Игра как средство воспитания
Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.
Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:
- Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;
- Развитие эмоционально- волевой сферы;
-Обогащение представлений об окружающем мире;
-Формирование коммуникативных навыков;
-Формирование культурного поведения;
-Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
-Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
Цель – создание условий для успешной адаптации ребёнка с ОВЗ в макромире, для коррекции и развития личности.
Для решения поставленных целей и задач на уроках и во внеурочное время использую следующие игры:
а) – дидактические;
б) – сюжетные;
в) – ролевые;
г) – театрализованные;
д) – подвижные;
е) – конструктивные.
Каждый вид игры выполняет определённые функции.
1. Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности школьника с нарушением интеллекта. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.
2. В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас.
3. Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребёнка – проговаривания реплик.
4. Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, т.к. большинство таких детей имеют двигательные нарушения.
5. Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.
Игра – понятие многогранное. Игра сейчас встаёт в строй самых насущных потребностей человека. Без неё невозможно нормальное развитие мозга и тела. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства. Детские игры воспитывают и развивают в ребёнке всё, что составляет богатство человеческой личности.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, отношения с окружающими людьми и самим собой.
Применительно к воспитательному процессу говорят о коллективных играх (организационно-деятельностных, соревновательных, имитационных, сюжетно-ролевых, социально-ориентирующих и др.), которые в большей мере ориентированы на формирование личности ребенка, поскольку. Во-первых, представляют собой формы моделирования им общественных отношений. Во-вторых, воссоздают наиболее типичные ситуации жизнедеятельности в материальной, доступной ребенку форме. В-третьих, позволяют активно осваивать формы социально одобряемого поведения.
Главный педагогический смысл коллективных игр – создание ситуаций выбора, в которых ребенок может найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и имеющегося социального опыта. Это происходит в силу того, что в процессе игры имеют место:
• активизация участников, которая достигается путем их постановки перед необходимостью решения проблемы в ситуации, когда готовых решений нет или их поиск затруднен объективными обстоятельствами;
• преодоление интеллектуально-познавательных затруднений, которые переживаются ребенком как личностная проблема;
• появление возможности эффективного решения многоаспектных проблем за счет погружения участников в особую игровую атмосферу и одновременного включения их в решение совершенно реальной (особо значимой) для них проблемы во всей ее сложности;
• замещение, при котором игра очень быстро перестает быть для участников просто игрой, поскольку реальные жизненные столкновения, возникающие в ее ходе благодаря специальной работе педагога, становятся столь интенсивными, что дети ведут себя так, будто игра становится для них реальностью;
• совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности.
Игра как средство воспитания имеет свои особенности. Так, в ней помимо взаимоотношений, которые разыгрываются детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью, возникают другого рода отношения – не изображаемые, а действительные, реальные. Эти виды отношений (игровые и реальные) тесно взаимосвязаны, но не тождественны и могут находиться в конфликте друг с другом.
Методика организации коллективной игры, как правило, включает несколько этапов.
1. Работа педагога по разработке стратегии игры, определению целей и способов их достижения, планирование ожидаемого результата. Итогом этой работы является создание модели игры и ее плана, подбор инициативных групп по разработке правил и условий игры.
2. Организация работы инициативных групп, состоящих из педагогов и детей и определяющих правила и условия игры. Результат этой деятельности – разработка правил и условий игры, механизма ее запуска, распределение обязанностей между членами оргкомитета игры.
3. Запуск игровой модели на основе альтернативного включения в игру детей. Итог этого этапа – определение каждым участником своей роли в игре, формирование группы детей, участвующих в ней, или нескольких групп, соревнующихся между собой.
4. Координация действий участников игры в соответствии с правилами и условиями развития игры. Итог этого этапа – принятие всеми участниками игры своей роли, осознание правил и условий игры, их выполнение, реализация потребностей и интересов детей.
5. Подведение итогов игры, организация рефлексии, т. е. оценки детьми характера своего участия в игре и достигнутых результатов. Итог данного этапа – определение перспектив дальнейших совместных действий, новых способов взаимодействия детей.
6. Последействие – закрепление и развитие позитивных тенденций и достижений, полученных в других формах работы с детьми, внесение изменений в организацию жизнедеятельности коллектива.6
_______________
6.Макаренко А.С. Лекция «Методы воспитания». Избр. пед. соч.: В 2 т.- М., 1977. –Т. 1
Наиболее важные функции игры:
1 – Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.
