Билет № 12. Совет педагогов как высший орган самоуправления ДОУ и как форма методической работы
Педагогический совет является постоянно действующим органом самоуправления дошкольного образовательного учреждения для рассмотрения основных вопросов организации и осуществления образовательного процесса.
Педагогический совет создается во всех дошкольных образовательных учреждениях, где работают более трех педагогов.
В состав Педагогического совета входят:
• заведующий ДОУ (председатель, как правило),
• его заместители,
• педагоги,
• воспитатели,
• медицинский работник,
• педагог-психолог,
• председатель родительского комитета (с совещательным голосом),
• и др. руководители органов самоуправления дошкольного образовательного учреждения (с совещательными голосами),
• председатель учредителей.
При большом количестве работающих, педагогические работники могут быть избраны в состав Педагогического совета.
Все важные вопросы жизни и деятельности коллектива рассматриваются на коллегиальном уровне - в ходе заседаний Совета педагогов, назначением которых является определение направлений образовательной деятельности ДОУ, обсуждение вопросов содержания, форм и методов образовательного процесса, планирование образовательной деятельности ДОУ, максимально выражающее принцип коллегиальности. Принцип единоначалия, реализуемый в распоряжениях руководителя ДОУ находит свое выражение в сочетании с коллегиальностью путем деятельности руководителя при ведении педсовета, предложения проекта решения, который обсуждается, дополняется и утверждается голосованием.
Любые вопросы, касающиеся направления образовательной деятельности, организации воспитательно-образовательного процесса, должны быть предметом анализа и коллегиального обсуждения на заседаниях Совета педагогов. Необходимо предусматривать педсоветы по каждой из взятых годовых задач, на итоговом же педсовете обсуждаются итоги тематической проверки, отчеты о выполнении Программы по отдельным аспектам проблемы, обсуждается опыт работы по основному вопросу.
Педагогический совет - высший орган руководства воспитательно-образовательным процессом. Его задача - решать проблемы, направленные на улучшение воспитания и обучения детей, повышение квалификации педагогов путем анализа их деятельности, распространения передового опыта и т.д.
Методическая работа в детском саду - комплексный и творческий процесс. Педагогический совет является одной из форм этой работы. Добиться того, чтобы каждый воспитатель стал заинтересованным и активным участником проведения педагогических советов и совещаний, преодолеть стереотипы помогают новые нетрадиционные формы проведения педсоветов в ДОУ.
Билет № 13. Подходы к организации методической работы в ДОУ.
Подходы к организации методической работы в ДОУ основаны на:
- системно-деятельном подходе: понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;
- личностно-ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленности на развитие
- профессиональных и личностных качеств педагогов на примере зам. зав. по BMP и старшего воспитателя;
- дифференцированном подходе: учете уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОУ;
- подход свободного самоопределения: свободном выборе каждым педагогом образовательных программ и путей самореализации;
- мотивационно-стимулирующий подход: использовании различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;
- коррекционный подход: своевременном устранении выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.
Билет № 14. Типы методической работы в ДОУ: исследовательский, экспериментальный, коррекционный.
По определению С.Ж. Гончаровой, «методическая деятельность представляет собой специфический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создания метода, его апробации, внедрения метода (получение методик), применение методик».
Автором разработана модель методической деятельности, включающая в себя три «пространства деятельности» (термин Г.П. Щедровицкого): пространство создания методов, пространство распространения и внедрения методов (получение методики), пространство применения методик. В процессе методической деятельности эти пространства связаны между собой в 3 типа методической деятельности, являющиеся единой цепочкой определенных элементов, в которой каждый этап имеет конечный продукт: метод, методика, гарантированный результат. Это наглядно представлено в представленной схеме.