Психолого-педагогические исследования эмоций и чувств в дошкольном возрасте
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(контрольная работа по дисциплине «Дошкольная психология»)
Исполнитель:
Закариадзе Р.
2 курс, гр.29ППО148-1
Научный руководитель:
Лазарева Ю.В.,
ст. преподаватель кафедры ВиПП
Дата __________________
Оценка ________________
Тюмень, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психолого-педагогические исследования эмоций и чувств в дошкольном возрасте……………………………………………………………………………...4
1.2. Особенности развитие эмоционально-чувственной сферы в дошкольном возрасте……………………………………………………………………………..8
1.3. Характеристика этических чувств дошкольника………………………….12
1.4. Расстройства эмоциональной сферы дошкольников……………………..14
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ……………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….22
ВВЕДЕНИЕ
Эмоции - это основной мостик, который связывает внутреннюю жизнь ребенка с окружающим миром. Малыш, образно говоря является сплошным сгустком эмоций и чувств. Воспитание эмоционально-зрелой личности, ее переживаний и чувств, в дошкольном возрасте, остается важным педагогическим задачам, в определенном смысле даже важнее, чем воспитание ума и привитие ребенку различных навыков и умений.
Ведь именно эмоциональное отношение к окружающему миру приводит цели, на достижение которых будут использованы полученные ребенком знания и умения.
Наблюдая за последними реформами в сфере образования, приходится констатировать, что общество не осознает необходимости серьезного отношения к развитию эмоциональной сферы дошкольника, потребности заботиться о ней не меньше, а, возможно, и более об интеллектуальной.
В работе использованы источники известных отечественных и зарубежных ученых по теме психологии аффективной сферы дошкольников: Л.С. Выготский, Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюпас, К. Изард и др.
Данные источники отбирались по принципу их авторитетности и распространенности в мире.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Психолого-педагогические исследования эмоций и чувств в дошкольном возрасте
Эмоциональная сфера ребенка всегда была в центре особого внимания отечественных психологов, поскольку воспитание предполагает развитие у ребенка определенного эмоционального отношения к окружающему миру, в частности к ценностям, нормам и идеалам общества. Эмоциональное развитие - это закономерный процесс, имеющий определенную логику и в конечном итоге определяющийся общей логикой развития личности ребенка в целом, изменением видов деятельности, в которых формируются эмоциональные процессы, спецификой взаимодействия ребенка с миром людей и предметов. В дальнейшем на этой основе формируется особая психическая деятельность - эмоциональное воображение. Последняя является сплавом аффективных и когнитивных процессов, характерных для специфически человеческих чувств (Л.С. Выготский). Эта аффективно-познавательная деятельность, подобно деятельности интеллектуальной, сначала складывается как внешняя и требует для своей реализации внешних опор (наглядное восприятие, пример других людей, оценка) [4, c. 372].
Для осуществления процесса взаимодействия дошкольник должен распознавать эмоциональное состояние, настроение других людей, выражать собственные эмоции так, чтобы они были понятны и вызывали ту реакцию, которую ожидает ребенок, другими словами, находить с людьми общий эмоциональный язык. В основу социально-ценного поведения ребенка уже в младшем дошкольном возрасте начинает закладываться способность к эмоциональной децентрации, предшествующего интеллектуальной децентрации, присущей уже старшем дошкольном возрастные (А.В. Запорожец) [12, c. 173].
Достигая сравнительно высокого уровня эмоциональной воображения, ребенок пытается предварительно проиграть в воображении различные варианты своих действий и предвидеть их результаты. Известно, что ролевая игра является игрой в человеческие отношения. В ситуации воспроизведения человеческих отношений ребенку приходится проигрывать внутренне уже не только систему своих действий и поступков, но и всю систему их результатов. Именно в ролевой игре, начинается сначала эмоциональное, а впоследствии и интеллектуальное освоение системы человеческих отношений, собственно "смыслов человеческих действий" (Д.Б. Эльконин) [12, c. 178].
Соответственно происходит и переход от примитивного вида эмоциональной коррекции действий - "коррекции с задержкой" - к "эмоциональной коррекции, опережающий" действия ребенка в зависимости от их смысла и результатов для самого ребенка, его потребностей и интересов ( А. В. Запорожец. Я.З. Неверович) [12, c. 181].
