том, если в первый раз калейдоскоп "покажет" нам то, что мы не умеем делать: понятно изъясняться, выслушивать других, проявлять заботу, не поучать и т.д. — это все равно будет результат: с одной стороны диагностирующий уровень воспитанно­сти, а с другой — позволяющий планировать дальнейшую работу с детьми.

Лукошко

Лукошком обычно называют маленькую корзину, предназначенную для сбора ягод и гри­бов. Для того, чтобы играть в "лукошко", совсем необязательно отправляться в лес, ведь его можно наполнить интересными высказываниями, идеями, занимательными историями, спор­ными вопросами, словом, тем, что увлекает детей.

В последнее время мы замечаем, как повышается в обществе интерес к языку телодвиже­ний, когда занимаемая одним человеком поза бессознательно прочитывается другим, но в конечном итоге такая визуальная информация определяет степень доверия (или недоверия) между ними, усиливает (или снижает) значимость произносимых слов. Специальные тренин­га, проводимые с детьми, помогают им учиться занимать оптимальную позу при разговоре и понимать, что выражают жесты собеседников.

Необходимость подобных занятий, кроме того, что они увлекательны, обуславливается еще и тем, что специально обучаясь речи, которая, по мнению ученых, в словесном общении занимает менее 30%, мы совершенно никакого внимания не уделяем невербальным средствам общения (мимике, пластике, жестикуляции и др.), а именно с их помощью передается более 60% информации.

Восполнить этот пробел можно, играя с детьми в обычное "лукошко", которое иногда украшают разноцветными ленточками или цветной бумагой (ведь детей привлекает все яркое и пестрое). В эту корзину ведущий кладет карточки, вырезанные из плотной бумаги, на кото­рых изображены различные позы людей. Участникам, достающим карточки из лукошка, пред­лагается занять соответствующую позу и составить какой-либо монолог (или диалог, если изоб­ражены два человека). Остальные дети отряда внимательно наблюдают за разыгрываемым этю­дом, а затем обсуждают, насколько та или иная поза соответствует произносимым словам и их интонационной окраске.

Для первых тренинговых занятий следует подбирать не очень сложные задания, которые будут дополняться или усложняться по мере усвоения детьми. Например, поза "замок" (пе­рекрест рук и ног) хорошо известна детям, и каждый из нас много раз исполнял её, не задумываясь над тем, какую информацию она в себе несет. Анализируя этюд с "замком", дети приходят к выводу, что перекрестное положение рук и ног используется людьми, когда они хотят "уйти" от разговора, поставить барьер, отгородиться от собеседника или выразить свое несогласие.

Усложнение этой позы происходит, если кисти скрещенных рук сжимаются в кулаки. На языке телодвижений это означает выраженную враждебность. Еще одним вариантом скрещенных рук служит поза, когда кисти обхватывают плечевую часть руки, что свидетельствует о твердости занимаемой позиции.

Ярким и увлекающим детей примером может быть поза, "когда ребенок обманывает". На карточке изображается ребенок, глаза которого расширены, а обе ладошки прикрывают рот. Дети очень быстро распознают эту позу и приводят примеры собственных наблюдений. Затем ведущий показывает детям усложняющиеся с возрастом варианты этого "обманыва-ния": подростки как бы обводят рот и подбородок рукой, но не закрывают его полностью;

взрослые же люди прибегают к отвлекающим жестам — потирают нос, пощипывают подбо­родок и т.д.

Говоря с ребятами о языке нашего тела, вожатый должен предостерегать их от поспешных разоблачений: всякий жест должен рассматриваться в контексте словесной информации и со­провождающих его дополнительных движений. Поэтому излишняя категоричность в оценках и суждениях может привести к ошибочным выводам.

Подтвердить справедливость высказанного суждения можно следующим примером. На кар­точке человек изображается в положении "петуха" (руки образуют "замок" сзади). Подобная поза придает уверенность облику, человек как бы "открывает" всего себя (лицо, шея, грудь) навстречу опасности, не боится ее, готов отразить любой "удар судьбы".

Однако стоит лишь незначительно изменить положение рук человека, находящегося в этой позе (кисть за спиной обнимает запястье), как образ "отличника" тут же омрачается неуверен­ностью. Если же поднять руку эту еще выше и обхватить локоть, то мы увидим, как человек пытается "взять себя в руки", стремясь скрыть свою нервозность.

Подобным образом могут разыгрываться и изучаться другие позы (льва, воина, мыслите­ля). Для этого необязательно знать конкретные разъяснения той или иной позы, поскольку психологические жесты уже содержат в себе информацию, и наша задача заключается в том, чтобы научиться вместе с учениками прочитывать ее.

Наши рекомендации