Особенности формирования связной речи у детей
Развитие связной речи у воспитанников логопедической группы на основе методики
В.К. Воробьёвой
Методические рекомендации к курсу «Методика развития речи (специальная)»
Владимир 2009
УДК 371.927
ББК 74.57 я 7
Савельева Н.Г. «Развитие связной речи у воспитанников логопедической группы на основе методики В.К. Воробьёвой: Методические рекомендации к курсу «Методика развития речи (специальная)». - Владимир: ВГГУ, 2009. - 50 с.
Методические рекомендации предназначаются для организации самостоятельной работы студентов факультета социальной и специальной педагогики в ходе изучения дисциплины «Методика развития речи (специальная)». Рекомендации содержат теоретический и практический материал по развитию связной речи у детей с особыми образовательными потребностями, согласно концепции В.К. Воробьёвой. В рекомендациях обобщён многолетний опыт работы в данном направлении, представлены авторские конспекты занятий по развитию связной речи у детей с ФФН речи, указан список учебной литературы.
Ответственный за выпуск: А.Е. Пальтов, д.п.н., профессор, декан факультета социальной и специальной педагогики ВГГУ.
Рецензент: Т.В. Захарова, к.п.н., доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии института валеологии Череповецкого государственного университета.
Печатается по решению
Редакционно-издательского
совета ВГГУ
© ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный
университет», 2009
Пояснительная записка
Первоначальным звеном системы образования в нашей стране является обучение и воспитание детей в дошкольных учреждениях, в задачи которых входит полноценная подготовка детей к поступлению в школу.
При подготовке детей к школьному обучению большое значение имеет формирование и развитие их связной речи как важнейшего условия усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей, а также более успешной адаптации в социуме.
Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, возможность выполнения заданий по словесной инструкции, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной, прежде всего, монологической речи.
В настоящее время одной из актуальных проблем специальной педагогики является создание оптимальных условий для развития связной монологической речи детей не только с ОНР, но и с ФФНР.
Поиски специальных путей и средств формирования связной монологической речи имеют большое значение для всего процесса обучения и воспитания детей.
Особенности развития связной речи изучались Выготским Л.С., Жинкиным Н.И., Леонтьевым А.А., Рубинштейн С.Л. и другими учеными в области психологии и педагогики. В настоящее время существует несколько методик развития описательно-повествовательной речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием (А.М. Бородич, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой и др.) и при речевом недоразвитии (В.К. Воробьёвой, В.П. Глухова, Л.Н. Ефименковой, С.А. Мироновой и др.).
На базе логопедической группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи МДОУ детского сада №110 комбинированного вида г. Владимира учителем-логопедом и воспитателями в течение двенадцати лет проводился эксперимент по развитию связной речи у детей в системе коррекционной работы на основе использования методики В.К. Воробьёвой.
Первоначально эта методика была задумана автором для развития связной речи у детей, страдающих моторной алалией, имеющих системное недоразвитие речи. Впоследствии В.К. Воробьёва пришла к выводу, что данную методику можно и нужно использовать в коррекционной работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие, и начинать эту работу необходимо уже в сентябре, т.е. в начале учебного года.
Полученные нами результаты дают основание говорить о целесообразности применения предложенной системы коррекционного воздействия в практике обучения и воспитания детей дошкольного возраста и формированию у них связной монологической речи.
Отслеживая эффективность работы, хотелось бы отметить высокий уровень мотивационной готовности к обучению у выпускников экспериментальной группы, достаточную степень психосоциальной зрелости (большинство выпускников – школьно зрелые). Они обладают прочными знаниями по образовательной программе и умением читать, их отличает хорошая речь. Данные педагогической диагностики показывают: 86-93% детей имеют высокий уровень общительности и коммуникативности; в течение учебного года уровень эмоциональности детей повышается в среднем на 48%.
Мы изучили успешность обучения в общеобразовательной школе выпускников экспериментальной логопедической группы. Сделали выборку годовых оценок за 1, 2, 3, 4 класс по основным предметам, собрали сведения по адаптации детей в школе. Результаты исследования показали достаточную успешность обучения и хорошую адаптацию наших выпускников в школе.
Учителя отмечают, что речи детей, обучавшихся по методике Воробьёвой В.К. характерна «чёткая связность повествования, эмоциональная окрашенность…способность замечать в тексте сложные душевные движения и пытаться мотивировать довольно разнообразное поведение героя, а не отдельный его поступок». Также педагоги подчёркивают, что письменные творческие работы этих детей отличаются логикой, наличием в них различных художественных средств.
