Основные направления образовательной политики

1. Обеспечение современного содержания и оптимизация структуры образования
1.1. Современное качество содержания образования:

· соответствие содержания образования задачам жизнедеятельности современного человека, общества, государства;

· содержание образования как органичное единство необходимых компонентов процесса развития человека – воспитания, обучения, деятельности;

· интегрированность «школьного» (педагогического) и семейного, основного и дополнительного, общего и профессионального образования;

· преемственность содержания и структур дошкольного, общего среднего и профессионального образования.

1.2. Переосмысление понятия и задач воспитания как первого приоритета в образовании:

· национальная самоидентичность;

· гражданская ответственность и правовое самосознание;

· духовность и культура;

· личная инициативность и самостоятельность;

· толерантность в поведении и общении.

1.3. Компетентностный подход как основа формирования современного содержания образования:

· в обеспечении единства основных компонентов содержания образования – знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности;

· при разработке образовательных стандартов;

· для социализации и профессиональной мобильности.

1.4. Приоритетные направления и условия достижения современного качества образования и оптимизации его структуры

– Создание независимой системы аттестации и оценки качества образования.

– Создание единой системы образовательной статистики и мониторинга образования.

– Развитие региональных систем образования. Учет регионально-национальной специфики и опыта в процессе модернизации образования.
Общее образование

– Законодательное закрепление сроков школьного обучения. Определение структуры общего среднего образования – дошкольного, начального, основного, полного среднего образования. (Перспективная проработка вопроса о возможности увеличения – в рамках 11-летки – сроков обучения в начальной школе до 5–6 лет; апробация и обобщение регионального опыта «горизонтального» построения общеобразовательной школы – организационного выделения начальной, основной и старшей ступени школы как отдельных, самостоятельных образовательных учреждений.)

– Введение государственных минимальных социальных стандартов в области образования и рамочных компетентностных образовательных стандартов, а также вариативных учебных планов с учетом особенностей региона и возможностей образовательного учреждения.

– Оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки, создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления учащихся.

– Организация опыта самостоятельной деятельности, воспитание инициативы и личной ответственности учащихся.

– Усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешность социализации учащихся и их включения в трудовые отношения (социально-гуманитарный цикл, всеобщая компьютерная грамотность, русский, родной и иностранные языки, профессиональная ориентация и предпрофессиональная подготовка).

– Введение профильного обучения в старшей школе и ее кооперация с учреждениями начального и среднего профессионального образования.

– Введение системы единых экзаменов с учетом результатов эксперимента.

– Реструктуризация основной и старшей ступени сельской школы при сохранении и поддержке начальных малокомплектных школ (создание образовательных и социокультурных комплексов, учебно-консультационных пунктов, организация системы «школьных автобусов», развитие дистанционного образования и др.).

– Нормативно-правовое обеспечение развития новых типов общеобразовательных учреждений, в том числе образовательных центров и комплексов, а также учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей.

– Введение эффективных общественно-государственных механизмов экспертирования создаваемой учебной литературы.

– Рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха учащихся.

Профессиональное образование

– Прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости.

– Модернизация содержания профессионального образования и обеспечение его конкурентоспособности на внутренних и мировом рынках труда.

– Фундаментализация высшей школы, углубление интеграционных и междисциплинарных программ, соединение с прорывными высокими технологиями.

– Информатизация образования и оптимизация методов обучения, расширение веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации и самообучения, увеличение роли самостоятельной работы студентов.

– Структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети его учреждений, отработка различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, обеспечение его многоуровневости, создание университетских комплексов, профессионально-корпоративных образовательных комплексов (ассоциаций), учебно-научно-производственных объединений.

– Регионализация профессионального образования, разделение начального и среднего профессионального образования на федеральный и регионально-муниципальный уровни.

– Повышение статуса вузовской науки как основного условия обеспечения высокого качества подготовки специалистов, важного фактора развития производительных сил общества и механизма непрерывного обновления содержания профессионального образования.

– Создание системы непрерывного дополнительного профессионального образования.

– Нормативно-правовое обеспечение активного привлечения социальных партнеров (работодателей, служб занятости и др.) к решению проблем профессионального образования.

2. Обеспечение доступности образования и его непрерывности в течение всей жизни человека

2.1. Понятие доступности образования (доступность и общедоступность, общедоступность и обязательность образования, социальная и территориальная доступность).