2 – Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено.
3 – Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.
4 – Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
5 – Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.
6 – Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.
7 – Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.
Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её включали в учебный и во вне учебный процессы, ибо она хранит и передаёт по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.
Особенно актуальна она в школах VIII вида с ограниченными возможностями здоровья т.к. коррекционная школа VIII вида осуществляет обучение и воспитание детей, которые в силу нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Характеризуя школьников с нарушениями развития, можно отметить их инертность, рассеянность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности.
Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание и переключение с одного вида деятельности на другой, активизировать их деятельность через игры (познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные, конструктивные и др.). Несмотря на такое разнообразие игр, практически любая игра носит познавательный характер. Особое внимание хочется обратить на вид игры, ориентированный на обучение.
В научной литературе игры детей дошкольного и младшего школьного возраста принято называть дидактическими или познавательными, игры детей старшего возраста – интеллектуальными.
Понятие «познавательные» распространяется практически на все типы детских игр. Термин «дидактические» (от греч. «поучение») правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемым в раздел дидактики (теории и методики обучения). Такиеопределения, как «обучающие», «учебные», «предметные» (имеются в виду игры по учебным предметам – математические, исторические, географические, биологические и другие), входят в понятие «дидактические».
Таким образом, учебно-познавательная игра позволяет заложить в обучение предметный и социальный контексты, важные для будущей трудовой деятельности детей с ОВЗ. В играх данного типа моделируются адекватные по сравнению с обычным обучением условия формирования личности, необходимые для профессиональной деятельности в будущем. В «контекстном» обучении достижение чисто дидактических целей сливается с воспитательными, развивающими целями, что активизирует процесс познания умственно отсталых школьников.
Имея большой опыт работы в специальной (коррекционной ) школе VIII вида, хочу поделиться методикой проведения креативных (нестандартных) уроков, внеклассных мероприятий и классных часов с использованием различных игр.
Какие бы формы игры не были избраны, они должны отвечать следующим требованиям:
1). Игра должна содействовать сплочению коллектива.
2). Иметь познавательное значение.
3). Активизировать общественную деятельность учащихся.
4). Обеспечивать мыслительную активность участников игры.
5). Создавать условия для детского творчества.
6). Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».
При проведении игры педагогу необходимо помнить, что игра должна исключить даже малейшую возможность риска, угрожающую здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из неё трудные правила (если это подвижные игры), выполнить которые нелегко.
Некоторые игры требуют наличия инвентаря, различных предметов и атрибутов. Необходимо следить за их пригодностью. Вещи и предметы, используемые в игре, должны быть безопасны, удобны для детей и гигиеничны.
Игра не должна быть слишком азартной, унижать достоинство играющих. Ребята должны понимать смысл и содержание игры, её правила и операции, знать точный перевод терминов и понятий, усвоить идею каждой игровой роли.
Кроме того, игра по своему содержанию должна быть педагогична, её выбор зависит также и от возраста играющих, их физического развития и кругозора.
Конец игры должен быть результативным – победа, поражение или ничья («Победила дружба»). Он должен быть ярким, эмоциональным, содержательным.
Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных очков, баллов или оценкой.
Игра требует столь же внимательного отношения к себе, как и другие средства воздействия на ребят с отклонениями развития, например, труд и другие предметы.
Организуя познавательную игру, не стоит забывать и о зрителях (болельщиках).
Чтобы привлечь внимание учащихся (на организационном этапе), можно использовать следующие приёмы:
- красочное объявление;афишу;плакаты;рекламы, нестандартные по форме, с интригующим текстом; пригласительный билет;приглашение-письмо, открытку, визитку;объявление по радио, телевидению и т.д.
Познавательная игра может быть посвящена любой теме. Но целесообразно планировать и проводить игры, которые способствуют получению и дополнительных знаний по учебным предметам (биология, география). Исходя из возрастных особенностей детей и выбора темы, можно приступать к сбору необходимого материала (загадок, стихов, литературных произведений, исторических фактов, пословиц, поговорок, высказываний известных людей, картин художников и т.д.), которое потом, компонуется в блоки и одевается в «интересную форму».7
________________
7.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М., 1993
Все задания в блоках должны быть расположены «от простого к сложному», по необходимости сопровождаться световыми, музыкальными эффектами, а также использованием необходимого реквизита.
