Другие формы организации обучения
Впроцессе теоретического обучения кроме уроков используются практикумы, экскурсии, занятия семинарского типа, учебные конференции, домашняя работа, дополнительные занятия.
> Экскурсии
Экскурсии — форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.
Отличие от урока: проводятся вне класса, не имеют строгого разграничения во времени, могут проводиться не учителем, состав учащихся может отличаться от состава класса.
Классификация экскурсий:
— по месту в учебном процессе — вводные, текущие, обобщающие;
— по содержанию — предметные, комплексные;
— по месту проведения — природоведческие, производственные, исторические, культурологические.
Экскурсия в дидактическом плане может быть использована на любом этапе: и с целью введения в тему, и как способ получения новой информации, и для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. На экскурсии применяются все методы обучения.
Экскурсия должна быть хорошо подготовлена. Учитель определяет в соответствии с учебной программой и календарным планом тему, цель, время и место ее проведения; составляет план, продумывая способы максимального включения в подготовку и обработку результатов экскурсии всех учащихся; если проводит не сам, консультирует человека, который будет проводить экскурсию, даже если это экскурсовод: ему надо четко указать возраст учащихся, круг вопросов, которые надо обязательно осветить, особенности класса и др. Учитель обязан заблаговременно выбрать и осмотреть место и объекты, которые нужно будет посетить, заранее продумать послеэкс-курсионную работу. Учащиеся готовят к экскурсии фотоаппараты, видеокамеры, тетради, альбомы, карандаши и т.п. Они должны либо на уроке под руководством учителя, либо по его заданию самостоятельно познакомиться с необходимой предварительной информацией, обязательно должна быть проведена беседа о правилах уличного движения и, если нужно, о технике безопасности. Учитель должен обращать особое внимание на то, чтобы в ходе экскурсии учащиеся усвоили сущность наблюдаемых вещей и явлений, делали записи, зарисовки, вели съемку. А он показывает, дополняет, уточняет, отвечает на вопросы учащихся и задает их сам.
В конце экскурсии или сразу же на месте, или по возвращении в пасс проводится обобщающая беседа с целью выяснения, что и как поняли ученики, что необходимо уточнить на что еще раз обратить внимание. Как правило, по материалам экскурсии предлагаются письменные работы (сочинения, отзывы, описания и т.п.), по собранному и подготовленному наглядному материалу составляются альбомы, оформляются стенды.
Экскурсии могут проводиться с учащимися всех классов почти по сем предметам. В младших классах они имеют большое значение для объяснительного чтения и прежде всего при изучении природоведения знакомстве с окружающим миром. В средних и старших классах — при изучении наук о природе и таких предметов, как география и история, способствуют расширению кругозора учащихся. Экскурсии особенно содействуют политехнической направленности обучения, так как проводятся не только на природе, но и на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, электростанциях, выставках и в музеях.
В начальной школе эта форма является наиболее действенной, так как учащиеся младших классов усваивают лучше всего знания тогда, когда им непосредственно показывают вещи и явления. Экскурсии в любой возрастной группе вызывают заинтересованность и положительное отношение участников. В образовательно-развивающем плане они способствуют накоплению школьниками научных, жизненных фактов, обогащают зрительными образами содержание учебного провеса, обучают умению замечать, видеть отдельный факт, подробность, деталь, их место в общей системе взаимодействующих явлений, развивают наблюдательность, эмпирическое мышление, память. Экскурсии воспитывают любознательность, внимательность, визуальную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности.
> Домашняя работа
Домашняя учебная работа — самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием.
Виды домашней работы: по характеру познавательной деятельности — репродуктивная и творческая; по учебным действиям — выполнение упражнений и решение задач, работа с учебником, наблюдения и опыты, чтение дополнительной литературы, подготовка докладов и сообщений, изготовление пособий и т.п.
Самостоятельная домашняя работа как форма обучения имеет целью закрепление полученных на уроке знаний, умений, навыков; усвоение вполне доступного материала и дополнительной информации своими силами; выполнение творческих и практических работ. Самостоятельная познавательная и трудовая деятельность воспитывает характер и укрепляет знания.
Организация домашних заданий — особая часть урока, которая в большинстве случаев имеет место в конце его. Уже при планировании уроков для нее предусматривается определенное время. Она должна быть основательно подготовлена и продумана.
К организации домашних заданий предъявляются особые требования.
1. Задавание домашних уроков должно быть своевременным. Это нельзя делать после звонка или поверхностно. Надо отводить достаточно времени для объяснения учащимся домашних заданий. Они обязаны точно записывать их и иметь возможность задать возникшие вопросы.
2. Домашнее задание, как правило, органически связано с темой урока. Если же учитель по какой-либо причине (например, домашнее задание как подготовка к новой теме) отказывается от этого, то он должен сказать об этом учащимся. В таком случае необходимо особенно тщательно разъяснить его.
3. Организация домашнего задания должна быть ясной, понятной и точной:
4. Задавание уроков на дом должно быть доступно. Это в особенности означает то, что учитель при этом может употреблять только те понятия, которые учащимся уже знакомы. Объяснение домашнего задания должно соответствовать уровню развития учащихся так же, как и степень трудности самого задания. Но нельзя делать их слишком легкими.
5. При задавании домашних уроков необходимо обращать внимание на то, владеют ли учащиеся необходимой техникой работы. Если нет, то ее нужно объяснить и поупражняться в ней.
Современные технологии предлагают учащимся выбор при выполнении домашних заданий, которые могут иметь творческий, исследовательский характер. Для учителя важно не то, что все выполняют одно задание, а достижение поставленной учебной задачи, формирование положительного отношения к их выполнению, поддержание интереса, развитие поисковых умений. Например, в технологии Ш. А. Амонашвили по родному языку учащиеся дома могут прочитать текст, который читали в классе, или подобрать тексты, аналогичные классному, и прочитать их, написать сочинение на изучаемую тему или книжку.