2.2. Платность и бесплатность (в дошкольном, общем среднем, начальном, среднем и высшем профессиональном образовании, в дополнительном образовании – детей и взрослых).

2.3. Социально-экономические меры обеспечения доступности образования

– Введение государственных минимальных социальных стандартов в образовании.

– Разработка и введение комплекса мер по обеспечению доступности образования на всех его ступенях и адресной социальной помощи учащимся и студентам из низкодоходных семей, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей:

-введение повышающих коэффициентов к федеральным нормативам финансирования для малообеспеченных учащихся с целью расширения для них доступности общего образования повышенного уровня, превышающего государственные образовательные стандарты;

-создание на муниципальном уровне фондов поддержки детей, нуждающихся в особой социальной защите, для обеспечения детям из малодоходных семей возможности получать дополнительное образование;

-создание системы образовательного кредита (субсидии), предоставляемого государством и работодателями, для обеспечения детям из малодоходных семей возможности получать среднее и высшее профессиональное образование, предусмотрев различные формы погашения кредита (субсидии), которые могут быть полностью или частично возвратными, а также безвозвратными при условии отработки определенного времени по полученной специальности;

-разделение стипендиального обеспечения студентов вузов и сузов на академические и социальные стипендии, адресное предоставление социальных стипендий студентам из низкодоходных семей;

-обеспечение содержания студенческих общежитий из федерального бюджета при пресечении их использования не по прямому назначению;

-оплата два раза в год проезда до места обучения для тех малообеспеченных студентов, место постоянного проживания которых значительно удалено от места учебы;

-создание для обучающихся фондов рабочих мест с неполным рабочим днем и т.д.

2.4. Организационно-педагогические меры обеспечения доступности образования

– Формирование общественно-государственной системы обеспечения обязательного основного общего образования, мониторинга его реализации и образовательного пути каждого ребенка.

– Обеспечение преемственности образовательных программ всех уровней.

– Обеспечение многообразия типов и видов образовательных учреждений и вариативности образовательных программ.

– Разгрузка, оптимизация и жизненная направленность содержания образования как важные факторы его доступности.

– Расширение информатизации образования и развитие дистанционного обучения как условие расширения доступности образования.

– Преодоление разрыва в доступности образования между городской и сельской местностью.

2.5. Обеспечение доступности образования для детей с проблемами в обучении и развитии

Дети, имеющие особые нужды, проблемы со здоровьем, обеспечиваются государством медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях – в специальных школах-интернатах, крайне затратных как в моральном, так и в материальном плане для ребенка и государства.

2.6. Принятие чрезвычайных государственных (межведомственных) комплексных мер по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и социальным сиротством

– Дети с проблемами асоциального и девиантного характера должны иметь обязательное индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение. Это особенно важно, если учесть, что количество таких детей в подростковой и молодежной среде в нынешних условиях дошло до масштабов едва ли не социального бедствия.

– Вследствие этого необходимо принять чрезвычайные государственные (межведомственные) комплексные меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и социальным сиротством:

-создание сети учебно-воспитательных заведений по опыту А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого и первых послевоенных лет – суворовских, нахимовских училищ, кадетских школ и корпусов, казачьих школ, летных, мореходных, речных, промышленных, сельскохозяйственных и других училищ;

-создание специализированных консультативных подростковых центров, где подростки могли бы решать свои психолого-педагогические и медико-социальные проблемы;

-рационализация порядка и процедур усыновления детей, развитие системы приемных семей и детских домов семейного типа;

-подготовка специальных кадров – социальных педагогов и психологов – по профилактике социального сиротства и для работы с детьми риска;

-подготовка и переподготовка педагогических кадров, а также проведение родительского всеобуча по профилактике наркомании и алкоголизма;

-введение в органы управления образованием инспекторов и методистов по делам несовершеннолетних;

-введение на федеральном и региональном уровнях специальных уполномоченных по правам ребенка.

2.7. Обеспечение непрерывности образования по «вертикальному» и полноты по «горизонтальному» векторам развития человека
Вариативность и многообразие содержания, форм и институциональных структур образования должны обеспечивать не только доступность непрерывного повышения человеком собственного образовательного ценза параллельно с изменением его возрастных потребностей, но и полноту его культурной самореализации на каждом этапе жизни в трудовой и творческой деятельности, в общении и межличностных отношениях, в быту и во время досуга.

2.8. Доступность и непрерывность образования как условие социальной и профессиональной мобильности современного человека.

