Понятие и сущность содержания образования. Характеристика содержания образования
Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В Законе Российской Федерации об образовании оно определяется как "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства" и трактуется как воспитание в широком педагогическом смысле. В самом общем определении образование - это целенаправленный процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. Как отмечал Н.Г. Чернышевский, три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова. Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека (в процессуальном плане) понимается следующее.
Образование - это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогонистическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.
В своем структурном срезе, образование представляет собой целенаправленный триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека, а его содержание выступает как средства развития личности и формирования ее базовой культуры.
Основные теории формирования содержания школьного образования сложились в конце XVIII - начале XIX вв. В истории педагогики они известны как теории материального и формального образования.
Материальная теория формирования содержания образования, известная в истории педагогики еще и как теория дидактического материализма (по названию книги гербартиста Ф.В. Десрпфельда), обосновывает необходимость передачи учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Сторонники этой теории (их называют еще энциклопедистами), в частности английский поэт и историк Дж.Мильтон, немецкий педагог Н.Б. Беседов, видя основную цель школы в передаче обучающимся знаний, считали, что глубина понимания определенного фрагмента деятельности пропорциональна количеству изученного материала. Исходя из этого они стремились включить в программу изучения своего предмета как можно больше материала, не всегда воспринимая аналогичную позицию представителей других наук. Такой подход к формированию содержания школьного образования оказывается малоэффективным, так как на головы учащихся обрушивается лавина информации, которая может быть усвоена фрагментарно и поверхностно, прежде всего за счет памяти.
Начало же становления материальной теории формирования содержания образования были заложены еще в позиции Я.А. Коменского, стремившегося разместить в своем учебнике все знания, необходимые для учащихся.
Теория дидактического формализма (название возникло в конце XVIII в. в книгах "Эмпирическая психология" Э.Шмидта и "Принципы воспитания и обучения" А.А. Немейера), окончательно оформившаяся как формальная теория формирования содержания образования, исходила из постулата "многознание уму не учит", высказанного еще в древности Гераклитом и Цицероном. В дальнейшем эту позицию развивали И.Кант и И.Г. Пенталоцци. Последний считал, что главной целью обучения должно быть "усиление правильности мышления учеников или формальное образование", нацеленное главным образом на развитие способностей учащихся, их познавательных интересов, психических процессов (памяти, представлений, мышления и др.). Соответственно, в содержание образования должны включатся учебные предметы, отражающие прежде всего инструментальный, е не содержательный, фактологический материал (языки, математика). По сути дела в данной концепции отрицается необходимость в обучении предметов, например, естественных; не учитывается реальная сила в становлении личности в процессе обучения связи между содержанием и формой, между фактами и обусловленными ими интеллектуальными операциями.
Таким образом, обе теории содержания образования отличаются односторонностью и не случайно они были подвергнуты резкой критике К.Ф.Ушинским, писавшим, что "формальное развитие рассудка ... есть несущественный признак, что рассудок развивается только в действительных реальных знаниях". Его афористическое высказывание о том, что "пустая голова не мыслит", предполагает единство материального и формального подходов к формированию содержания школьного образования.
В современной отечественной педагогической науке, о чем подробно говорится в работах В.В. Краевского, существуют разные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое - в теорию формального и теорию материального образования. Каждая из них связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе. Истоки противостояния диктатуры, авторитаризма, с одной стороны, и демократии и гуманизма, с другой, в конечном счете восходят к разному пониманию этих функций, человек - цель или средство, общество для него или он для общества?
Даже временная уступка, теоретическая или практическая, в пользу концепции человека как средства (авторитаризм), а не цели общественного развития, не абсолютной ценности, с неизбежностью уводит в сторону от гуманизма. Таков трагический урок, преподанный нашим веком.
Обличья, которые принимают авторитаризм в определении содержания образования в том, чему надо учить школьников, многообразны. Рассмотрим в этом плане три существующие и наиболее распространенные концепции содержания образования с точки зрения соответствия их задаче формирования творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества.
Одна из концепций содержания образования трактует его как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе, оставляя в стороне остальные качества личности, такие как способность к творчеству, умение реализовать свободу выбора, справедливое отношение к людям и т.п. Данный подход направлен на приобщение школьников к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе. Фактически человек выступает здесь как фактор производства.
Другая концепция рассматривает содержание образования как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками. "Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения". Это определение вполне согласуется с конформистскими установками, поскольку не раскрывает характер этих знаний и умений и не основано на анализе всего состава человеческой культуры. Предполагается, что овладение знаниями и умениями (относящимися, главным образом, к тем же основам наук) позволит человеку адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры. Достаточно потребовать от человека, чтобы он знал и умел - не более. В этом случае и требования к образованию соответствующие: необходимо и достаточно передать подрастающему поколению знания и навыки по родному языку, математике, физике и другим учебным предметам.
