Тема: Воспитательно-образовательная практика и педагогическая мысль в древних цивилизациях и античном мире

Рабочая тетрадь

По дисциплине Педагогика

Модуль: История образования и педагогической мысли

Рабочая тетрадь используются для текущего контроля преподавателем умений студентов применять знания при решении учебных задач, может быть использована студентами в самостоятельном освоении теоретического материала и формировании практических умений. Способствует: проверке усвоения материала, контролю мыслительной деятельности обучающихся, проверке полученных знаний, повышению познавательной самостоятельности у студентов.

Цели рабочей тетради:

- помощь студенту в изучении дисциплины;

- акцентирование внимания на логике дисциплины и наиболее важных моментах учебного материала;

- помощь в подготовке к семинарским, практическим занятиям, а также к промежуточной аттестации;

- помощь преподавателю в проведении занятий;

- эффективная организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Рабочая тетрадь включает вопросы и задания:

- на воспроизведение изученного материала;

- для развития мыслительных операций;

- задания разного уровня сложности;

- словарь основных педагогических понятий;

Примерные показатели и критерии оценки:

1. Соответствие записей содержанию учебного материала.

2. Правильность выполнения заданий.

3. Аккуратность и грамотность ведения записей.

4. Соответствие сдачи рабочей тетради установленным срокам.

5. Рабочая тетрадь оформляется в печатном (электронном) варианте.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО КУРСУ

«История педагогики и образования»

ФИО студента ______________

Факультет __________________

Курс _______________________

Группа _____________________

Горно-Алтайск 2014

Тема: Воспитательно-образовательная практика и педагогическая мысль в древних цивилизациях и античном мире

1. Словарь педагогических терминов:

Абак– счетная доска с полосами, по которым передвигались камешки или кости; применялась для обучения детей вычислениям.

Агеллы– специальные государственные воспитательные учреждения в Лаконии в форме военных лагерей, где находились мальчики от 8 до 15 лет.

Агоны– ежегодные публичные состязания в Спарте, проводимые на началах соревнования в агеллах

Академия–тип специализированного высшего учебного заведения или научного учреждения. В США – название престижного типа частной школы. Слово «академия» происходит от имени мифического героя Академа, в честь которого была названа местность вблизи Афин, где в 4 веке дон.э. Платон читал лекции своим ученикам (т.н. Платоновская академия).

Гимнасия– государственное воспитательное учреждение в древних Афинах VI–IV вв. до н. э., посещаемое юношами 16–18 лет для занятий литературой, политикой, гимнастикой, философией и подготовки к государственной службе. Наибольшей известностью пользовались гимнасии: Академия, Ликей, Киносарг.

Грамматист– платный частный учитель элементарной грамоты в древних Афинах и Риме. В школе грамматиста детей обучаличтению, письму и счету.

Дидаскал– учитель в школе грамматиста в Афинах, который обучалдетей чтению, письму и счету.

Эфебия– обязательная для свободнорожденных молодых людей школа воинского искусства в Древней Греции.

Сократическая беседа метод обучения, заключавшийся в том, что собеседника подводили к правильным выводам с помощьюсистемы наводящих вопросов.

Кифарист– частный учитель в Афинах, обучавший за плату мальчиков 7–14 лет музыке и пению, а также знакомивший их с поэзией.

Калокагатия– (от греч.kalos– прекрасный иagathos– добрый) – в древнегреческой философии – гармония внешних и внутренних качеств, физических и духовных способностей как идеал воспитания человека.

Мусическая школа– частное платное воспитательно-образова­тельное учреждение в Афинах, включающая литературное, музыкальное образование, знакомство с основами наук: ораторского искусства, политики,этики, философии.

Риторские школы– учебные заведения, готовившие ораторов и политических деятелей.

Палестра– гимнастическая школа в Афинах, занятия в которой мальчики в возрасте с 12 до 14 лет посещали одновременно с мусической школой.