3. Повышение роли, статуса и поддержка государством и обществом основных субъектов образовательной деятельности: обучающегося, педагогического работника, образовательного учреждения
3.1. Статус обучающегося. Защита его прав и личности в образовательном процессе

– Обучающийся – главный субъект образовательного процесса, определяющий свою образовательную деятельность, программу, форму и учреждение собственного образования (в дошкольном и младшем школьном возрасте семья является идентифицированным с ребенком субъектом образовательного процесса, в подростковом и юношеском возрасте семья уступает ребенку часть прав на выбор дальнейшего, в том числе и обязательного профессионального образования, а взрослый обучающийся обретает всю полноту прав и ответственности за повышение своей профессиональной компетентности в течение всей жизни).

– Ключевым документом в определении прав и защите личности ребенка в образовании является Конвенция о правах ребенка.

– Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование. В современной сложной социально-экономической ситуации эти гарантии не всегда соблюдаются. Предстоит в полной мере обеспечить их выполнение и вместе с тем создать условия для:

-бесплатного образования – в пределах, установленных законом;

-выбора образовательного учреждения и образовательной программы;

-получения образования в соответствии с установленными государственными стандартами;

-получения дополнительных образовательных услуг, а также дополнительных бесплатных занятий по основной программе в рамках государственного образовательного стандарта в случае возникших объективных трудностей;

-обучения на современной учебно-материальной базе с использованием современного оборудования и учебной литературы;

-обучения в условиях, гарантирующих защиту прав и личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность;

-социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических);

-бесплатного пользования обучающимися фондами государственных библиотек, посещения музейных и клубных государственных учреждений культуры.

– Обучающийся должен иметь информацию о величине затрат, осуществляемых государством и обществом на его образование.

– Обучающийся несет ответственность перед государством и обществом за собственный образовательный труд и социально полезную деятельность.

– Образовательная зрелость обучающегося оценивается не только государственным аттестатом и дипломом, но и специальным государственным документом, отражающим его результаты в дополнительном образовании.

3.2. Повышение социального статуса и профессионализма педагогического работника. Усиление государственной поддержки работников образования

– Государство рассматривает социальную поддержку работников образования как одну из приоритетных задач своей образовательной политики. Решение этой задачи предполагает существенное изменение в оплате труда педагогических и управленческих работников образования, в системе педагогического образования и повышения квалификации работников образования.

– Повышение профессионализма педагогов, подготовка и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, – первостепенная задача, равновеликая задачам модернизации всей системы образования России.

– Для преодоления негативных тенденций в кадровом обеспечении образования за счет повышения социального статуса и профессионализма педагогических работников, мер их государственной поддержки должна быть разработана и реализована федеральная межведомственная программа «Педагогические кадры России», включающая в себя три основных направления:

А. Повышение социального статуса педагогического работника

– Ключевым документом в определении прав педагогического работника, защите его личности в профессиональной деятельности являются принятые ЮНЕСКО «Рекомендации о положении учителей», раскрывающие роль учителя (педагогического работника) в подготовке молодого поколения к вступлению в жизнь, к участию в строительстве демократического гражданского общества и правового государства, содержащие руководящие принципы в сфере социального положения, профессиональной подготовки и условий труда учителей (педагогических работников).

– Все педагогические работники получают специальный профессиональный статус «Работник образования» ( и соответствующее удостоверение), дающий право на:

-осуществление педагогической деятельности на основе своих профессиональных убеждений и профессионального выбора;

-обеспечение здоровых и безопасных условий труда;

-свободное получение информации, связанной с образованием, а также возвратное бюджетное субсидирование для приобретения персонального компьютера и пользования Интернетом;

-присвоение почетных званий «Народный учитель России» и «Заслуженный учитель России»;

-свободное создание профессиональных педагогических сообществ (ассоциаций, объединений, союзов и др.) и их участие в управлении образованием, в выработке принципов и направлений образовательной политики;

-свободное участие в конкурсах по проектам и грантам в области образования;

-оплачиваемое государством повышение квалификации или переподготовку один раз в пять лет;

-бесплатное пользование фондами государственных библиотек, льготное посещение музейных и клубных государственных учреждений культуры и бесплатное их посещение с группой детей;

-льготное первоочередное обеспечение жилой площадью в пределах социальных норм при признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством РФ;

-получение льготных путевок в саноторно-курортные и оздоровительные учреждения с полной или частичной оплатой проезда (для работников образования, имеющих тяжелые и хронические заболевания);

-государственные гарантии оплаты обучения детей учителей (имеющих определенный стаж педагогической работы) в средних и высших государственных профессиональных заведениях;

-пятидесятипроцентную скидку по установленной оплате собственных детей в дошкольных учреждениях.

