История становления методики обучения химии, педагоги-химики прошлого и настоящего времени
Методика обучения химии, как и другие науки, имеет свою историю.
Развитие методики обучения химии всегда было неразрывно связано с уровнем химической науки, так как выдающиеся химики каждой эпохи, как правило, занимались и преподавательской деятельностью, которую строили на основе разработанных ими теоретических концепций. Естественно, что методика химии как наука могла сформироваться лишь после становлении химии как науки. Тем не менее, необходимость разработки специальных приемов обучения учеников химическим знаниям и ремеслам на основе имеющихся тогда знаний уже в давние времена очевидна.
В Древнем мире эти знания записывались в рукописях, небольшая часть из которых сохранилась до настоящего времени. К ним относятся сочинения алхимиков и ятрохимиков: Джабира ибн Гайяна (721–815); Абу Бакра Мухаммеда ибн Закарийа ар-Рази (865-925); Ибн Сины (Авиценна) (980-1037); Альберта фон Больштедта (Альберт Великий) (1193-1280); Роджера Бэкона (1214-1294); Раймонда Луллия (1235-1313); Георга Риплея (1415-1490); Василия Валентина (XVI в.); Ауреола Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма (Парацельс) (1493-1541); Андреаса Либавия (около 1550-1616). Одним из первых наиболее полных для своего времени был учебник Либавия «Алхимия» (1597 г.). Курс делился на два больших раздела. В первом содержались сведения о химической посуде и аппаратуре, нагревательных приборах, а также излагались данные о важнейших химических операциях. Здесь же был описан и иллюстрирован чертежами проект «идеальной химической лаборатории». Лаборатория, по мнению Либавия, должна быть размещена в отдельном здании, специально приспособленном для химических работ. В проекте предусмотрены большие помещения для лаборантов, кабинеты для руководителей работы, специальные помещения для печей и нагревательных приборов, комнаты для дистилляции и т. п. и даже винный погребок. Второй раздел курса Либавия озаглавлен «Химия» и посвящен описанию различных веществ и способов их получения. Курс заканчивался описанием способов изготовления сложных лекарственных смесей химическим путем.
Сочинения технохимиков, [Ванноччо Бирингуччо (1480-1539); Георгий (Бауэр) Агрикола (1494-1555)] хотя и не были учебниками химии в прямом смысле, все же содержали многочисленные сведения по химии и служили настольными книгами для металлургов, врачей и химиков того времени. Особая роль в становлении химии как науки принадлежит английскому химику и физику Роберту Бойлю (1627-1691). В книге «Химик-скептик» Бойль поставил пять главных вопросов. Каждому из них он посвятил особую главу книги. Вопросы эти таковы:
1. Является ли огонь «универсальным анализатором» всех тел?
2. Являются ли продукты прокаливания (кальцинации) действительно элементами, или началами?
3. Может ли быть число веществ, которые принимаются в качестве элементов, или начал, действительно ограничено тремя, четырьмя или пятью?
4. Действительно ли существуют элемент «соль», элемент «сера» и элемент «ртуть», которые так называют?
5. Существуют ли вообще реальные элементы, или «начала»?
В последней (шестой) главе книги Бойль излагает свою теорию химических превращений и дает собственное определение понятия «элемент».
Разработка отдельных научных идей методики обучения химии принадлежит М. В. Ломоносову, который написал ряд учебников на основе атомистической теории, с точки зрения которой химия определялась как наука о составе, свойствах и превращениях веществ. М. В. Ломоносов считал, что при обучении химии нужно использовать методы химической науки, в частности, эксперимент, позволяющий изучать вещества и процессы с качественной и количественной стороны. Одновременно он придавал большое значение применению математических и физических методов. Кроме того, М.В. Ломоносов, понимая необходимость защиты своих убеждений и доводов в дискуссии, отводил большую роль изучению правил риторики.
