Тема: Воспитательно-образовательная практика и педагогическая мысль в древних цивилизациях и античном мире
Рабочая тетрадь
По дисциплине Педагогика
Модуль: История образования и педагогической мысли
Рабочая тетрадь используются для текущего контроля преподавателем умений студентов применять знания при решении учебных задач, может быть использована студентами в самостоятельном освоении теоретического материала и формировании практических умений. Способствует: проверке усвоения материала, контролю мыслительной деятельности обучающихся, проверке полученных знаний, повышению познавательной самостоятельности у студентов.
Цели рабочей тетради:
- помощь студенту в изучении дисциплины;
- акцентирование внимания на логике дисциплины и наиболее важных моментах учебного материала;
- помощь в подготовке к семинарским, практическим занятиям, а также к промежуточной аттестации;
- помощь преподавателю в проведении занятий;
- эффективная организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Рабочая тетрадь включает вопросы и задания:
- на воспроизведение изученного материала;
- для развития мыслительных операций;
- задания разного уровня сложности;
- словарь основных педагогических понятий;
Примерные показатели и критерии оценки:
1. Соответствие записей содержанию учебного материала.
2. Правильность выполнения заданий.
3. Аккуратность и грамотность ведения записей.
4. Соответствие сдачи рабочей тетради установленным срокам.
5. Рабочая тетрадь оформляется в печатном (электронном) варианте.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Горно-Алтайский государственный университет»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО КУРСУ
«История педагогики и образования»
ФИО студента ______________
Факультет __________________
Курс _______________________
Группа _____________________
Горно-Алтайск 2014
Тема: Воспитательно-образовательная практика и педагогическая мысль в древних цивилизациях и античном мире
1. Словарь педагогических терминов:
Абак– счетная доска с полосами, по которым передвигались камешки или кости; применялась для обучения детей вычислениям.
Агеллы– специальные государственные воспитательные учреждения в Лаконии в форме военных лагерей, где находились мальчики от 8 до 15 лет.
Агоны– ежегодные публичные состязания в Спарте, проводимые на началах соревнования в агеллах
Академия–тип специализированного высшего учебного заведения или научного учреждения. В США – название престижного типа частной школы. Слово «академия» происходит от имени мифического героя Академа, в честь которого была названа местность вблизи Афин, где в 4 веке дон.э. Платон читал лекции своим ученикам (т.н. Платоновская академия).
Гимнасия– государственное воспитательное учреждение в древних Афинах VI–IV вв. до н. э., посещаемое юношами 16–18 лет для занятий литературой, политикой, гимнастикой, философией и подготовки к государственной службе. Наибольшей известностью пользовались гимнасии: Академия, Ликей, Киносарг.
Грамматист– платный частный учитель элементарной грамоты в древних Афинах и Риме. В школе грамматиста детей обучаличтению, письму и счету.
Дидаскал– учитель в школе грамматиста в Афинах, который обучалдетей чтению, письму и счету.
Эфебия– обязательная для свободнорожденных молодых людей школа воинского искусства в Древней Греции.
Сократическая беседа метод обучения, заключавшийся в том, что собеседника подводили к правильным выводам с помощьюсистемы наводящих вопросов.
Кифарист– частный учитель в Афинах, обучавший за плату мальчиков 7–14 лет музыке и пению, а также знакомивший их с поэзией.
Калокагатия– (от греч.kalos– прекрасный иagathos– добрый) – в древнегреческой философии – гармония внешних и внутренних качеств, физических и духовных способностей как идеал воспитания человека.
Мусическая школа– частное платное воспитательно-образовательное учреждение в Афинах, включающая литературное, музыкальное образование, знакомство с основами наук: ораторского искусства, политики,этики, философии.
Риторские школы– учебные заведения, готовившие ораторов и политических деятелей.
Палестра– гимнастическая школа в Афинах, занятия в которой мальчики в возрасте с 12 до 14 лет посещали одновременно с мусической школой.