Контролю за выполнением домашних заданий уделяется особое внимание. Так как домашняя работа является, частью образовательной и воспитательной работы, то учитель обязан систематически ее проверять. Учащиеся должны знать, что их домашняя работа будет обязательно проверена. Это не может проходить поверхностно, схематично, проверку заданий следует проводить особенно добросовестно. Поэтомууже при подготовке к занятиям он определяет время, место на уроке, методы проверки. Необходимо учитывать, что имеются в виду не только письменные задания, должны проверяться и другие домашние работы, например заучивание наизусть стихотворений, слов, упражнения в чтении, выполнение рисунков, практических заданий и т.д. Технику проверки необходимо менять, чтобы не провоцировать учащихся вместо регулярного выполнения домашних заданий приспосабливаться к методике учителя. В частности, техника проверки домашних задали зависит от вида поставленной задачи в этих заданиях. В организационном отношении при этом можно использовать различные приемы.
1. Учитель проверяет домашние задания всех учащихся. Он прочит по рядам и проверяет тетради или берет их домой. Хотя для проверки всех тетрадей на уроке требуется очень много времени, в младших классах она необходима, так как здесь нужно тотчас же объяснить ученику его ошибку. В старших классах правильность выполненных домашних работ большей частью не проверяется, а лишь устанавливается сам факт их выполнения с проверкой результатов другим способом.
2. Учитель проверяет только несколько работ. Он берет некоторыe тетради и проверяет их» в то время как другие учащиеся читают вслух свои работы. Результаты проверки учитель оценивает тотчас с классом или на последующих занятиях.
3. Учащиеся взаимно проверяют свои работы, а учитель руководит проверкой. Это может происходить, например, посредством обмена тетрадями. Здесь следует обращать внимание на то, чтобы партнеры на каждом уроке менялись.
4. Ученики сами проверяют свои работы. Эта форма имеет особенно большое воспитательное значение.
Самостоятельная домашняя работа требует четкой организации процессе выполнения. Она занимает определенное и постоянное место в режиме дня школьника и организуется с соблюдением гигиенических требований. У ученика должно быть постоянное рабочее место, следует объяснить важность соблюдения последовательности по степени трудности при выполнении заданий, перерывов для отдыха.
Учитель проводит работу в том же направлении и на родительских собраниях, чтобы родители также контролировали выполнение домашних заданий. При этом, конечно, речь идет лишь о проверке факта выполнения. Педагог может разработать памятки, как надо готовить уроки дома, для учеников и о том, как надо помогать при подготовке детьми домашних заданий, для родителей. Поэтому при проверке работ всем учащимся необходимо сообщать результаты. Проверка устных домашних заданий большей частью проходит как опрос.
> Школьный семинар
Семинар — форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию учителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и совместного обсуждения.
Он позволяет включить весь коллектив класса под руководством учителя в активную самостоятельную проработку материала. Это, конечно, не семинары, проводимые в вузах, хотя и приближаются к ним. Педагог выбирает тему программы для таких занятий, делает введение к ней, предлагает ряд исчерпывающих ее содержание заданий для выполнения отдельными учащимися или небольшими группами (по двое, трое). Задания к семинару рассчитываются примерно на срок от двух недель до месяца. Во время выполнения заданий учащиеся пользуются консультацией учителя и других компетентных лиц. К общему семинарскому занятию готовятся все ученики, изучая указанный обязательный минимум материала, а не только докладчики. Иногда одно и то же задание дается нескольким ученикам, и каждый из них работает индивидуально, независимо от других; на занятии педагог назначает докладчика из числа лиц, получивших задание. Может практиковаться и заблаговременное назначение обязательных оппонентов, которым предоставляется возможность заранее более глубоко ознакомиться с материалом.
На семинарском занятии ученики на основе изученной литературы по теме задания, наблюдений, сбора данных и их обработки делают свои сообщения, сопровождая их демонстрацией собранных материалов, пособий, опытов, показом моделей, приборов, аппаратов, таблиц, картограмм, диаграмм, изготовленных ими. Они излагают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, участвуют в дискуссиях, отвечают на вопросы учителя. На семинарах могут обсуждаться и анализироваться творческие ученические работы, сочинения, рисунки, продукты технического творчества, исследовательские доклады.
Семинарское занятие может иметь и репродуктивный, учебно-повторителъный характер. На нем обсуждаются основные положения считанной лекции, учащиеся демонстрируют свое понимание ее основных идей. Семинар приобретает творческий характер, когда более глубокого обсуждения проблемы школьники подбирают материалы из газет, радио- телепередач, научных журналов, научно-популярных книг. В заключение педагог подводит итоги обсуждения; расставляет акценты в рассмотренных фактах, событиях; оценивает работу и выставляет отметки.
Семинары могут посвящаться заслушиванию и обсуждению одного или нескольких учебных докладов, подготовленных под руководством учителей, вводящих класс в новую тему. Подобная учебная работа возможна главным образом в старших классах.
Количество семинарских занятий устанавливается учителем в зависимости от объема темы и ее сложности, подготовленности к такой форме занятий учащихся. Как правило, такое занятие занимает два академических часа.
Семинарское занятие способствует прочному усвоению знаний, умений, навыков, поскольку требует от учащихся большой предварительной самостоятельной работы и мыслительной активности в ходе осуждения. Оно активизирует и развивает такие психические провесы, как мышление, память, речь, чувства и, что особенно важно, дает простор применению разнообразных мыслительных приемов и операций. В воспитательном плане оно помогает формированию таких моральных качеств, как ответственность, самостоятельность, умение стаивать свои взгляды и убеждения.