Социально-педагогическая помощь в интернатных учреждениях
Типичной группой несовершеннолетних, нуждающихся в социально-педагогической поддержке, являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Данная группа детей попадает в дома ребенка (с рождения до 3 лет), позднее – в детские дома и школы-интернаты. Главное отличие детских домов от школ-интернатов состоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и получают образование в ближайших к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении.
Сегодня идет активная перестройка работы учреждений интернатного типа, направленная на решение задачи индивидуальной социализации каждого ребенка.
В режиме жизни интернатного учреждения можно выделить два уровня:
1) режим жизнедеятельности учреждения, который определяется концепцией и программой развития всего учреждения, его дальними и ближними перспективами, конкретизированными в содержании и формах деятельности в перспективном плане;
2) режим группы - это нормы, правила, а также конкретные дела, принятые взрослыми и детьми, свойственные для данной отдельной группы. Режим группы может иметь некоторые обоснованные отличия от режима всего учреждения.
Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Практически все воспитанники школ-интернатов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Как правило, эти дети часто находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, нелюбимого ребенка. Проблемы, связанные со здоровьем, возникают почти у всех воспитанников детского дома. Дети имеют хронические заболевания, среди них часто встречаются инвалиды. Кроме того, у многих детей наблюдается интеллектуальная недостаточность – задержка психического развития ребенка, а также олигофрения.
В школах-интернатах у воспитанника возникает множество социальных проблем:
· личные – например, получение документов (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о смерти родителей и др.);
· материальные – например получение денежных выплат (пенсий, пособий, алиментов);
· жилищные;
· трудоустройства профессионального образования.
Бывает, что подростки к моменту поступления в школу-интернат уже стоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Это отражается на их взаимоотношениях с воспитанниками и часто дезорганизует сложившуюся в детском доме систему взаимоотношений. Социальному педагогу следует научиться целенаправленно управлять процессом оптимизации взаимоотношений между воспитанниками детского дома.
В общем, социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа подразделяется на следующие виды:
1. Социально-педагогическая диагностика и консультирование.
Цель – отслеживание динамики социогенеза личности, определение причин его нарушений. Содержание деятельности:
– изучение особенностей социальной адаптации воспитанников;
– выявление воспитанников социальной группы риска;
– изучение интересов, способностей и склонностей детей;
– составление индивидуальных карт развития;
– диагностика индивидуальной социальной ситуации развития детей;
– диагностика общения детей с взрослыми и сверстниками;
– диагностика отклонений в социальном поведении и их причин;
– диагностика причин неуспешности в овладении социально-бытовыми навыками.
2. Социально-профилактическая работа.
Цель – предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, создание условий для полноценного личностного развития. Содержание деятельности:
- разработка и реализация программ профилактики психического напряжения и нервных срывов у детей;
- создание благоприятного психологического микроклимата;
- оптимизация общения воспитанников с членами своей семьи, педагогами, сверстниками;
- работа по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению;
- психолого-педагогические консилиумы по выработке мер комплексной помощи детям;
- программа профилактики социальных вредностей (алкоголизм, наркомания и т.д.);
- программа профилактики межличностных конфликтов.
3. Социальное воспитание. Коррекционно-развивающая работа.
Цель – активное воздействие на процесс социализации личности. Содержание деятельности:
- программа развития житейских умений и навыков;
- программа профессиональной ориентации;
- программа сексуального воспитания и подготовки к семейной жизни;
- программа развития коммуникативных навыков и культуры общения;
- программа коррекции различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия, аутизм и т.д.);
- программы психотерапии (психологическая гимнастика, коррекция образа «Я», программы кризисной интервенции в критических ситуациях).
Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами:
· профессионального самоопределения выпускников;
· освоения ими различных социальных ролей человека в обществе;
· ознакомления со структурой и функциями семьи;
· формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома.
Представительство интересов ребенка в правозащитных и административных органах – важная функция, которую выполняет социальный педагог в школе-интернате. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанника, обозначенные как в международных актах, так и в наших отечественных и региональных законодательных актах. Так, социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением дальнейшего обучения.
Названные принципы, приемы и направления педагогической работы в специализированных учреждениях, разумеется, не исчерпывают содержание и методику работы в них. Каждый вид учреждения требует своих специфических подходов. Особая роль принадлежит взаимодействию специалистов разного профиля, которое обеспечивает целостность реабилитационного процесса, большую его эффективность.
41. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ БЕЗНАДЗОРН.И БЕСПРИЗОРН. ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ
Безнадзорность и беспризорность детей продолжают оставаться одними из наиболее тревожных характеристик современного российского общества.
Особенно остро проблема детской беспризорности стоит в крупных городах страны. Они становятся центрами обитания беспризорных детей, прибывших из разных регионов. Условно беспризорных детей в мегаполисах можно подразделить на не сколько групп. Безнадзорные дети-дети, лишённые присмотра, внимания,заботы со стороны родит-й либо лиц,их заменяющих.Беспризорные дети-дети,не имеющие родит-го или госуд-го попечения, постоянного места жит-ва, соответствующих возраста позитивных занятий.
Категории безнадзорных детей:
- дети-сироты (лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель)
- соц.сироты (дети без семьи при живых родителях; это дети, чьи родители отказываются заботиться о них или же лишены родительских прав)
- дети,оставш.без попаечения родителей (лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей)