Подготовка педагогических кадров
Профессиональные противопоказания.
История профессии. Социальная значимость.
История профессии:История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена воспитанием ребёнка занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель, а впоследствии после популяризации общественного образования появилась профессия воспитатель.…
Социальная значимость профессии в обществе: (значение профессии, важность профессии, потребность в профессии, востребованность профессии)Жизненная позиция человека, его характер, моральные принципы и взгляды закладываются в детстве, и именно поэтому высокая компетентность, безупречное образованность и всестороннее развитие личности самого воспитателя, сопровождающего ребёнка в его ранние годы, приобретает особую социальную значимость. Вся работа воспитателя с ребёнком ориентирована на формирование не только новой личности, но и нового гражданина того или иного государства. В условиях дошкольного образования воспитывается отношение ребёнка к труду, к обществу и самому себе, закладывая прочный фундамент для его дальнейшего развития
Связь педагогики с другими науками.
Педагог в современном дошкольном образовательном учреждении.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения, ей свойственны все черты педагогической деятельности(созидательность, гуманизм, творческий, коллективный характер).
функции педагога:
-создание педагогических условий для успешного воспитания детей(создание развивающей среды, которая побуждает ребенка к активности, к деятельности развивающего характера).
-обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей(залог правильного воспитания зависит от его состояния, настроения, эмоциональных проявлений).Нужно помнить, что небрежность, халатность, упование на авось в работе педагога -признаки его профессиональной непригодности.
Осуществление воспитательно- образовательной работы с детьми- основная функция педагога дошкольного воспитания.
Профессиональные функции современного педагога:
-участвовать в педагогическом просвещении родителей
-регулировать и согласовывать воспитательные воздействия семьи и дошкольного учреждения
Исходя из анализа деятельности педагога дошкольного учреждения определяют профессиограмму. Профессиограмма- научно обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу мировоззренческих, общекультурных, психолого- педагогических, специальных знаний, также перечень педагогических умений и навыков.
Воспитание начал патриотизма и гражданственности.
Профессионально-значимые качества личности педагога. Профессиональные показатели.
Личность в коллективе.
Понятие о педагогических способностях.
Под педагогическими способностями понимают ряд качеств, имеющих отношение к различным сторонам личности педагога, являющихся условиями успешного выполнения педагогической деятельности.
А именно:
1) способности к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;
2) способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;
3) самостоятельный и творческий склад мышления;
4) находчивость или быстрая и точная ориентировка;
5) организаторские способности, необходимые как для обеспечения системы работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.
Ф.Н. Гоноболин, выполняя свое исследование под руководством Б.М. Теплова, делил качества педагога на собственно педагогические способности и свойства, которые сопутствуют им. В структуру собственно педагогических способностей он включал:
1) способность делать учебный материал доступным учащимся;
2) понимание учителем ученика;
3) творчество в работе;
4) педагогически волевое влияние на детей;
5) способность организовать детский коллектив;
6) интерес к детям;
7) содержательность и яркость речи;
8) ее образность и убедительность;
9) педагогический такт;
10) способность связывать учебный материал с жизнью;
11) наблюдательность;
12) педагогическую требовательность (психологический анализ педагогических способностей).
Подготовка педагогических кадров
Специальность можно получить в педагогическом колледже, училище, вузе. Обычно за время учебы человек осваивает не только профессию воспитателя, но и одну дополнительную специализацию на выбор: руководителя изобразительной деятельности, физического воспитания, логопеда, детского психолога, преподавателя английского языка для дошкольников и т. д.
Воспитатель должен иметь знания по педагогике, психологии, основам безопасности жизнедеятельности, оказанию первой помощи, этике и эстетике, содержанию и принципам организации дошкольного воспитания. Знать методики обучения и развития детей, уметь организовывать их познавательную деятельность.
Для успешного овладения профессией человек должен быть внимательным, ответственным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Желательно иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности. Нужны общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом.
Возможности для карьерного роста небольшие: повышение уровня образования, накопление стажа работы отражаются на уровне доходов, однако еще не обеспечивают продвижение по служебной лестнице. Есть шанс когда-либо занять место заведующего детским садом или стать чиновником органов управления образованием. Можно заняться предпринимательством, например, создав частный детский сад или развивающий центр (такой бизнес к высокодоходному не относится, зато обеспечивает стабильность).
На должность воспитателя дошкольного учреждения назначается лицо, имеющее высшее педагогическое (дошкольное) образование либо среднее специальное педагогическое образование без предъявления требований к стажу работы.