Б. Усиление государственной поддержки педагогических и управленческих работников образования

– Введение системы финансирования оплаты труда работников образования с уровня субъекта Федерации через механизм соучредительства общеобразовательных учреждений. При этом за счет перехода на нормативное финансирование должен быть зафиксирован обязательный надтарифный фонд, дающий возможность образовательному учреждению устанавливать надбавки и доплаты, позволяющие поощрять персонал за качество труда, за работу, не входящую в круг основных обязанностей работника, и др.

– Повышение в ближайший период минимальной тарифной ставки педагогических работников до уровня не ниже прожиточного. Доведение к 2004 году средней заработной платы учителя до уровня средней по промышленности.

– Отказ от ЕТС, переход на систему оплаты труда педагогических работников с учетом специфики образовательной отрасли.

– Введение целевых надбавок молодым специалистам на первые три года педагогической деятельности и надбавок за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях.

– Предоставление отсрочки от призыва на действительную военную службу молодым специалистам – педагогическим работникам.

– Изменение оплаты труда руководителей учреждений образования в соответствии с системой оплаты труда государственных и муниципальных служащих.

– Создание отраслевой пенсионной системы работников образования и совершенствование системы пенсионного обеспечения по старости различных категорий педагогических работников.

– Изменение пенсионного обеспечения по старости для руководителей учреждений образования в соответствии с объемом пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих.

– Создание отраслевой системы социального страхования работников образования на современной страховой основе.

– Закрепление (подтверждение) нормативно-правовыми актами РФ льгот педагогических работников в области оплаты жилья и коммунальных услуг в сельской местности.

В. Повышение профессионализма педагогических кадров

– Всесторонняя и глубокая модернизация системы педагогического образования – ее организации, структуры, содержания, принципов взаимосвязи с образовательной практикой и инновационными процессами в образовании.

– Реорганизация и придание динамизма системе повышения квалификации работников образования за счет перевода финансирования их образовательных программ на конкурсную основу и персонифицированного финансирования повышения квалификации педагога на основе его собственного выбора места дополнительного педагогического образования.

– Реорганизация методической службы. Построение ее деятельности на принципах сетевой организации и маркетинга распространения передовых образовательных практик. Создание разветвленной инфраструктуры методических служб в форме творческих площадок, лабораторий перспективного опыта, педагогических мастерских на базе инновационных образовательных учреждений и педагогических практик.

– Создание эффективной системы подготовки и повышения квалификации руководителей образования и образовательных учреждений. Введение единой системы их аттестации и порядка замещения ими руководящих должностей при наличии соответствующего диплома.

– Выделение целевых президентских стипендий (грантов) для поддержки молодых талантливых преподавателей.

– Разработка комплексной программы всестороннего реформирования и качественного обновления педагогической науки, предусматривающих:

-возрождение практико-ориентированных научных школ;

-построение принципиально новых моделей научно-практических проектов, выводящих педагогическую науку на передний край изучения закономерностей развития человека, образовательной деятельности, тенденций изменения образовательных и педагогических систем, распространения образовательных инноваций;

-целевое финансирование перспективных научно-практических исследований и социально-образовательных проектов.

3.3. Статус образовательного учреждения

– Образовательное учреждение – основная среда воспитания, обучения и развития подлинно российского человека, центральное звено образовательной системы.

– Образовательное учреждение имеет главенствующую роль в реализации современной образовательной политики России.

– Образовательное учреждение имеет право на общественное признание, собственный фонд развития, создание совета попечителей, на кооперацию с общественными, информационными, научными, культурными и иными институтами, расширяющими его образовательные возможности.

– Образовательное учреждение имеет право быть не похожим на другие образовательные учреждения своими традициями и историей, укладом жизни, атрибутами (именем, флагом, эмблемой, гимном и др.), стилем, уникальным творческим коллективом, своими образовательно-производственными достижениями, праздниками и знаковыми событиями, воспитывающей средой.

– Образовательное учреждение является образовательным не только для учащегося, но и для его семьи, а также для педагогического работника и его профессионально-личностной самореализации.

