Боевой слаженности воинских подразделений
В основе положительного воздействия физической подготовки на боевую слаженность воинских подразделений лежит перенос социально-психологических явлений, происходящих при взаимодействии людей в ходе коллективной деятельности, в процессе кооперации.
Эффект кооперации людей в первую очередь проявляется в росте производительности труда (для военнослужащих — соответственно в качестве, быстроте или длительности выполнения военно-профессиональных приемов и действий), который становится возможным: во-первых, благодаря созданию новой коллективной производительной силы, возникающей как дополнительная жизненная энергия участвующих в кооперации лиц (она базируется на оптимальной координации индивидуальных достижений, т. е. на выравнивании, суммировании и упорядочении сил); во-вторых, благодаря возрастанию индивидуальной производительной силы вследствие неизбежно появляющегося соревнования между людьми (это основывается на повышении готовности людей к тому или иному напряжению, на усилении их мотивации к деятельности).
Очень важно, что наряду со значительным возрастанием производительности труда в процессе групповой общественно полезной деятельности происходит и существенное расширение воспитательных возможностей для формирования поведения военнослужащих.
Однако проявление указанных закономерностей в процессе совместной деятельности возможно только в том случае, если адекватно сформированная у всех членов коллектива социальная установка соответствует характеру поставленной перед личным составом задачи, величине группы, ее структуре и способу руководства, данным коллективом.
Хорошо организованная физическая подготовка создает достаточно большие возможности для целенаправленного использования социально-психологических закономерностей взаимодействия и взаимоотношений военнослужащих в интересах совершенствования боевой сработанности и боевой сплоченности воинских коллективов.
Влияние физической подготовки на боевую сработанность военнослужащих.Положительное воздействие физической подготовки на боевую сработанность военнослужащих обеспечивается:
1) усреднением уровня физической подготовленности («выравниванием сил») всего личного состава подразделения;
2) совершенствованием взаимодействия военнослужащих и координации их усилий при выполнении коллективных действий (привитием навыков «суммирования и упорядочения сил»).
Усреднение уровня физической подготовленности всех членов воинского коллектива предполагает, прежде всего, уменьшение вариативности соответствующих показателей за счет подъема их у наиболее слабо подготовленных военнослужащих. Если ранее, еще в недалеком прошлом, в ходе отдельных видов коллективной военно-профессиональной деятельности имелись некоторые возможности для оказания помощи недостаточно развитым в физическом отношении военнослужащим для компенсации пробелов в их подготовленности за счет избыточности сил у других воинов, то теперь в связи с резким усложнением характера и напряженности боевых действий это становится труднодостижимым. В реальной боевой обстановке скорость движения в ходе пешего марша, время приведения техники в боеспособное состояние или подготовки ракеты к пуску, качество сооружения укрытий от средств массового поражения и т. д. определяются в конечном счете физическими и психическими возможностями самого слабого в подразделении воина.
К примеру, при наличии в мотострелковом подразделении военнослужащих, не умеющих передвигаться на лыжах, вряд ли оно своевременно выполнит боевую задачу по совершению длительного марша на лыжах, даже в случае оказания необходимой помощи отстающим. Поэтому, «подтягивая» в ходе физической подготовки низкий уровень развития тех или иных физических качеств и двигательных навыков у наиболее слабых воинов к среднему для подразделения, тем самым уже можно способствовать повышению эффективности коллективной военно-профессиональной деятельности, созданию необходимых предпосылок для усиления боевой сработанности личного состава.
Совершенствование навыков взаимодействия военнослужащих и координации их усилий при выполнении коллективных действий обеспечивается применением в процессе физической подготовки упражнений, выполняемых в составе подразделений или отдельных групп личного состава.
Наиболее эффективными в отношении формирования у военнослужащих навыков коллективных действий, совершенствования боевой сработанности воинских подразделений являются: спортивные и подвижные игры; различного рода эстафеты; преодоление препятствий в составе подразделений (групп военнослужащих); групповое метание гранат на дальность и точность с командным зачетом; групповое выполнение действий на специальных устройствах и тренажерах; совместное выполнение различных гимнастических упражнений и упражнений с предметами (бревнами, покрышками от автомобилей и др.); гребля; упражнения, выполняемые с использованием взаимопомощи и командным зачетом, — различные виды ускоренного передвижения, действия на лыжах, плавание и переправы вплавь. В ходе систематического выполнения данных упражнений существенно улучшается и сплоченность личного состава.
