Тема 1. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в замещающую семью (2 часа)

Усыновление, опека/попечительство, приемная и патронатная семьи. Новые формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 2) семейно-воспитательная группа; 3) гостевая семья, как этап подготовки ребенка к помещению в замещающую семью и как способ социальной защиты, позволяющей ребенку сформировать позитивный образ семьи или получить опыт общения в ней. Характеристика каждого типа замещающей семьи и их отличительных черт.

Тема 2. Законодательные основы по проблемам защиты детства (2 часа).

Основные законодательные акты, регламентирующие деятельность замещающих родителей и их характеристика. Права и обязанности замещающих родителей и воспитателей и их приемных детей, исходя из типа замещающей семьи.

Тема 3. Организационно-правовые аспекты деятельности замещающей семьи (2 часа).

Основные законы и нормативно-правовые документы, определяющие взаимодействие государственных служб и замещающей семьи. Основные этапы прохождения инстанций при создании замещающей семьи. Оформление договорных соглашений с учетом конкретного типа замещающей семьи.

Тема 4. Мотивация выбора (практическое занятие 4 часа).

Цели занятия:

1) помочь участникам группы осознать актуальность семейной ситуации и собственные мотивы принятия ребенка в семью на воспитание;

2) создать условия для осознания участниками группы тех изменений, которые произойдут в семье с принятием в нее ребенка; помочь в осознании и принятии ответственности за свой выбор.

План занятия:

Групповая дискуссия на тему: «Какие мотивы могут побудить человека создать принимающую семью?»

Работа в подгруппах «Какого ребенка хочет взять принимающая семья?». Обмен мнениями.

Рисунок собственной семьи в виде Дома, работа с рисунком.

Подведение итогов занятия.

Тема 5. Семейные отношения: тренинг для приемных родителей (3 дня) (см. приложение № 3).

Цель:

1) развить навыки семейных отношений;

2) укрепить позитивное отношение к себе, другим членам семьи и людям;

3) предоставить возможность потенциальным приемным родителям по-новому взглянуть на свой семейный союз.

Тема 6. Особенности развития ребенка, воспитывающегося вне семьи (всего:18 часов).

Влияние наследственности на психическое здоровье детей. Принципы наследования и проявления заболеваний с возрастом. Влияние генетической наследственности на поведение детей. Медицинская генетика: чем она может помочь приемным родителям (усыновителям). Наиболее часто встречающиеся генетические заболевания и их диагностика у приемных детей.

Депривация и ее последствия: понятие «депривация» и характеристика видов депривации и последствий на развитие личности ребенка. Типы депривационной личности воспитанника государственных учреждений

Депривация и пути ее преодоления: занятия и игры для приемных детей, способствующих преодолению последствий депривации.

Особенности состояния здоровья детей в домах ребенка, детских домах и интернатах.

Факторы, воздействующие на процесс социализации ребенка в условиях детского дома (дефицит информации, дефицит внимания, конкуренция, бедность среды, смена персонала).

Привязанность и ее влияние на развитие ребенка: понятие «привязанность», ее характеристика. Привязанность и ее влияние на развитии ребенка: физическое, психическое (эмоциональное, интеллектуальное) и социальное. Последствия для ребенка, у которого не сформировалось чувство привязанности: отстраненность, хроническое беспокойство, неразборчивая привязанность, недостаток самоощущения, неглубокие эмоции, поведение, не соответствующее возрасту, отсутствие принадлежности, запоздалое развитие совестливости и т.п.

Тема 6.1. Критерии наличия привязанности у детей к родителю на разных возрастных этапах (практическое занятие – 2 часа).

Работа по группам.

Цель: дать возможность самостоятельно определить, по каким критериям можно проверить наличие сформированной привязанности родителя и ребенка.

Метод: мозговой штурм.

План:

1 группа – определяет критерии наличия привязанности у детей к родителю, от рождения до года и у родителей к ребенку.

2 группа – дошкольники.

3 группа – младшие школьники.

4 группа – подростки.

Подведение итогов

Тема 6.2. Тренинг «Особенности развития детей-сирот» - (1 день- 8 часов)

Цели и задачи:

1) раскрыть особенности развития детей, воспитывающихся вне семьи;

2) охарактеризовать проблемы детей-сирот;

3) сформировать представление о потребностях детей, принятых из государственных учреждений;

4) помочь потенциальным приемным родителям взвесить свои силы и возможности в деле принятия решения создать замещающую семью.

Структура тренинга

1. Запрос участников тренинга.

2. Оглашение правил группе. Правила принимаются всей группой вместе в самом начале работы.

3. Знакомство. Цель, которого познакомить участников группы, дать освоиться в новой ситуации, заинтересовать участников по отношению к дальнейшему процессу.

4. Этюд (или тематический разогрев) включает в себя дискуссию и ролевую игру.

5.Основная часть предполагает получение информации по теме тренинга.

6. Работа с пластилином: участникам предлагается слепить любимую игрушку из детства, затем просьба отдать ее соседу. Обсуждение: Что я чувствую? Что может чувствовать ребенок в чужой семье?

7. Занятие по группам (разбор ситуаций).

8.Завершение. Рефлексия, анализ полученного опыта.

9. Подведение итогов.

Наши рекомендации