Определение самовоспитания
Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени приводит к высоким творческим результатам.
Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки: «Не плачь - ты мужчина», «Не пачкайся - ведь ты девочка» и т.п., т.е. ребенок получает эталоны «хорошего - плохого». И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.
В понятии «самовоспитание» педагогика описывает внутренний, духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание - лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.
В процессе воспитания необходимо побудить подростка к осуществлению самовоспитания.
Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания. Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.
К методам самовоспитания относятся: 1) самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование.
Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.
Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.
Подросток не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя позиция к этим воздействиям, в зависимости от которой он может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивным.
Понимание указанных положений привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии личности, стали подразделять на две группы - внешние и внутренние.
Природные склонности, способности и задатки, а также вся совокупность его чувств и переживаний, которые возникают под влиянием внешних воздействий, относятся к внутренним факторам.
Способы самовоспитания.Нет ничего более сложного и более важного, чем трезвая, объективная самооценка. «Познай самого себя» - учили великие мыслители древности. Сложно беспристрастно контролировать свое поведение, последствия своих поступков. Еще более сложно объективно оценить свое место в обществе, свои возможности, т.к. психофизиологический потенциал во многом определяется врожденными генетическими задатками, типом высшей нервной деятельности и эмоционально-волевой сферой. Однако систематический и строгий самоанализ необходим, благодаря нему человек может рассчитывать на свое духовное, нравственное развитие.
Хочу напомнить об одной интересной традиции, которая возникла в очень давние времена у юношей и девушек. Юность - это возраст, когда человек пытается познать самого себя, определить, кто же он, какой он, как он выглядит в глазах других людей. В этом может помочь дневник. Теперь не модно писать дневники, и очень жаль.
Дневник - великолепное средства самопознания, а следовательно, и самовоспитания. В дневнике люди обычно отмечают свои недостатки, свои сильные стороны, но чаще всего недостатки, поверяют страницами дневника сокровенные мечты и раздумья.
Вот какие признания мы находим в опубликованных дневниках известных деятелей прошлого. В дневнике великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского читаем, например, следующие правила, которые должны были помочь ему в самовоспитании.
«1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
2. Прямота в словах и поступках.
3. обдуманность в действиях.
4. Решительность.
5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
6. Не проводить времени бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что случится.
7. Издерживать только на необходимое или на приятное, а не по страсти издерживать.
8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках.
9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет».
И мы знаем, что всю жизнь Ушинский производил впечатление человека, который усел прекрасно управлять своими поступками, кправлять собственной личностью.
Прочитывая впоследствии дневник, человек может сравнивать свои достижения в самовоспитании с поставленными ранее задачами, со своей программой.
Таким образом дневник это не только способ самоанализа, но и своеобразный план - программа самоизменения. Самоанализ ради самовоспитания.
Возникает вопрос: а насколько человек может, изменит себя, изменит свой характер, обуздать свой темперамент? Оказывается, пределов здесь почти нет никаких.
Таким образом, результатом самовоспитания является личность. Смысл самовоспитания, таким образом, это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество.
Самовоспитание человека состоит в том, что человек есть самоценность. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное в любой личности - устремленность ее в будущее.
Основные мотивы самовоспитания. Учащиеся начинают заниматься самовоспитанием, когда у них появляется способность к анализу и самооценке своих положительных свойств и качеств и возникает внутреннее влечение к собственному личностному развитию и совершенствованию.Обычно это происходит в подростковом возрасте. Харламов И.Ф. Педагогика. Мн. 2005. с. 232. Нельзя не учитывать так же того, что отдельные подростки, а в некоторых случаях и старшеклассники, в процессе самовоспитания пытаются подражать примерам рискованных и даже предосудительных действий и поступков и не в состоянии как следует осуществлять самовоспитание.
Какие же факторы побуждают учащихся к самовоспитанию?
1. Требования, которые предъявляет общество к развитию личности, а так же те социальные идеалы, моральные образцы и примеры, которые увлекают и становятся для нее притягательными. Все это обусловливает необходимость содержательного раскрытия вопросов о том, каким должен быть человек в современном обществе, какими свойствами и качествами он должен обладать. Следует добиваться того, чтобы у каждого учащегося был свой любимый герой, жизнь и деятельность которого побуждала бы к подражанию, к личностному развитию и совершенствованию.
2. Важным стимулом самовоспитания являются притязания личности на признание своего достойного места в коллективе, в среде сверстников и одноклассников. Эти притязания, если они имеют здоровую моральную направленность, следует всячески поддерживать. Нужно тактично отмечать положительные действия и поступки учащихся, поощрять их успехи, заботится о создании доброжелательного отношения к каждому члену коллектива. В то же время необходимо быть весьма осторожными в оценке тех или иных поступков и действий, которые могут ущемлять самолюбие учащегося, умалять его положение в классе или школе и вызвать у него раздражение и противодействие.