Широкое применение в ходе занятий по физической подготовке различного рода коллективных действий, упражнений, выполняемых в составе подразделений или в условиях параллельной борьбы между группами военнослужащих, позволяет совершенствовать координацию действий личного состава во времени, в пространстве и по усилиям, оптимизировать взаимоотношения воинов, улучшать у сержантов и офицеров навыки управления деятельностью своих подчиненных. В целом это значительно усиливает боевую сработанность личного состава и, благодаря наличию механизмов переноса подготовленности военнослужащих, существенно сказывается на эффективности различных видов военно-профес-сиональной деятельности.
Влияние физической подготовки на боевую сплоченность личного состава.Наличие у всех воинов высоких морально-политических качеств, формируемых, в том числе, и в ходе занятий по физической подготовке, уже само по себе является весьма существенным обстоятельством, способствующим совершенствованию сплоченности воинских коллективов. Вместе с тем, физическая подготовка может осуществлять и более специфическое воздействие на процесс сплочения личного состава. Используя средства и методы физической подготовки, можно существенно сократить период социально-психологической адаптации молодых воинов в воинском подразделении; обеспечить возможность практического проявления коллективистских качеств в сложных условиях; сформировать у военнослужащих привычку к коллективным действиям; улучшить взаимоотношения военнослужащих в коллективе, укрепить их межнациональные связи; выявить неофициальных лидеров, усилить их авторитет и авторитет командиров подразделений; укрепить единство всего личного состава в стремлении к достижению целей, стоящих перед подразделением; уменьшить сроки формирования и становления воинских коллективов.
Необходимость сокращения периода социально-психологической адаптации молодых солдат и матросов в воинских подразделениях в значительной степени обусловливается их физическим состоянием в начальный период пребывания в армии и на флоте. Практически все новобранцы проходят острый период приспособления к совершенно непривычным для них условиям действительной военной службы. При этом юноши, отличающиеся более высоким уровнем телесного развития и физической подготовленности, быстрее осваиваются в специфической обстановке и налаживают взаимоотношения с другими лицами по сравнению со слабо подготовленными призывниками.
Рациональное применение средств и методов физической подготовки в начальный период службы молодых воинов (уже с первых дней пребывания их в армейском и флотском коллективе) существенно ускоряет процесс их социально-психологической адаптации. Занятия по физической подготовке включающие в свое содержание спортивные и подвижные игры, эстафеты, различные другие групповые упражнения, а также упражнения, направленные на устранение недостатков в физической подготовленности занимающихся, укрепляют социально-психологическую позицию молодых воинов в новом для них воинском коллективе, формируют у них чувство удовлетворенности и способствуют более быстрому развитию дружеских отношений с другими военнослужащими.
Физическое совершенствование военнослужащих, направленное, в конечном счете, на формирование их физической готовности к боевой деятельности, — это большой и напряженный труд, осуществляемый, как правило, не в одиночку, а в составе воинских коллективов. Данный факт выступает в качестве объективной основы положительного влияния физических упражнений на сплочение личного состава. Многообразие средств и методов физической подготовки предоставляет военнослужащим неисчерпаемые возможности для проявления коллективизма, взаимопомощи, формирования чувства войскового товарищества.
В ходе преодоления различных трудностей, возникающих, например, в процессе кроссов, марш-бросков, маршей на лыжах, бега с последующим преодолением препятствий, длительных пеших переходов, уже одно осознание всеми военнослужащими того факта, что они в составе подразделения совместно переносят неизбежные тяготы и лишения воинской службы, весьма существенно влияет на улучшение их взаимоотношений. При перенесении высоких и длительных физических нагрузок даже словесная поддержка со стороны товарищей, не говоря уже о прямой помощи в перенесении грузов, снаряжения, в выполнении различного рода трудных действий, вызывает у воинов усиленный отклик, воспринимается ими с повышенной благодарностью, что, в свою очередь, сказывается и на улучшении их взаимоотношений в других сферах деятельности.
Формирование у военнослужащих привычки к коллективным действиям основывается на многократном практическом проявлении их совместных усилий в сложных условиях, на постоянном закреплении в их сознании различных элементов коллективной деятельности в качестве стойких стереотипов поведения. Чем регулярнее проводятся занятия по физической подготовке, тем больше их эффект в боевом сплочении воинских подразделений.
Правильная организация физической подготовки существенно повышает уровень связей военнослужащих друг с другом, степень и направленность их взаимоотношений, особенно если усилия руководителей занятий сосредоточиваются не только на увеличении интенсивности общения воинов, но и на изменении ранее сложившихся негативных моментов во взаимодействии между ними. Особо важное значение в этом отношении имеет спортивно-массовая работа.