Как показывают исследования последнего десятилетия, проведенные в рамках нейролингвистического программирования психики, модели поведения, отражаются в игре дошкольника, значительно влияют на дальнейший ход развития личности, ее эмоциональное благополучие. Исследования Р. Дилтс, С. Смита и других свидетельствуют, что модель поведения взрослого человека имеет черты значимых в детстве людей, то есть пришли с ранними эмоциональными воспоминаниями, переживания и стали уже частью эмоционального мира личности [13, c. 37].
Таким образом, воспитание эмоционально зрелой личности, ее переживаний и чувств, начиная с первых лет жизни, остается важным педагогического ним задачей, в определенном смысле даже важнее чем воспитание ума и привитие ребенку различных навыков и умений. Ведь именно эмоциональное отношение к окружающему миру приводит цели, на достижение которых будут использованы полученные ребенком знания и умения.
Любой человек знает, что такое эмоции, однако описать и объяснить их не всегда способен. И это не удивительно, поскольку до сих пор проблема эмоций в науке остается загадочной и во многом неясной, хотя их роль в управлении поведением человека велика.
Эмоции и чувства, выполняя различные функции, участвуют в управлении поведением человека как непринужденный компонент, вмешиваясь в него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценки достигнутого результата. Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания и эмоциональной и чувственной сферы человека, ее роли в этом управлении.
Швейцарский психолог Э. Кляттяреп то в 1928 г. писал: «Психология аффективных процессов - запутанная часть психологии. Именно здесь между отдельными психологами существуют наибольшие расхождения. Они не находят согласия ни в фактах, ни в словах. Некоторые называют чувствами то, что другие называют эмоциями. Некоторые чувства простыми, конечными, неразложимыми явлениями, всегда похожими на самих себя и такими, что изменяются только количественно. Другие же, наоборот, полагают, что диапазон чувств содержит в себе бесконечность нюансов и что чувство всегда представляет собой часть более сложной целостности ... Простым перечислением фундаментальных разногласий можно было бы заполнить целые страницы » [13, c. 24].
Современных ученых, рассматривающих сопоставления чувств и эмоций, можно разделить на четыре группы. Первая группа отождествляет чувства и эмоции или дает чувствам такое же определение, другие психологи дают эмоциям, вторая считает чувства являются одним из видов эмоций (эмоциональных явлений), третья группа определяет чувства как родовое понятие, объединяющее различные виды эмоций как формы переживания чувств ( эмоции, аффекты, настроения, страсти и собственно чувства); четвертая - разграничивает чувства и эмоции [13, c. 27].
В современной психологической науке существует множество определений понятия переживания, некоторые из которых носят даже противоречивый характер. Например, Л. Выготский определял переживание как особую интегральную единицу сознания; К.К. Платонов - как субъективное явление, как психическую форму отражения, являющихся одним из трех атрибутов сознания. Ф.Е. Василюк - как особое эмоционально окрашенное состояние человека или явление действительности, которое непосредственно представлено в его сознании и является для него как событие его собственной жизни [13, c. 28-29].
Для Л.Н. Веккера переживания - это непосредственное отражение самим субъектом собственных состояний, а не отражение свойств и соотношений внешних эмоциогенных объектов. Последнее есть знание [13, c. 29].
Таким образом, в нашей работе мы взяли за основу определения Ф.Е. Василюка, который определяет эмоции как переживание человеком ситуативного или действующего значения предметов и явлений прошлого, настоящего или будущего, их психоэнергетический потенциал, в отличие от чувств, возникая, может быстро увеличиваться, а потом так же легко объективироваться в другое психическое. В свою очередь чувства - это переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений. Чувство развиваются постепенно, их психоэнергетический потенциал в отличие от эмоций, находится в психике относительно длительное время и даже всю жизнь (патриотизм, дружба, любовь, гордость, достоинство, ревность и т.п.). Чувства - это такое внутреннее психическое, которое постоянно присутствует в психике человека, прямо и косвенно влияет на его поведение и деятельность. Собственно переживания являются основой любой эмоции и чувства.