3. Положительное влияние на побуждение учащихся к самовоспитании. Оказывает создание атмосферы определенной состязательности. Активное участие в учебной и внеклассной работе создает множество ситуаций для проявления сноровки, выдумки и определенного творчества практически каждого учащегося. В этих условиях дети стремятся закрепить достигнутый успех, замечают имеющиеся недостатки и стремятся к их преодолению.
4. Немаловажную роль в стимулировании самовоспитания играют положительные примеры, которые показывают сверстники, а также учителя в общественной, нравственной и художественно-эстетической сферах. Все это вызывает подражание и стремление к личностному развитию.
5. Побуждают к активной работе над собой и самовоспитанию здоровые дискуссии на моральные темы, обсуждение у ученическом коллективе различных нарушений правил товарищества, дисциплины со стороны отдельных учащихся.
Структура процесса самовоспитания.В основе самовоспитания лежит разработанный физиологом П.К. Анохиным принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, тех улучшений и усовершенствований, которые он стремится внести свое личностное саморазвитие. Когда такая «мысленная программа» формируется, она побуждает личность к практическим действиям по ее реализации, создает стимулы для проявления волевых усилий.
Указанные положения позволяют более конкретно представить сущность и основные этапы процесса самовоспитания.
Первый его этап состоит в следующем. Когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно прежде всего поставить перед собой четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно наметить примерные сроки. Прав А.И. Кочетов, утверждая: «Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо решил, что он будет делать (цель) и каким он хочет стать (идеал, образ самого себя в будущем)». Чтобы эта цель прочно закрепилась в сознании, ее полезно несколько дней проговаривать вслух, совершая определенное самовнушение и мобилизуя волю на ее достижение.
Второй этап заключается в детальной разработке программы самовоспитания. Начинать, конечно, лучше с более простых целей и программ, например: изжить употребление вульгаризмов и бранных слов или преодолеть дурную привычку перебивать в разговоре собеседника, всегда стремится выполнять обещания и держать свое слово и т.д. По мере приобретения опыта самовоспитания его программы естественно, должны усложняться и становится более долговременными.
Очень четко определил когда-то программу работы над собой Л.Н. Толстой: «Важнее всего для меня в жизни исправление трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени».
Разрабатываемые личностью программы или правила самовоспитания выполняют, по терминологии физиолога П.К. Анохина, роль «акцептора действия» т.е. механизма сличения и контроля за их выполнением, и тем самым стимулируют усилия человека в работе над собой. Чем детальнее и конкретнее определяется программа самовоспитания, тем белее действенным будет ее влияние на процесс самовоспитания.
Не менее существенным является и третий Этап самовоспитания - разработка методов его осуществления. В системе этих методов обычно используются следующие: а) самоубеждение; б) самообязательства; в) самопринуждение; г) самоприказ; д) самокритика; е) мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия); ж) самонаказание.
Однако самый важный этап самовоспитания - практическая реализация его целей и намеченной программы работы над собой. Процесс этот приобретает форму регулярного и продолжительного аутотренинга, т.е. осуществления тех действий и волевых усилий, результатом которых в конечном итоге и является развитие и формирование соответствующих личностных свойств и качеств. Аутотренинг необходимо сопровождать самоконтролем и коррекцией деятельности по достижению намеченных целей, что в свою очередь побуждает к активному саморазвитию, стимулирует личность к настойчивым волевым проявлением.
Общие подходы к самовоспитанию раскрыл С.Я. Долецкий: «Я считаю, что в основе процесса самовоспитания лежит необходимость самооценки. Надо ясно оценивать собственные качества, поступки, привычки, поставить, как говорят врачи, диагноз. Надо составить список всего, что ты считаешь в себе хорошим и дурным, и почаще в него заглядывать. И обязательно надо говорить о своих недостатках. Да, да, именно говорить! Давайте откровенно: ведь мы нередко осуждаем себя за какой-нибудь поступок, но осуждаем мысленно. И мысленно довольно быстро и легко находим ему оправдание и прощаем себя. Высказанное вслух признание простить себе труднее».
Справочная литература
Венгер Л.А. Игра как вид деятельности/ Вопр.псих, №3
Мухина В.С. Возрастная психология, изд-во "Academia", - М.,1999.
Немов Р.С. Психология. Книга 2,изд-во : Владос, 2007 г.
Никитин И.Г., Шубина Л.С. и др., Педагогические игры, уч.пособ., - Пермь, 1991.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы, - М.,1995
Рубинштейн С.Л. / ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ Составители, авторы комментариев и послесловия А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская СПб: Издательство "Питер", 2000)
Харламов И.Ф. Педагогика. Мн. 2005.
detsad2492.ucoz.ru
libsib.ru
mwanatomy.info
Тема 4. Влияние среды на развитие человека и формирования его личности. Семья и коллектив как факторы социализации и воспитания человека
Зуева Ольга 21 РЯиЛ
Климова Ирина 21 РЯиЛ