Если занимающиеся регулярно спортом не составляют в подразделении большинство, то их воздействие на сплочение коллектива недостаточно выражено. Если же воины-спортсмены, включая и командный состав, формируют актив подразделения, то их влияние распространяется не только на межличностные отношения, но и на все сферы военно-профессиональной деятельности. В этом случае в коллективе создается определенный тип психологической атмосферы, отличительными чертами которого являются, взаимопомощь, здоровый дух соперничества, сознательная дисциплина, добросовестность, честность, взаимоуважение, терпимое отношение к человеческим недостаткам. Лица, активно занимающиеся спортом, своим поведением и более динамичным стилем общения способствуют разрядке возникающих напряжений и конфликтов в межличностной сфере и тем самым содействуют усилению сплоченности личного состава.
Занятия соответствующими физическими упражнениями позволяют в определенной мере предупреждать образование внутри воинского коллектива различных негативно направленных микрогрупп военнослужащих, а также нейтрализовать их влияние на остальной личный состав.
Физическая подготовка содержит большие возможности для расширения социального опыта поведения военнослужащих различных национальностей. Под влиянием различных форм совместной деятельности и эмоционально насыщенного общения всех военнослужащих на равных началах изменяется характер межличностных отношений. При этом национальная принадлежность воинов, иногда особо проявляемая в начале общения, отступает на второй план по сравнению с успехами их в групповых действиях. Для военнослужащих первостепенное значение приобретают уровень физической подготовленности, спортивного мастерства, а не национальность их товарищей. В ходе интенсивного и эмоционально окрашенного общения при выполнении различных физических упражнений военнослужащие, как правило, изменяют и улучшают то представление, которое у них сложилось о той или иной национальности до службы в армии и на флоте.
Для успешной деятельности любого коллектива, в том числе и воинского, важное значение имеет его формальная и неформальная структура, наличие в нем официальных и неофициальных лидеров. Применительно к воинским формированиям официальными лидерами являются офицеры, прапорщики (мичманы), сержанты (старшины), назначенные командирами соответствующих подразделений. При подборе командиров подразделений (в большей мере это касается сержантского состава) очень важно, чтобы они назначались из числа военнослужащих, имеющих достаточно высокий уровень физической подготовленности и повышенную активность в занятиях спортом, т.е. фактически из неформальных лидеров. Именно в напряженной двигательной деятельности наиболее рельефно обнаруживаются истинные лидеры коллектива. Совпадение в одном лице официального и неофициального лидера коллектива — непременное условие достижения высокого уровня сплоченности воинских подразделений.
Особое значение имеет личный пример командиров и начальников в систематическом повышении и поддержании на должном уровне своей физической готовности к боевой деятельности. Успехи их в физической подготовке и спорте весьма положительно сказываются на взаимоотношениях с подчиненными, на сплочении воинских коллективов.
Физическая подготовка при соответствующей ее организации является мощным средством укрепления единства всего личного состава в стремлении к достижению целей, стоящих перед подразделением, воспитания у военно-служащих одинакового понимания требований военно-профессиональной деятельности к их боевому состоянию, сознательного отношения к повышению уровня боевой сплоченности воинского коллектива.
Навыки совместной ориентации на выполнение коллективных действий, приобретенные в процессе физической подготовки, путем переноса эмоциональных и социально-психологических реакций обеспечивают формирование целевой установки военнослужащих и на достижение различных военно-профессиональных задач.
Важное значение для развития у военнослужащих способности мобилизовать свою психику на выполнение поставленной перед всем подразделением боевой задачи имеют такие упражнения, как бег на длинные дистанции, лыжные гонки, марши на лыжах, марш-броски и др. На занятиях у военнослужащих возникает состояние, называемое борьбой мотивов, которое побуждает военнослужащих прекратить выполнение упражнения, сойти с дистанции, однако чувство ответственности и долга заставляет их продолжать решение поставленной задачи и в конце концов достигать желаемой цели. Все это в полной мере переносится и на другие сферы деятельности воинских коллективов.
Многолетний опыт войск и ряд научных исследований свидетельствуют о том, что под воздействием физической подготовки можно существенно (в среднем на 10-15%) сократить период формирования и становления воинских коллективов.
Таким образом, обеспечивая физическую готовность военнослужащих, способствуя формированию их морально-политической, военно-специальной и психической готовности к боевой деятельности, содействуя совершенствованию боевой слаженности воинских подразделений, физическая подготовка является важным фактором усиления боеспособности войск.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ
1. В чем сущность процесса адаптации человека к физическим нагрузкам?
2. Как относятся между собой теории адаптации и переноса подготовленности?
3.Почему физическая подготовка является основным средством обеспечения физической готовности военнослужащих к боевой деятельности?
4. Назовите и разъясните сущность положительного влияния физической подготовки на повышение эффективности процесса боевого совершенствования войск.
5. Каким образом физическая подготовка на поддержание и восстановление боеспособности войск?
Глава IV