Глава 10. основы педагогического проектирования
10.1. Актуальность педагогического проектирования
в современных условиях
Деятельность педагога включает в себя несколько функций, одна из которых – проектировочная. Эта функция не менее значима, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.
Обратимся к определению. Слово «проект» (от лат. projeclus) означает «брошенный вперед». Понятие «проект» используется в строительстве, архитектуре, инженерной деятельности.
Разработка какого-либо педагогического объекта или процесса предусматривает подбор различных компонентов, определение целей, принципов, содержания, методов, форм, средств ит. д. При этом важно, чтобы
в совокупности все эти компоненты представляли не просто комплекс, а достаточно целостную, непротиворечивую систему. По данным исследований, такая деятельность является одной из важнейших функций педагога, на выполнение которой он затрачивает около 30% всего времени.
Педагогическое проектирование позволяет упорядочить деятельность. Проектируя педагогическую систему, педагог избегает случайно выбранных компонентов, совершает путь от неясности к четкому представлению и сознательному построению педагогических объектов и процессов. Благодаря педагогическому проектированию оптимизируется деятельность педагога и учащихся, создается учебная среда, способствующая раскрытию внутреннего мира воспитанников. Использование педагогического проектирования позволяет педагогу свести к минимуму рутинную работу и оставить больше места для конструктивного творческого поиска, что приводит к изменению устаревших и созданию новаторских технологий.
10.2. История развития теории и практики
педагогического проектирования
Начало теории и практики педагогического проектирования было положено в конструкторских дисциплинах: системотехнике, кибернетике, технической эстетике. Основой данных дисциплин является система «человек – техника – цель». Однако педагогический процесс оперирует с системой «человек – человек – цель». Поэтому в педагогическом процессе следует опираться как на законы проектирования техники, так и на законы развития личности.
Основоположником отечественной теории педагогического проектирования может по праву считаться А. С. Макаренко. Он рассматривал воспитательный процесс как особым образом организованное «педагогическое производство». Являясь противником стихийности в процессе воспитания, он выдвигал идею разработки «педагогической техники». Разрабатывая «советскую воспитательную технику», А. С. Макаренко на практике усовершенствовал «технику дисциплины», «технику разговора педагога с воспитанником», «технику самоуправления», «технику наказания». Последовательность продуманных действий была направлена на проектирование в человеке всего лучшего и достойного.
Постепенно появились теории проектирования личности, понятия «инструмент развития личности», «инструмент воспитания», «инструмент воздействия».
В. А. Сухомлинский не употреблял терминов «проектирование», «технология», но в учебно-воспитательном процессе им выделены в отдельные системы наука, мастерство, искусство. Деятельность этого педагога можно назвать высокотехнологичной.
Одной из первых работ, связанных с созданием целостных педагогических систем, был труд В. П. Беспалько «Слагаемые педагогической технологии».
Огромным стимулом к развитию педагогического проектирования послужило распространение вычислительной техники. Появились информационные технологии обучения. Но как бы сильно развиты они ни были, они всегда представляют собой лишь разновидность педагогических технологий (последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников).
Сегодня проектирование является неотъемлемой частью педагогической деятельности.
Можно с полной уверенностью утверждать, что сегодня в каждом образовательном учреждении есть педагоги-новаторы, разрабатывающие авторские проекты.
10.3. Соотношение понятий «планирование» и «проектирование»
Традиционно в технике под проектированием понимается разработка комплексной технической документации – проекта. Сам же проект – это такая документация, которая содержит эскизное или окончательное решение, дающее необходимое представление об устройстве создаваемого технического объекта и исходные данные для последующей подготовки рабочей документации.
Применительно к деятельности педагога, связанной с разработкой документации, раньше употреблялось понятие «планирование». Планирование включало в себя разработку, планами конспекта занятий, учебно-технической документации. Следовательно, проектирование и планирование – понятия взаимосвязанные.
Для иллюстрации рассмотрим случай из жизни. Представим себе, что мы запланировали приобретение мебели. Этот план может остаться нереализованным, быть лишь образом нашего мышления, если мы не создадим проект. Для этого нужно рассчитать время и место покупки, соотнести стоимость предмета покупки с семейным бюджетом, задать дизайнеру параметры помещения, а он спроектирует предмет покупки в соответствии с нашими требованиями.
Отсюда следует, что проектирование не отрицает, а предполагает планирование как функцию деятельности.
Проект содержит исходные данные для последующего планирования, которое можно рассматривать как частный случай детализации принятого педагогического проекта.
Проектирование связано с разработкой объективно новых видов педагогической деятельности, а планирование предусматривает разработку деятельности по ранее составленному плану.