Опыт показывает: использование методики Воробьёвой В.К. в коррекционной работе с воспитанниками логопедической группы даёт хорошие, позитивные результаты в их обучении и развитии.
Особенности формирования связной речи у детей
Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка. Связные смысловые развернутые высказывания обеспечивают разностороннее общение и взаимопонимание людей. На этапе раннего развития речь детей носит ситуативный характер: они используют отдельные слова, звукоподражания, жесты, мимику. Окружающим такая речь понятна лишь в определенной конкретной ситуации.
Расширение общения со взрослыми, сверстниками, усложнение познавательной деятельности ребенка требует более развернутой речи. Содержание его контекстной речи раскрывается в самом контексте речи и благодаря этому становится понятным для слушателя из сочетания слов, предложений, т. е. из самой конструкции звуковой речи.
Раньше всего дети переходят к связному изложению в рассказах спокойного, повествовательного характера. В передаче событий, связанных с яркими эмоциональными переживаниями, они дольше задерживаются на ситуативно-экспрессивном изложении. В возрасте 4 — 5 лет дети активно пользуются распространенными предложениями, отмечаются увеличивающиеся возможности употребления конструкции сложных пред-ложений. Количество сложных предложений уже составляет 11% по отношению к общему числу предложений. В речи детей пятилетнего возраста присутствуют почти все придаточные предложения (кроме, определительного). Размеры детских рассказов включают, примерно 20 -25 слов.
В это время активно формируются такие признаки связной речи, как выделение главного в рассказе, завершенность темы, определение частей рассказа и т. д.
Конструкции сложных предложений детьми используются дифференцированно в зависимости от ситуации (в случае необходимости дать разъяснение, обосновать свою позицию, высказать предположение и т. д.) В обстановке коллективного обучения дети, проявляя очень высокую речевую активность, широко используют разные типы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. В этом возрасте дети задают много вопросов взрослым («почемучки»), пытаются сами обосновать свои действия. После 4-х лет они могут пересказать знакомую сказку, охотно за-учивают стихотворения, к 5-ти годам пересказывают только что прочитанные короткие рассказы, прослушав их 2 раза. После 5-ти лет дети способны рассказать об увиденном, объяснить причинно — след-ственные отношения, составить рассказ по картине, серии картин, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа.
После 5—6 лет дети довольно охотно сами придумывают рассказы, сказки, включая туда нередко эпизоды из собственной жизни.
Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний — процесс постепенный и достаточно сложный. Успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые, помогают им овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. Занятия по развитию связной речи разнообразны: они включают в себя и продуманно построенную беседу, и рассказы по картине, сериям картин, по представлению, пересказы. В возрасте 6 лет детям доступно творческое рассказывание о событиях из окружающей жизни, о взаимоотношениях с друзьями, на темы из личного опыта. При формировании у детей навыков рассказывания необходимо правильно подобрать картинный и лексический материал, определить методические приемы обучения с учетом возрастных и речевых возможностей детей. Важно, чтобы дети рассказывали о знакомых и интересных местах, о красочных игрушках и предметах. В таких случаях их высказывания будут более эмоциональными и развернутыми.
При выборе материала необходимо учитывать нравственную направленность сюжета, что помогает у ребенка воспитывать доброе отношение к героям произведений, критическую оценку поступков отдельных персонажей. Используя серии картинок, важно научить детей устанавливать причинно-следственные связи между событиями, правильно определять логику расположения сюжетных звеньев.
Рассказы детей будут более полными и развернутыми, если в них используются разнообразные синтаксические конструкции, «образные средства родного языка».
Особое внимание необходимо уделять формирования навыков связной речи при проведении коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими как общее речевое недоразвитие / ОНР /, так и фонетико-фонематическое нарушение речи /ФФНР/.
Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи у детей с ОНР и ФФНР, в частности, переход от ситуативной формы речи к контекстной, от элементарных форм диалогической речи к ее более сложным формам и к монологическим высказываниям. Отмечаемое, у детей системное недоразвитие речи, как правило, сочетается с отставанием в развитии ряда психических функций /внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти, мыслительных операций - сравнения, обобщения, анализа и др./. Возможности же полноценного овладения детьми связной речью во многом определяются и уровнем развития указанных психических процессов. Исходя из этого, формирование связной речи старших дошкольников с ОНР и ФФНР приобретает первостепенное значение в комплексе коррекционных мероприятий.