Авторская технология формирования музыкального мышления «Учителя года России – 92» А.В. Зарубы
Трудно быть Богом, учителем быть еще трудней!
А. Заруба
Заруба Артур Викторович(р. 1960) – преподаватель музыки частной общеобразовательной школы «Колледж XXI» г. Москвы, кандидат педагогических наук. Первый «Учитель года России».
Когда нет слов, Артур Викторович берет дудочку и извлекает из нее волшебные звуки; с ее помощью он смог бы объяснить даже безъязыкому инопланетянину, какой предмет преподает он в школе.
Целевые ориентации
¶ Дать полноценное гуманитарное образование.
¶ Формирование музыкального мышления.
¶ Накопление интонационного словаря, представленность и закрепление в нём «памятных мгновений» из классических произведений.
Педагогическая концепция
v Творческое мышление – это не способность, присущая избранным, это навык, который люди осваивают в учебной деятельности.
v Каждый ребенок - композитор
v Каков учитель, таков и предмет, таково и отношение к этому предмету.
v Каждый ребенок способен понять шедевры музыкального искусства разных эпох, жанров и стилей, но ему нужно помочь.
v Постоянное стимулирование познавательного интереса учащихся к музыкальному искусству.
v Широкое применение игровых, групповых, активных форм и методов работы.
v Рейтинговое наблюдение за учебной деятельностью каждого ребенка (мониторинг).
v Творчество может быть и в сочинении, и в исполнении, и в восприятии музыки.
Особенности содержания педагогической деятельности:
Базовая программа – программа по музыке Д.Б. Кабалевского.
В начальной школе упор на активную музыкальную деятельность учащихся в следующих направлениях:
• Ученик-композитор: сочинение своих вариантов мелодий изучаемых произведений, сочинение слов для вокальных произведений.
• Ученик-исполнитель: пение всего программного музыкального материала (кроме песен - отрывки из опер, симфоний, балетов, концертов), игра на шумовых инструментах, обучение всех детей игре на свирели.
• Ученик-слушатель: проникновение в каждую интонацию урока, накопление музыкально-интонационного словаря у учащихся, определение композитора по неизвестной музыке.
В 5-8 классах расширяются рамки изучаемой музыки, обобщаются знания по следующим темам: авторская песня, джаз, рок-музыка, музыка в кино, в театре и т.д.
Особенности методики
В начале процесса обучения проводится диагностирования уровня музыкальной культуры учащихся. В конце каждой четверти проводится контрольный срез уровня обученности учащихся за истекший период.
Основным методом является разработанный автором метод развития музыкально-интонационного мышления, который включает в себя накопление «культурного багажа» по музыке разных стилей и жанров, развитие творческих способностей учащихся.
А.В. Заруба выделяет три важнейших аспекта развития музыкального мышления младших школьников: это объём, связь и творчество.
Развитое мышление человека характеризуется способностью образования содержательных абстракций, помогающих воспроизводить целостность явления, процесса или предмета.
Выполнять роль содержательной абстракции в музыкальном искусстве, согласно интонационной теории Б.В. Асафьева, может только интонация при подходе к ней как к смыслу. В этой теории под интонацией, в широком плане, понимается смысл речи, её психический тонус, настроенность. В более узком - «фрагменты музыки», «мелодийные образования», «памятные мгновения», «зёрна-интонации».
1. Объём музыкального мышления предлагается рассматривать с точки зрения развитости музыкально-интонационного словаря учащихся, развитие которого создаёт основу для формирования способности к связыванию отдельных разрозненных музыкальных впечатлений в целостную картину музыкального искусства и творческого проявления ребёнка в музыке.
Мышление, как процесс познания предметов или явлений, всегда включает в себя поиск связей: внешних и внутренних, существенных и несущественных.
В массовой музыкальной педагогике пока ещё мало разработанных методов работы, направленных на установление интонационных взаимосвязей между музыкальными произведениями, изучаемыми на уроках, или в творчестве определённого композитора. Это не позволяет учащимся, особенно начальной школы, «видеть» связи нового произведения с уже известными ему по близкому образному строю, стилевым и жанровым особенностям музыки. Для формирования целостного представления о музыкальном искусстве как базе полноценного музыкального творчества ребёнка А.В. Заруба применяет следующие приемы.
1.1. Активное постижение зёрен-интонаций из всех разучиваемых на уроках произведений.
Ребенок больше любит и лучше запоминает те интонации, которые им пропеты, пропущены через себя.
Таким образом, пение тем, фрагментов из произведений не может быть формальным, пусть даже звуковысотно и ритмически-точным, а обязательно должно быть «интонируемым», передающим смысл, эмоцию, образ, заложенный композитором.
Практика показала, оптимально исполнять разучиваемую мелодию закрытым ртом, что позволяет ученикам слышать себя и правильное пение учителя или его игру на инструменте, хорошо настроить вокальный аппарат, подстроиться неверно интонирующим детям к правильно поющим.
