Педагогическое руководство игровой деятельностью детей
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств. Игра – это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает. В игре все как будто, «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их, как живых.
Иногда взрослым приходится вмешиваться в ход детской игры. Возможно, за этим кроется скука – детям надоедают знакомые игрушки и повторяющиеся занятия. В такой ситуации не нужно новых и дорогих игрушек. Заскучавшего малыша можно «встряхнуть», включившись в его дела.
Ребенку нравится участвовать в бытовых делах, которые взрослому кажутся скучными. А для ребенка наводить порядок – это свежее впечатление и опыт.
Нехватку опыта игры, проблемы слабой концентрации внимания и недовольство взрослых ребенком с ограниченным интересом к игре можно преодолеть с помощью наблюдения. Важно выяснить, как ребенок играет, каковы его даже самые ограниченные интересы. Если взрослый готов учитывать способности и интересы детей, то можно любителям определенных игр разрешить продлить данную игру.
Дети часто выражают свои заботы через фантазийную игру. Для этого подходят куклы, мишки, игрушки и пр. Часто, участвующий в игре взрослый, при посредстве кукол выясняет озабоченность малыша страхом перед другими детьми или мыслями о чем-то особенном. Это помогает взрослым разобраться в детских чувствах и найти способ им помочь.
Взрослый вызывает интерес к игре у детей, побуждает их к активной деятельности, без которой игра невозможна, является руководителем игры – организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.
На каждом возрастном этапе между детьми существуют значительные индивидуальные различия, их также необходимо учитывать при проведении игр. В каждой группе детского сада есть, по крайней мере, два типа детей, которые по-разному ведут себя в игровой деятельности и, соответственно, требуют разного подхода. Дети первого типа очень активны, подвижны. Они охотно включаются в игру. Для таких детей трудными оказываются правила, сдерживающие их активность. При проведении игры взрослому необходимо постараться показать таким детям важность соблюдения правил и сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения. Дети второго типа наиболее робкие, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры. Ни в коем случае не надо заставлять такого ребенка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая в ней сначала пассивное участие, он постепенно «заражается» от взрослого и от сверстников интересом к игре и через некоторое время начинает сам проявлять инициативу. Конечно, это становится возможным при поддержке и одобрении воспитателя.
Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка делать то, что он не хочет, к чему он еще не готов. Задача воспитателя – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что сделает воспитательный процесс бессмысленным. Доброжелательность, сюрпризность – являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. Нужно уметь вовремя удивиться или огорчиться, выразить восхищение. Все это требует от воспитателя артистизма. Только радость успеха, увлеченность ведут к формированию полноценной личности ребенка.
Одним из видов игр детей являются сюжетно-ролевые игры. В младшем возрасте в с\р игре наблюдается несложный сюжет. Ребенок стремиться определить для себя роль, может на некоторое время увлечься ею, но через некоторое время забывает об этом и «переключается» на другую роль и зачастую неоправданно меняет весь сюжет игры. Поэтому в этом возрасте главную роль играет воспитатель. В этом возрасте главным приемом является совместная игра педагога и детей. Педагог показывает в игровой ситуации действия с игрушками. Хорошо, зная характер детей, воспитатель может увлечь в совместные действия с игрушкой. В играх воспитатель берет на себя главную роль, и сам распределяет роли детям, объединяя их для совместной игры.
Исходя из особенностей среднего возраста, роль воспитателя в игре значительно сокращается. Здесь немаловажное значение приобретают беседы воспитателя по поводу дальнейшего хода игры, беседы – рассказы о возможностях детей в той или иной роли. Особое внимание педагога требует оказание ребенку помощи в создании игрового образа, советует, какую роль лучше взять ребенку в соответствии с его возможностями. Педагог может, участвуя в игре, брать на себя главную роль или быть одним из рядовых героев, но в любом случае он должен руководить игрой, направлять инициативу и творчество детей.
В старшем возрасте педагог предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно создавать игровые образы, если нужно, подсказывает, как лучше выполнить роль, дает фотографии, иллюстрации с целью более детального ознакомления с внешним видом того или иного героя, рассказывает о нем или его профессии.
Руководство с\р игрой должно быть построено так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием, в том числе трудовым. Исходя из этого выделяют 3 группы методов. Первая группа методов: обогащение детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающем мире. Вторая группа методов: это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Третья группа методов: связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовление игрушек.
Для создания у ребенка радости жизни важно обеспечить ему эмоциональные условия для развития полноценной игры. И нужно для этого совсем немного: умение наблюдать, умение радоваться, умение веселиться, умение любить и прощать…