Воспитание детей в Спарте
Древняя Греция - страна, объединяющая множество городов-государств - полисов. В истории Греции наибольшее развитие получили два города - полиса - Афины и Спарта.
Спарта как город-государство возник на заре 9 века до н.э. в результате вторжения в Лаконию племенных группировок дорян. Доряне захватили Лаконию и подчинили коренных жителей. Население Спарты разделилась на спартиатов-завоевателей, периэков - граждан имущих и лично свободных, но лишенных политических прав, и илотов - совершенно бесправных людей. Жестокая эксплуатация, бесправие часто подталкивали илотов на восстания, которые жестко подавлялись спартиатами.
Спарта занимала юго-восточную часть полуострова Пелопоннеса, где было мало удобных гаваней, внешняя торговля, техника и наука находились на низком уровне, а жизнь населения носило замкнутый характер. В стране доминировало земледелие, которое опиралось на труд рабов. Незначительное полусвободное население занималось ремесленничеством. В Спарте на 9 тыс. семей рабовладельцев (спартиатив) приходилось более 250 тыс. рабов, которые часто восставали. Это всегда беспокоило обладателей Спарты, заставляя их постоянно быть начеку, проявлять жестокость и насилие в отношении рабов.
На этой почве возникла спартанская система воспитания, целью которой было воспитание воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев.
Государство контролировало семейное воспитание детей с момента рождения. Старейшины осматривали новорожденных и только здоровых передавали отцу, больные и слабые уничтожались.
Мальчики до семи лет воспитывались в семье с помощью рабынь-кормилиц. Кормильцы заботились о жизни и здоровье детей. С младенчества мальчиков приучали в неприхотливости к еде, не пеленали, учили переносить голод, холод, жажду, темноту, неудобства и трудности в предстоящих военных походах.
В 7 лет мальчиков помещали в агеллы, где они находились до 18 лет. Воспитанием в агеллах занимались педономы. Наибольшее внимание уделялось военно-физической подготовке детей. Мальчиков учили бегать, прыгать, метать диск и копье. Детей также приучали беспрекословному подчинению взрослым и послушанию. Нередко агеллы навещали авторитетные люди полиса военачальники и государственные деятели. Они беседовали с мальчиками, присутствовали на состязаниях, вели вразумительные беседы и наказывали провинившихся.
Спартанцев воспитывали в жестких условиях, стремясь вырастить из ребят суровых, безжалостных воинов, а из девочек - воительниц-амазонок, которые мало в чем уступали мужчинам.
Главной задачей было воспитание жестокости, ненависти к рабам у подрастающих рабовладельцев. С этой целью они принимали участие в криптиях, ночных облавах на рабов, когда отряд молодых спартиатов окружал какой-либо городской квартал или район за городом и имел право на убийство любого раба. С 18 до 20 лет юноши - спартанцы проходили специальную военную подготовку в Эфебии, затем они зачислялись в войско. Лишь с 30 лет молодые Спартанцы считались полноправными гражданами .
Девчонки воспитывались дома. В их воспитании особое место уделялось физическому воспитанию, военной подготовке.
Когда мужчины уходили на войну, женщины сами охраняли город и держали в повиновении рабов. Девушки участвовали в общественных празднествах и спортивных состязаниях.
Воспитание детей в Афинах
В Древней Греции было трехступенчатое образование. Первая ступень: начальная, вторая - грамматическая школа и третья-обучение в гимнасии.
За учебу в школе надо было платить. Детей, прежде всего, учили писать и считать. В греческом алфавите появились буквы, обозначающие гласные звуки. Писали с помощью заостренной палочки по воску - стилем. Позже учились писать на папирусе чернилами с помощью тростниковой палочки.
Учебников не было. Их заменяли стихи поэтов. В поэмах Гомера «Илиада и Одиссея» содержалось много сведений по географии, истории, но главным было прославление доблести, героизма и подвигов. Юные спартанцы должны были знать и подражать этим качествам.
Афины - кладезь наследства в области философии, истории, литературы, педагогики. В Афинах огромное значение придавалось воспитанию детей и юношества. В Афинах было три гимнасии. Самые известные в Афинах - Ликей (отсюда - слово ;лицей).
Одна из школ была основана древнегреческим философым Аристотелем в 334 г до н.э. в Афинах - Перипатетическая школа. Перипат, или Ликей - философская школа Аристотеля, основанная им в 334 в Афинах. Термин «перипатетик» происходит от слова peripatos - скрытая галерея , служившая местом для занятий. Здание галереи и прилегающая земля были приобретены в собственность для школы Теофрастом, другом и учеником Аристотеля (Теофраст был афинским гражданином, а Аристотель, будучи уроженцем Стагиры, не имел права приобретать частную собственность в Афинах). Название «Ликей» (Lykeion) является топонимом - так называлась занимаемая школой местность, издревле посвященная Аполлону Ликийскому.
Будучи рабовладельческим государством, афиняне презирали физический труд и рабов.
До 7 лет дети воспитывались в семье, часто с помощью кормилиц из Лаконии. Огромное влияние уделялось физическому и умственному воспитанию детей. Любимым занятием афинян была музыка. Одним из любимых музыкальных инструментов была лира, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и спортивные состязания.
С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 13-14 лет обучались в школах грамматистов и кифаристов. В школах грамматистов обучали чтению, письму и счету.
В школах кифаристов мальчики обучались литературе, декламации, пению и игре на музыкальных инструментах. Занятия проводили учителя, которых называли Дидаскал (от греческого слова «ди-Даско» - учу).
С 12 лет подростки посещали палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, прыжки, метание копья, метание диска, гимнастические упражнения и плавание).
С 18 лет афинские юноши проходили обязательную военную подготовку. Во время такой подготовки их называли эфебами. Их учили ходить строем, владеть оружием, стрелять из лука, метать дротики и обращаться с катапультой (устройством для метания стрел, копий и камней).
Третья ступень - риторская школа. Практическое овладение искусством письменного и устного слова (ораторским искусством). Также изучались элементы права (поскольку целью была карьера судебного оратора) и философии (логика и этика).
Для большинства граждан Афин обучение ограничивалось посещением палестр, ибо учеба в гимнасиях и риторских школах были доступны только богатым, рабы были полностью отчуждены от школы.