Функциональная система П.К. Анохина
П.К. Анохин предложил модель организации и регуляции поведенческого акта, в которой есть место для всех основных психических процессов и состояний. Она получила название модели функциональной системы. Вэтой модели под названием «обстановочная афферентация» представлена совокупность разнообразных воздействий, которым подвергается человек, оказавшийся в той или иной ситуации. Многие связанные с ней стимулы могут оказаться несущественными, и только некоторые из них, вероятно, вызовут интерес - ориентировочную реакцию. Эти факторы получили название «пусковой стимул». Прежде чем вызвать поведенческую активность, обстановочная афферентация и пусковой стимул должны быть восприняты, т.е. субъективно отражены человеком в виде ощущений и восприятий, взаимодействие которых с прошлым опытом (памятью) порождает образ. Сформировавшись, образ сам по себе поведения не вызывает. Он обязательно должен быть соотнесен с мотивацией и той информацией, которая хранится в памяти. Сравнение образа с памятью и мотивацией через сознание приводит к принятию решения, к возникновению в сознании человека плана и программы поведения: нескольких возможных вариантов действий, которые в данной обстановке и при наличии заданного пускового стимула могут привести к удовлетворению имеющейся потребности. В центральной нервной системе ожидаемый итог действий представлен в виде своеобразной нервной модели - акцептора результата действия. Когда он задан и известна программа действия, начинается процесс осуществления действия. С самого начала выполнения действия в его регуляцию включается воля, и информация о действии через обратную афферентацию передается в центральную нервную систему, сличается там с акцептором действия, порождая определённые эмоции. Туда же через некоторое время попадают и сведения о параметрах результата уже выполненного действия. Если параметры выполненного действия не соответствуют акцептору действия (поставленной цели), то возникает отрицательное эмоциональное состояние, создающее дополнительную мотивацию к продолжению действия, его повторению по скорректированной программе до тех пор, пока полученный результат не совпадёт с поставленной целью (акцептором действия). Если же это совпадение произошло с первой попытки выполнения действия, то возникает положительная эмоция, прекращающая его. Теория функциональной системы П.К. Анохина расставляет акценты в решении вопроса о взаимодействии физиологических и психологических процессов и явлений. Она показывает, что те и другие играют важную роль в совместной регуляции поведения, которое не может получить полное научное объяснение ни на основе только знания физиологии высшей нервной деятельности, ни на основе исключительно психологических представлений.
3. У кого пульт дистанционного управления телевизором (мужчины или женщины)?
— В рекламных паузах прыгает с канала на канал.
— Терпеливо пережидает рекламу.
4. Человек заблудился в незнакомом городе. Как будет вести себя в такой ситуации мужчина, а как женщина?
— Остановит прохожего (водителя) и попросит показать дорогу.
— Часами будет кружить по городу: «Я найду этот маршрут».
5. Определите по характерным проявлениям кто это, мужчина или женщина?
— Человек заходит в комнату и немедленно даёт характеристику каждому из присутствующих.
— Водитель автомобиля не замечает красный мигающий сигнал на доске прибора.
СЕМИНАР 3
Формы освоения действительности
1. Ощущения - первичная форма отражения действительности.
2. Сущность и основные качества восприятия.
3. Внимание.
Литература
1. Адам Д. Восприятие, сознание, память. — М., 1983.
2. БрунерД.С. Психология познания. - М., 1977.
3. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия.-М., 1973.
4. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 1976.
5. Годфруа Ж. Что такое психология. - М., 1994. - Т. 1. - Гл. 5.
6. Гороболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. -М., 1972.
7. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. — М., 1970.
8. Джемс В. Научные основы психологии. - М., 1993. - Гл. 1-8.
9. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. - М., 1989. - Гл. 6-7.
10. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. -М., 1974.
11. Ловиненко А.Д. Психология восприятия. — М., 1987.
12. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. - М., 1975.
13. Немов Р.С. Психология. - М., 1994. - Т. 1. - Гл. 7-8.
14. Общая психология.-М., 1986.
15. Психологический словарь. - М., 1990.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989. - Т. 1.
17. Хрестоматия по вниманию. — М.: Изд-во МГУ, 1976.
18. Хрестоматия по ощущению и восприятию. - М.: Изд-во МГУ, 1975.
Вопросы для самопроверки
1. Каково значение ощущений в жизни человека? Как они сформировались?
2. Каковы виды и функции ощущений?
3. В чём состоит специфика каждого вида ощущений?
4. Чем отличается восприятие от ощущений?
5. В чём особенности восприятия движения, пространства и времени?
6. Какие факторы влияют на характер восприятия?
7. Что такое внимание, каковы его признаки и свойства? От чего зависит реакция внимания?
16 8. Чем определяется отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды?
9. Чем различаются низшие и высшие формы внимания?
10. Зависит ли наше восприятие окружающего от нашей культуры и опыта?
11. При истолковании элементов восприятия выбирает ли наш мозг самый сложный вариант?
12. Способен ли наш мозг сознательно расшифровать сигналы, одновременно поступающие по разным каналам восприятия?
13. Рассматривается ли экстрасенсорное восприятие как серьёзный объект научного исследования?
14. Подтвердили ли последние эксперименты наличие патологических эффектов при сенсорной изоляции?
15. Выберите правильный ответ.
15.1. Органы чувств ребёнка начинают функционировать:
а) у большинства до рождения,
б) с момента рождения,
в) в первые недели после рождения,
г) на втором месяце после рождения.
15.2. Наше восприятие мира связано:
а) с культурой, к которой мы принадлежим,
б) с практикой,
в) с опытом,
г) все эти ответы верны.
15.3. Принцип дополнения состоит в том, что мозг стремится:
а) сгруппировать близко расположенные элементы,
б) сгруппировать сходные элементы,
в) дополнить плохо очерченный контур,
г) все ответы верны.
15.4. Воздействия на объект имеют тем больше шансов привлечь внимание, чем они:
а) новее,
б) сложнее,
в) интенсивнее,
г) теснее связаны с нашими потребностями.
15.5. Физиологический порог:
а) представляет собой процесс чувствительности рецептора,
б) определён генетически,
в) зависит от возраста,
г) все ответы верны.
Основные понятия
Абсолютный порог. Автокинетическое движение. Адаптация. Апперцепция. Белый шум. Вестибулярные ощущения. Внимание. Восприятие. Дифференциальный порог. Дополнительные цвета. Замыкание. Индуцированное движение. Кинестетические ощущения. Контраст. Объём восприятия. Относительное движение (двигательный параллакс). Перцептивный. Реакция. Сенсорный (экстра-сенсорный). Сенсопатии.