Педагог– образованный раб, преподававший в педагогиуме, либо раб, сопровождавший ребенка на занятия.

Педоном– воспитатель в агеллах.

Педотриб– руководитель палет

2. Как Вы понимаете следующие высказывания древнегреческих философов?

1. «Познай самого себя» (Сократ) Познай самого себя"- это изречение или формула мудрости, приписываемая одному из "семи мудрецов" (обычно Хилону или Фалесу), фигурировало среди других аналогичных изречений и заповедей ("Ничего слишком", "Заручился разорился") на фронтоне Дельфийского храма. Знаменательно и то, что дельфийское изречение, известное до Сократа и после него, закрепилось за ним. И это не случайно: ни один из мыслителей античного мира, кроме Сократа, не сделал установку на самопознание основной частью своего учения и руководящим принципом всей своей деятельности.

2. «О каждой вещи бывает два совершенно противоположных мнения» (Протагор)Подтверждая свою правоту, софисты сравнивали законы и моральные нормы, принятые в разных поли­сах. Видя, что справедливость понимается людьми да­леко не одинаково, они делали вывод о том, что о каж­дой вещи можно судить двояко. Поэтому на занятиях ученики часто получали задание произнести аргумен­тированные речи «за» и «против». Конечно, софисти­ка могла привести к скепсису, зато она приучала к ши­роте взглядов, вырабатывала умение понять чужую точку зрения.

3. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» (Гераклит)Человек, решивший вернуться в прошлое, обречен быть омытым «другими водами». Не лучше, не хуже, просто другими. В этом отсутствует элемент назидательности, поэтому аналогия с русской пословицей «разбитую чашку не склеишь» не совсем корректна. Склеенная чашка создает видимость былой пользы, но трещина будет постоянно напоминать о былой проблеме.


3. Составьте таблицу: «Общее и различное в идеалах и практике афинской и спартанской систем воспитания»

Характеристика Афины Спарта
Государство и образование Афиняне стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Обучение из дома перешло в школы. Важное место в образовательной программе занимала подготовка к религиозным празднествам, на которых присутствовали свободные жители греческих городов. Первый в мире университет был создан Платоном. Прохождение полного образовательного курса было обязательным условием для инкорпорирования молодых спартанцев в гражданский коллектив. Программа обучения была общей для всех, причём гуманитарный цикл в ней занимал минимальный объем.
Цели воспитания Умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Подготовка стойких и закаленных воинов, будущих рабовладельцев.
Ступени воспитания До 7-ми лет дети воспитывались в семье, с 7-ми лет дети обычно посещали мусическую школу, в возрасте 12 лет мальчики переходили в гимнастическую школу (палестру), с 15–16-ти лет дети наиболее богатых рабовладельцев посещали гимнасии (до 18-ти лет), с 18-ти до 20-ти лет афинские юноши проходили последнюю ступень воспитания и образования в эфебиях. Обучение начиналось с 7–8-ми лет и состояло из нескольких ступеней: два цикла по 4 года (до 11-ти лет – «мальчики» и до 15-ти лет – «подростки») и 5-летний цикл – «эфебии» – от 16-ти до 20-ти лет.
Методы воспитания Пример наставника. Афинские учителя в основном использовали наглядные методы, применяя для освоения счета окружающие предметы, дидактические пособия, счетную доску (абака). Гимнастические и военные упражнения.
Воспитание и личность воспитанника Девочки получали только элементарное образование, а мальчики развивались всесторонне Мальчики воспитывались воинами, девочки не отставали.
Образцы учительства и ученичества Учитель - открытй наставник. Педагог – раб. Пайдон – представитель власти. Эйрены – юноши, которые проявили себя в умении руководить.

4. Проанализируйте взгляды древнегреческих философов на вопросы воспитания

Демокрит Сократ Платон Аристотель
       

5. Составьте схему логики сократического метода из понятий.Раскройте их содержание: ирония, майевтика, индукция, определение.

Наши рекомендации