Если пропевание зёрен-интонаций проводилось систематически, то оно становилось естественным для ребят, а в дальнейшем, позволяло им, говоря о музыке, не только оставаться на вербальном уровне, но и напевать отдельные интонации для более точного и аргументированного выражения своих мыслей и чувств.
1.2. Интонационные приветствия и прощания на уроке.
Идея пропевания учителем музыки в начале урока приветствия «Добрый день» или «Здравствуйте» не нова. Ученикам, соответственно, нужно было повторить мелодию, пропетую учителем. Омузыкаленное приветствие проводилось с целью распевания (в удобной тесситуре, по звукам трезвучия, в поступенном восходящем или нисходящем движении и т.д.).
По мере накопления интонационно-слухового «багажа» мы усложняли задание, стимулируя ребят не только повторять то, что пропел учитель, но и продолжать начатую им мелодию. Сигналом того, что можно переходить на эту ступень методики нам служило то, что часть детей начинало непроизвольно продолжать начатую учителем мелодию.
Аналогичным образом омузыкаливалось прощание в конце урока. Только, как правило, пели его на интонацию из произведения, только что прослушанного или разученного на уроке.
2. Связь. Второй блок методов направлен на формирование связей и отношений между отдельными музыкальными впечатлениями учащихся.
2.1. Диалог интонаций.
Суть данного метода заключается в следующем: на одном из этапов знакомства с новым произведением или его относительно законченным фрагментом, мы обязательно предлагали ученикам вспомнить интонации из других произведений этого же композитора, а также близкие по образу интонации из произведений других авторов, произведения этого жанра.
Сравнивая между собой интонации из одного произведения, ученики обнаруживали их интонационное родство. Работая по этой методике, ребята сами нашли родство всех тем 1 части 5 симфонии, родство интонаций «Танца Анитры» и «Песни Сольвейг» Э. Грига и др.
2.2. Интонационная цепочка.
3. Творчество. В этом блоке объединяются несколько методов, направленных на развитие воображения, фантазии, интуиции учащихся, опирающихся на более глубокое постижение языка интонаций музыкального искусства.
3.1. Сочинение в стиле определённого произведения, жанра, композитора.
3.2. Сочинение поэтического текста к мелодиям песен, романсов композиторов-классиков.
В этом методе ученикам предлагалось сочинить слова к мелодиям из вокальных произведений. Этапы выполнения этой методики следующие: сначала выучивается с детьми мелодия этого сочинения (без слов), затем определяется её образное содержание – о чём она, какой человек в ней выражен, какое у него настроение, каковы его жизненные обстоятельства, что и как он мог бы сказать нам. После этого предлагается сочинить поэтический текст, подходящий по смыслу, ритму и стилю к этой мелодии. Ученики сочиняют, анализируют и отбирают лучшие варианты.
Рейтинг. Администрация и учителя озабочены тем, чтобы видеть реальные успехи или неуспехи каждого ребенка. Условия для создания системы фиксации и продвижения всех результатов учащихся создаются в рейтинговой системе оценивания.
1) эта система должна отражать каждоеположительное (и отрицательное) действие ученика на уроке.
2) основное соревнованиедолжно идти не между учениками одного класса или между классами в параллели, а между учеником на этом уроке и на следующем, вначале года и в конце, в этом учебном году и в прошлом, то есть ученика с самим собой.
3) эта система не должна стать целью, а быть средством для развития учащихся.
Школьная оценка не очень подходила для этой системы. Уровень знаний, умений, мотиваций и реальной работы ребенка на уроках. Основой системы оценивания должен стать «балл», заработанный учащимся. Итог его работы на уроке теперь наглядно виден – «0», «1», «2», «3», «4», «5» и более баллов за урок.
За что же ученики могут заработать «баллы»? Возможные варианты:
– любой правильный ответ;
– интуитивная догадка (что важно и в науке, и в искусстве);
– участие в коллективной деятельности класса (пение, игра на музыкальных инструментах, слушание музыки и т.д.);
– письменное домашнее задание;
– творческая работа (сочинение музыки, стихов и рисунков о музыке и т.д.).
Сама же проблема оценки на уроке решается просто: если ученик получает «3», «4», «5» или более баллов – то оценка очевидна. Если же ученик получает «0», «1» или «2» балла, то в таких случаях оценка за урок не ставится.
Итог за четверть подсчитывается следующим образом: складываются все баллы, которые ученик заработал на уроках и сумма делится на количество посещенных им уроков (если этого не сделать, то тогда нельзя сравнивать результаты учащегося в разных четвертях). Заранее нужно оговорить значение среднего балла, необходимое для получения «5», «4» или «3» в четверти. Средний балл выше 4,5 – это «5», от 3,5 до 4,5 – «4», ниже 3,5 – «3». При выставлении оценки обращается внимание также на индивидуальное продвижение ученика в сравнении с его успехами в других четвертях.
Естественным образом выстраивается и рейтинговая система: ученик, получивший самый высокий средний балл оказывается на первом месте, самый низкий – на последнем.
Практика показала, что большинство учеников даже в проблемных средних классах следят за своим рейтингом, стараются «заработать» больше баллов.