Отбирая игроков для участия в познавательной игре, необходимо заранее сообщить ребятам тему программы, а также области знаний, о которых пойдёт речь. Желательно указать список литературы, которой можно воспользоваться при самоподготовке. Это могут быть словари, справочники, энциклопедии. Их необязательно читать от корки до корки, главное – найти ответ на нужный вопрос. При необходимости можно воспользоваться аудио-, видео- и наглядными материалами, а также услугами интернета.
Возможна и организация консультаций, где участники могут индивидуально получить нужную информацию и задать интересующиеся их вопросы.
Знания, полученные игроками, по достоинству оценит жюри, в которое могут войти учителя-предметники, воспитатели и специалисты разных областей. Желательно, чтоб их оценки были объективными, справедливыми и не вызывали спорных вопросов.
Таким образом, какая бы не проводилась игра, мы должны помнить – педагог всегда должен стремиться зажечь искорку интереса к той или иной области знаний.
Только такая искра может вызвать цепную реакцию увлечённости, пытливости, поиска, создать ту атмосферу, в которой наиболее пышно произрастает древо познания.
Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребёнка.
Игра есть практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.
Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
Продукт игры – наслаждение её процессом, конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей.
Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир.
Игра есть потребность растущего ребёнка: его психики, интеллекта, биологического фонда.
Итак, важную роль в обучении, воспитании и развитии личности имеет игровая деятельность, которая в жизни ребёнка продолжает занимать первостепенное место с первого класса
Заключение
Я считаю, что мне удалось раскрыть тему моей курсовой о системе средств воспитания. Еще с давних времен многие философы предлагали свои системы средств воспитания. Они складывались не случайно, а в соответствии с укладом жизни разных народов. Поэтому существует множество методов воспитания. Я же описала общие и средства воспитания. Также я выяснила, что к каждому конкретному ребенку нужен свой подход. Если одна система подходит одному ребенку, то это еще не значит, что эта система подойдет другому. Из сказанного выше можно сделать вывод, что тема «система средств воспитания» актуальна на сегодняшний день.
Задачи, поставленные мной в начале ,выполнены и рассмотрены примерно по следующим пунктам:
1. Понятие системы средств воспитания. Система средства воспитания - это совокупность приемов воспитания; как правило, это предметы материальной и духовной культуры, которые используются в воспитательном процессе для решения конкретных воспитательных задач.
Рассмотрена система общих система средств воспитания, а также причины, которые определяют выбор средств воспитания
2. Рассказано о том, как каждый выдающиеся люди рассматривали системы средств.Проклассифицированы системы средств воспитания.
Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные. Первые включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Вторые содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитываемого (чтение книг, ссылка на мнение авторитетного человека и т. п.).
3. Рассмотрены существующие системы средств воспитания организации деятельности, а также описана краткая характеристика методов организации деятельности.
Таким образом, в ходе исследования решены поставленные задачи, цель исследования достигнута.
Список литературы
1.Журавлёв В. И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 2006
2.Зицер Д., Зицер Н. Практическая педагогика: азбука НО. — СПб., «Просвещение», 2009.— 287 с.
3.Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2005. — 256 с.
4.Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых- Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2009. - Кн.1 – 1
5.Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др. / под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2010, с.131
6. Подласый И.П. / Педагогика: Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: "Просвещение", 2004. - 432 стр.
7. Психология и педагогика: учебник для вузов. / Т.Д. Марцинковская, Л.П. Григорович. — М.: Проспект, 2009. — С. 256- 264.
8.Сериков, Г. Н. Педагогика. Кн. 1. Объект исследований [Текст] /
Г. Н. Сериков. – М. : ИЦ ВЛАДОС, 2008. – 440 с.
9.Теория Обучения:учебник для вузов. / Г.И. Ибрагимов, Е.М Ибрагимов, Т.М. Андрианова -М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2011. - 383 с.
10. Харламов И.В. / Педагогика: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: "Гардарики", 2006. - 519 стр.
11. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. — М.: Изд-во УНЦ ДО, 2009. — 222 c.