Тема 1. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в замещающую семью (2 часа)
Усыновление, опека/попечительство, приемная и патронатная семьи. Новые формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 2) семейно-воспитательная группа; 3) гостевая семья, как этап подготовки ребенка к помещению в замещающую семью и как способ социальной защиты, позволяющей ребенку сформировать позитивный образ семьи или получить опыт общения в ней. Характеристика каждого типа замещающей семьи и их отличительных черт.
Тема 2. Законодательные основы по проблемам защиты детства (2 часа).
Основные законодательные акты, регламентирующие деятельность замещающих родителей и их характеристика. Права и обязанности замещающих родителей и воспитателей и их приемных детей, исходя из типа замещающей семьи.
Тема 3. Организационно-правовые аспекты деятельности замещающей семьи (2 часа).
Основные законы и нормативно-правовые документы, определяющие взаимодействие государственных служб и замещающей семьи. Основные этапы прохождения инстанций при создании замещающей семьи. Оформление договорных соглашений с учетом конкретного типа замещающей семьи.
Тема 4. Мотивация выбора (практическое занятие 4 часа).
Цели занятия:
1) помочь участникам группы осознать актуальность семейной ситуации и собственные мотивы принятия ребенка в семью на воспитание;
2) создать условия для осознания участниками группы тех изменений, которые произойдут в семье с принятием в нее ребенка; помочь в осознании и принятии ответственности за свой выбор.
План занятия:
Групповая дискуссия на тему: «Какие мотивы могут побудить человека создать принимающую семью?»
Работа в подгруппах «Какого ребенка хочет взять принимающая семья?». Обмен мнениями.
Рисунок собственной семьи в виде Дома, работа с рисунком.
Подведение итогов занятия.
Тема 5. Семейные отношения: тренинг для приемных родителей (3 дня) (см. приложение № 3).
Цель:
1) развить навыки семейных отношений;
2) укрепить позитивное отношение к себе, другим членам семьи и людям;
3) предоставить возможность потенциальным приемным родителям по-новому взглянуть на свой семейный союз.
Тема 6. Особенности развития ребенка, воспитывающегося вне семьи (всего:18 часов).
Влияние наследственности на психическое здоровье детей. Принципы наследования и проявления заболеваний с возрастом. Влияние генетической наследственности на поведение детей. Медицинская генетика: чем она может помочь приемным родителям (усыновителям). Наиболее часто встречающиеся генетические заболевания и их диагностика у приемных детей.
Депривация и ее последствия: понятие «депривация» и характеристика видов депривации и последствий на развитие личности ребенка. Типы депривационной личности воспитанника государственных учреждений
Депривация и пути ее преодоления: занятия и игры для приемных детей, способствующих преодолению последствий депривации.
Особенности состояния здоровья детей в домах ребенка, детских домах и интернатах.
Факторы, воздействующие на процесс социализации ребенка в условиях детского дома (дефицит информации, дефицит внимания, конкуренция, бедность среды, смена персонала).
Привязанность и ее влияние на развитие ребенка: понятие «привязанность», ее характеристика. Привязанность и ее влияние на развитии ребенка: физическое, психическое (эмоциональное, интеллектуальное) и социальное. Последствия для ребенка, у которого не сформировалось чувство привязанности: отстраненность, хроническое беспокойство, неразборчивая привязанность, недостаток самоощущения, неглубокие эмоции, поведение, не соответствующее возрасту, отсутствие принадлежности, запоздалое развитие совестливости и т.п.
Тема 6.1. Критерии наличия привязанности у детей к родителю на разных возрастных этапах (практическое занятие – 2 часа).
Работа по группам.
Цель: дать возможность самостоятельно определить, по каким критериям можно проверить наличие сформированной привязанности родителя и ребенка.
Метод: мозговой штурм.
План:
1 группа – определяет критерии наличия привязанности у детей к родителю, от рождения до года и у родителей к ребенку.
2 группа – дошкольники.
3 группа – младшие школьники.
4 группа – подростки.
Подведение итогов
Тема 6.2. Тренинг «Особенности развития детей-сирот» - (1 день- 8 часов)
Цели и задачи:
1) раскрыть особенности развития детей, воспитывающихся вне семьи;
2) охарактеризовать проблемы детей-сирот;
3) сформировать представление о потребностях детей, принятых из государственных учреждений;
4) помочь потенциальным приемным родителям взвесить свои силы и возможности в деле принятия решения создать замещающую семью.
Структура тренинга
1. Запрос участников тренинга.
2. Оглашение правил группе. Правила принимаются всей группой вместе в самом начале работы.
3. Знакомство. Цель, которого познакомить участников группы, дать освоиться в новой ситуации, заинтересовать участников по отношению к дальнейшему процессу.
4. Этюд (или тематический разогрев) включает в себя дискуссию и ролевую игру.
5.Основная часть предполагает получение информации по теме тренинга.
6. Работа с пластилином: участникам предлагается слепить любимую игрушку из детства, затем просьба отдать ее соседу. Обсуждение: Что я чувствую? Что может чувствовать ребенок в чужой семье?
7. Занятие по группам (разбор ситуаций).
8.Завершение. Рефлексия, анализ полученного опыта.
9. Подведение итогов.