Существенный вклад в развитее химии и методику ее преподавания внесли Антуан Лоран Лавуазье (1743-1794); Клод Луи Бертолле (1748-1822); Джон Дальтон (1766-1844); Амедео Авогадро (1776-1836); Йенс Якоб Берцелиус (1779-1848) и другие западные ученые.
Важным рубежом для методики химии было открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона. После создания Д.И. Менделеевым учебника нового типа «Основы химии» элементы стали изучаться по группам периодической системы. Этот путь преподавания неорганической химии и в настоящее время является приоритетным и в вузах, и в школах.
Много внимания уделял методическим проблемам А.М. Бутлеров. В основу преподавания им была положена теория химического строения органических веществ, которая помогает раскрыть всеобщие генетические связи между органическими веществами, что способствует развитию идей о материальном единстве мира. Учебник «Введение к полному изучению органической химии» А. М. Бутлерова является одновременно изложением его методических приемов.
Становление методики преподавания химии в средней школе России связано с именем выдающегося методиста-химика С. И. Созонова (1866-1931), который был учеником Д. И. Менделеева, его студентом по Петербургскому университету. Рассматривая вопросы преподавания химии в школе, С.И. Созонов уделял большое внимание химическому эксперименту, считая его основным методом ознакомления учащихся с веществами и явлениями. С. И. Созонов стал инициатором проведения первых практических занятий в средней школе. Совместно с B.Н. Верховским создал первую учебную лабораторию. Опыт его работы в средней школе отразился на построении учебника «Элементарный курс химии» (С. И. Созонов, В. Н. Верховский, 1911), который в те годы был лучшим пособием для учащихся.
На советском этапе развития общества химия была включена как обязательный предмет в учебные планы средней общеобразовательной школы, и методика обучения химии выделилась в отдельную отрасль педагогической науки. Этот период связан с именами ученых-методистов, которые внесли огромный вклад в развитие методической науки, это: В.Н. Верховский, С.И. Созонов, С.Г. Крапивин, П.П. Лебедев, К.Я. Парменов, Л.М. Сморгонский, Д.М. Кирюшкин, П.А. Глориозов, С.Г. Шаповаленко, Л.А. Цветков и многие другие. В нашей стране была создана оригинальная методическая школа по вопросам преподавания химии в школе, многими принципами которой учителя руководствуются в своей работе и по настоящее время.
Первой в советской методике химии была работа выдающегося методиста-химика С.Г. Крапивина (1863-1926) «Записки по методике химии» в которой обсуждались проблемы преподавания данного учебного предмета.
Значительный этап в развитии методики химии связан с именем профессора В.Н. Верховского, большая заслуга которого состоит в разработке проблем содержания и построения курса химии в средней школе. Он был автором государственных программ, школьных учебников, пособий для учащихся и учителей, которые выдержали многократные издания. Его книга «Техника и методика химического эксперимента в средней школе» сохранила значимость и в настоящее время.
Современный этап в развитии методики обучения химии как науки начинается с возникновения в 1944 г. Академии педагогических наук. Появляются работы методистов: С.Г. Шаповаленко, Ю.В. Ходакова, Л.М. Сморгонского, К.Я. Парменова, Д.М. Кирюшкина, Д.А. Эпштейна, П.А. Глориозова, учителей-практиков: К.Г. Колосовой, В.И. Левашева, А.Е. Сомина и многих других.
Огромный вклад в развитие российской методики обучения химии внесли Я.Л. Гольдфарб, Л.М. Сморгонский, А.А. Грабецкий, Г.М. Чернобельская, И.Н. Чертков, Г.И. Шелинский и др.
Нашими современниками методистами в области преподавания являются: Г.М.Чернобельская, Д.П. Ерыгин, О.С Зайцев, Н.Е. Кузнецова, М.С. Пак, Е.Е. Минченков, А.А. Макареня, Э.Г. Злотников, П.А. Оржековский и многие другие.
Наиболее полно данные по истории становления и развития методики обучении химии представлены в работах С.В. Телешова.