Педагог– образованный раб, преподававший в педагогиуме, либо раб, сопровождавший ребенка на занятия.
Педоном– воспитатель в агеллах.
Педотриб– руководитель палет
2. Как Вы понимаете следующие высказывания древнегреческих философов?
1. «Познай самого себя» (Сократ) Познай самого себя"- это изречение или формула мудрости, приписываемая одному из "семи мудрецов" (обычно Хилону или Фалесу), фигурировало среди других аналогичных изречений и заповедей ("Ничего слишком", "Заручился разорился") на фронтоне Дельфийского храма. Знаменательно и то, что дельфийское изречение, известное до Сократа и после него, закрепилось за ним. И это не случайно: ни один из мыслителей античного мира, кроме Сократа, не сделал установку на самопознание основной частью своего учения и руководящим принципом всей своей деятельности.
2. «О каждой вещи бывает два совершенно противоположных мнения» (Протагор)Подтверждая свою правоту, софисты сравнивали законы и моральные нормы, принятые в разных полисах. Видя, что справедливость понимается людьми далеко не одинаково, они делали вывод о том, что о каждой вещи можно судить двояко. Поэтому на занятиях ученики часто получали задание произнести аргументированные речи «за» и «против». Конечно, софистика могла привести к скепсису, зато она приучала к широте взглядов, вырабатывала умение понять чужую точку зрения.
3. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» (Гераклит)Человек, решивший вернуться в прошлое, обречен быть омытым «другими водами». Не лучше, не хуже, просто другими. В этом отсутствует элемент назидательности, поэтому аналогия с русской пословицей «разбитую чашку не склеишь» не совсем корректна. Склеенная чашка создает видимость былой пользы, но трещина будет постоянно напоминать о былой проблеме.
3. Составьте таблицу: «Общее и различное в идеалах и практике афинской и спартанской систем воспитания»
Характеристика | Афины | Спарта |
Государство и образование | Афиняне стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Обучение из дома перешло в школы. Важное место в образовательной программе занимала подготовка к религиозным празднествам, на которых присутствовали свободные жители греческих городов. Первый в мире университет был создан Платоном. | Прохождение полного образовательного курса было обязательным условием для инкорпорирования молодых спартанцев в гражданский коллектив. Программа обучения была общей для всех, причём гуманитарный цикл в ней занимал минимальный объем. |
Цели воспитания | Умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. | Подготовка стойких и закаленных воинов, будущих рабовладельцев. |
Ступени воспитания | До 7-ми лет дети воспитывались в семье, с 7-ми лет дети обычно посещали мусическую школу, в возрасте 12 лет мальчики переходили в гимнастическую школу (палестру), с 15–16-ти лет дети наиболее богатых рабовладельцев посещали гимнасии (до 18-ти лет), с 18-ти до 20-ти лет афинские юноши проходили последнюю ступень воспитания и образования в эфебиях. | Обучение начиналось с 7–8-ми лет и состояло из нескольких ступеней: два цикла по 4 года (до 11-ти лет – «мальчики» и до 15-ти лет – «подростки») и 5-летний цикл – «эфебии» – от 16-ти до 20-ти лет. |
Методы воспитания | Пример наставника. Афинские учителя в основном использовали наглядные методы, применяя для освоения счета окружающие предметы, дидактические пособия, счетную доску (абака). | Гимнастические и военные упражнения. |
Воспитание и личность воспитанника | Девочки получали только элементарное образование, а мальчики развивались всесторонне | Мальчики воспитывались воинами, девочки не отставали. |
Образцы учительства и ученичества | Учитель - открытй наставник. Педагог – раб. | Пайдон – представитель власти. Эйрены – юноши, которые проявили себя в умении руководить. |
4. Проанализируйте взгляды древнегреческих философов на вопросы воспитания
Демокрит | Сократ | Платон | Аристотель |
5. Составьте схему логики сократического метода из понятий.Раскройте их содержание: ирония, майевтика, индукция, определение.