В современных условиях развития нашей российской общеобразовательной школы всего этого недостаточно. Решение задач, связанных с функционированием отдельных сфер жизни общества, требует от учащихся не только овладения определенным учебным содержанием, но и развития у них таких качеств, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению своекорыстия, бездушия и несправедливости, недостаточного внимания к техническому и общественному прогрессу и т.п. Развитие у воспитанников именно таких качеств, как отмечает Ч. Куписевич, формирование у них ценностно значимых запросов и намерений, наконец, приобщение их к самообразованию - вот факторы, которые, представляя собой важную сферу общественной жизни, одновременно являются условиями функционирования остальных ее сфер.
В наибольшей степени соответствует этим установкам гуманистического мышления концепция содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. В свете этой концепции содержание образования, будучи изоморфно социальному опыту, состоит из следующих четырех структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления - знаний; опыта репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления - умений и навыков; опыта творческой деятельности -в форме проблемных ситуаций; опыта эмоционально-ценностных отношений.
Таким образом, содержание общего образования, с одной стороны, является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности учащихся, так как оно отражает текущие и перспективные потребности общества, с другой - оно выступает инструментарием конструирования и осуществления учащимися этой деятельности и тем самым является средством удовлетворения личностных потребностей индивида в обучении, средством развития личности и формирования ее базовой культуры. С точки зрения дидактики оно выступает как содержательная сторона обучения в единстве с процессуальной стороной.
Содержание образования – наиболее динамичный компонент процесса обучения. С одной стороны, оно связано с потребностями общества, с другой – оно должно учитывать интересы самой личности в индивидуальном развитии. Это один из путей его гуманизации.
Характеристика компонентов содержания образования:
Знания – это информация об окр. мире. К ним относятся категории, понятия, факты.
Умения и навыки – интеллектуальные и практические.
Эмоционально-ценностные отношения – коммуникативные и личностные ориентиры.
Опыт творческой деятельности:
Комбинирование нового из элементов известного.
Нахождение новых способов решения.
Видение проблемы.
Перенос знаний в новую ситуацию.
Итак, содержание образования – это социально и педагогически ориентированная система знаний, опыта деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений.
Содержание образования раскрывается в ряде документов:
Учебный план – это гос. документ, устанавливающий для каждого типа школ перечень учебных предметов, их распределение по годам, недельное и годовое кол-во времени, отводимое на каждый предмет. Совет школы сам решает, по какому плану будет работать школа.
Учебная программа – это гос. документ, определяющий по каждому учебному предмету обязательный объем и содержание ЗУН, определяющие структуру и содержание отдельных разделов и тем с распределением их по годам обучения.
В законе РФ об образовании указывается, что общеобразовательные программы должны быть направлены на формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных общеобразовательных программ. К общеобразовательным относятся программы: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.
Учебник – книга, излагающая основы научных знаний по определенному предмету в соответствии с целями обучения, программой и требованиями дидактики.
Содержание образования может быть линейным и спиральным. Концентрический принцип – часть учебного материала повторно изучается на нескольких ступенях обучения, но с разной степенью глубины. Линейный принцип – материал излагается последовательно на основе известного, без возвращения к нему на следующих этапах обучения.
Требования к содержанию образования: соответствие современному уровню развития науки, культуры, техники. связь с жизнью. оптимальность объема учебного материала, подлежащего усвоению. отражение внутри и межпредметных связей. воспитательная направленность. структурное единство содержания образования на разных уровнях его формирования. важна гуманизация: ориентир на уважение личности ребенка, формирование самостоятельности. главная часть гуманизации – гуманиторизация: наращивание в содержании знаний о человеке, человечестве и человечности. выделение гуманитарного аспекта во всех учебных предметах. улучшение качества преподавания гуманитарных дисциплин. любой школьный предмет должен способствовать гуманизации. (7. и 8. – по Краевскому).
В законе РФ об образовании (ст.14 «Общие требования к содержанию образования») написано, что содержание образования должно быть ориентировано на:
1. Гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей.
2. Отражение национальных культур в условиях многонационального гос-ва.
3. Содействие сотрудничеству между людьми.
4. Обеспечение самоопределения личности, свободного выбора убеждений.
5. Укрепление правового гос-ва, развитие гражданского общества.
6. Воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Стандарт образования содержит: федеральный компонент, региональный компонент, школьный или вузовский компонент.