Обзор диагностических методик, используемых для изучения особенностей межличностного взаимодействия воспитателя с детьми
В связи с тем, что многочисленные исследования показали взаимосвязь между отношением ребенка к воспитателю и стилем его руководства детской группой, для коррекции отношений в системе «ребенок - воспитатель» и для выработки рекомендаций педагогу по построению взаимоотношений с воспитанниками необходимо также собрать информацию о характере его общения с детьми. Основные методы, используемые для этого: стандартизированное наблюдение, метод экспертной оценки, анкетирование педагогов, естественный эксперимент.
Основные методики, используемые для изучения особенностей взаимодействия воспитателя с детьми
1. Фландерсовская система анализа категорий взаимодействия педагога с детьми на занятиях (см.: Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. – М., 2000. – С. 89-98). Цель: изучение стиля педагогического общения воспитателя с детьми на занятиях; анализ речевого взаимодействия воспитателя с детьми на занятиях; выявление отношения педагога к проявлению детской активности на занятиях. Метод сбора информации: стандартизированное наблюдение.
2. Анализ взаимодействия педагога с детьми в совместной деятельности по методике Л. Башлаковой (см.: Репина Т., Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 10. – С. 63-66). Цель: изучение стиля общения воспитателя с детьми в совместной деятельности. Метод сбора информации: стандартизированное наблюдение.
3. Диагностика определения модели взаимодействия воспитателя детского сада с детьми В.Г. Маралова (см.: Готовимся к аттестации!: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб., 2000. – С. 60-65). Методы сбора информации: анкетирование педагогов, стандартизированное наблюдение.
4. Тест для определения характера взаимодействия воспитателя с детьми Г. Любиной (см.: Любина Г. Помоги себе сам! // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 3. – С. 14-15).
5. Методика выявления трудностей ребенка в общении со взрослыми М. Елагиной (Елагина М. О преодолении трудностей в общении // Дошкольное воспитание. – 1985. - № 4. – С. 47-49). Цель: изучение содержания коммуникативных контактов педагога с ребенком как причины его эмоционального неблагополучия. Метод сбора информации: естественный эксперимент.
6. Оценочная шкала профессиональных умений и качеств, необходимых для общения воспитателя с детьми (см.: Готовимся к аттестации!: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб., 2000. – С. 129-130). Метод получения информации: наблюдение за деятельностью педагога.
7. Метод отраженной субъектности В.А. Петровского (см.: Николаева А.Б. Личность педагога в зеркале детского восприя-тия // Дошкольное воситание. – 1987. - № 9. – С. 35-37). Цель: выявление индивидуально-специфических аспектов представленности воспитателя в дошкольниках. Метод получения информации: естественный эксперимент.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Составьте характеристику основных форм общения ребенка со взрослыми. Укажите, какой вклад в психическое развитие ребенка вносит каждая форма.
2. Выделите, чем отличается общение ребенка со сверстниками от общения со взрослыми.
3. Выделите основные факторы, влияющие на развитие эмоциональных взаимоотношений между детьми и воспитателями в детском саду.
4. Составьте социально-психологический портрет воспитателя для детей раннего возраста и для детей старшего дошкольного возраста.
Литература
Основная литература
1. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987. – С. 157-167.
2. Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. – Минск, 1986.
3. Петровский В.А. и др. Учимся общаться с ребенком: Руковод-ство для воспитателя детского сада. – М., 1993. – С. 31-42.
4. Рузская А.Г. Отношение детей дошкольного возраста к разным вариантам общения со взрослым // Развитие общения у дошкольников. – М., 1974.
5. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под ред. В.К. Котырло. – М., 1987. – С. 70-92.
Дополнительная литература
1. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М., 1992.
2. Годовикова Д. Общение ребенка со взрослым // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 5. – С. 5-10.
3. Готовимся к аттестации!: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб., 2000. – С. 60-65, 134-137.
4. Корницкая С.В. Влияние общения со взрослым на отношение к нему ребенка: Автореф. дис… канд. психол. наук. – М., 1975.
5. Лиман Т.П. Отношение воспитателя к детям как фактор формирования личности дошкольника // Советская педагогика. – 1981. - № 2. – С. 70-77.
6. Марцинковская Т.Д Диагностика психического развития детей. – М., 1997. – С. 46-48.
7. Развитие общения у дошкольников: Хрестоматия основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М., 1974.
8. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 2, 3.
9. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995. – С. 186-190.
10. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. – М., 2000. – С. 89-98.
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
Занятие 1
Отношение дошкольников к личности воспитателя
Вопросы для обсуждения
1. Виды отношений ребенка ко взрослому.
2. Возрастная динамика оценки воспитателя дошкольниками.
3. Факторы, влияющие на отношение детей к воспитателю.
4. Характеристика ролевого стереотипа воспитателя с позиции ребенка.
Литература
1. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1996. – С. 103-106.
2. Петровский В.А. и др. Учимся общаться с ребенком: Руковод-ство для воспитателя детского сада. – М., 1993. – С. 31-42.
3. Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. – Минск, 1986.
4. Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 1. – С. 31-33.
МАТЕРИАЛЫ К ТЕМЕ