– Образовательное учреждение несет ответственность перед обществом и государством за успешность каждого субъекта образовательного процесса (обучающегося, педагога, родителей), а также за качество жизни ребенка в образовательной среде, за его подготовку к жизни и жизнетворчеству.

4. Государственная поддержка образования. Ресурсное обеспечение

4.1. Возвращение государства в образование. Поэтапное наращивание государственной поддержки образования (в том числе финансовой) до нормативной потребности

– Решение на государственном уровне проблемы погашения накопившейся задолженности учреждений образования по социальным начислениям на заработную плату, а также их задолженности по коммунальным услугам и штрафным санкциям, накопившимся в связи с их недофинансированием из бюджетов.

– Переход на новые принципы и систему бюджетного финансирования образования:

-нормативно-бюджетное финансирование образовательных учреждений (текущее финансирование);

-затраты на развитие материально-технической базы образовательных учреждений осуществляются собственником вне нормативно-бюджетного финансирования;

-целевое и адресное финансирование социальных услуг, сопутствующих образовательному процессу (детское питание, оплата общежития, летний отдых, оздоровление и т.п.);

-многоуровневость и многоканальность финансирования образовательных учреждений.

– Изменение системы финансирования из центра расходов дотационных регионов на нужды образования, перевод соответствующих средств из трансфертов в целевые субвенции, направляемые на места через органы казначейства.

– Введение системы госзаказа как инструмента целевого бюджетного финансирования профессионального образования.

– Разработка и принятие комплекса мер по поддержанию и модернизации основных фондов и материально-технической базы системы образования, включая государственную поддержку учреждений профессионального образования, выпускающих учебное оборудование и средства обучения.

– Использование средств Федеральной программы развития образован

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее - доктрина) - основополагающий государственный документ, утверждаемый федеральным законом и устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

Особое место в системе образовательного законодательства, как отмечалось выше, занимает Национальная доктрина образования в Российской Федерации – документ, выступающий, наряду с Конституцией РФ, политико-правовой основой правового регулирования российской системы образования. В то же время вновь подчеркнем, что политическая, и поэтому в какой-то мере, декларативная составляющая этого документа, занимает значительно больший удельный вес, чем собственно правовое его содержание. Более того, правовое значение Национальной доктрины, как будет показано далее, оказывается отнюдь не то, какое она должна иметь в системе образовательного законодательства.

Разработка проектаНациональной доктрины развития образования в Российской Федерации до 2025г.началась в 1998 году. Проект разрабатывался рабочей группой, состоявшую из представителей Комитета Совет Федерации по вопросам образования, здравоохранения и экологии, Комитета Государственной Думы по науке и образованию, Минобразования России, Российской академии образования. В январе 2000г. проект Национальной доктрины был одобрен Всероссийским совещанием работников образования, на котором единодушно были признаны:

- необходимость определения четкой государственной политики относительно формирования будущего нации,

- важность развития интеллектуального, творческого потенциала общества,

- возможность эффективного участия образования в восстановлении статуса России как великой державы.

В феврале 2000 г. проект был одобрен на заседании Правительства РФ, а в октябре утвержден его постановлением № 751 от 4 октября.

Обратим внимание на несколько моментов, касающихся политического и правового статуса Национальной доктрины образования.

Прежде всего, это историческое значение доктрины. Вендь впервые в России постсоветского периода определена стратегия развития образования на ближайшие четверть века, задан вектор развития российского общества в контексте развития образования не только и не просто как ведущего социального института, но одной из самой значимых социальных сил новой, информационной эпохи, эпохи, в которой Знание становится едва ли не главной движущей силой цивилизации. К таким стратегическим целям в доктрине, в частности, отнесены:

— создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной бе­зопасности;

— укрепление демократического правового государства и развитие гражданс­кого общества;

— кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособ­ностью и инвестиционной привлекательностью;

— утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

Исключительное важное значение имеет определение в доктрине соответствующих названным целям главных задач, стоящих перед системой российской образования. В круг этих задач входят обязанности системы образования обеспечить:

— историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историчес­кому и культурному наследию народов России;

— воспитание патриотов России, граждан правового, демократического госу­дарства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважаю­щих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявля­ющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к язы­кам, традициям и культуре других народов;

— формирование культуры мира и межличностных отношений;

— разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

— формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современ­ного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

— формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мо­тивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

— организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

— непрерывность образования в течение всей жизни человека;

— многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;

— преемственность уровней и ступеней образования;

— создание программ, реализующих информационные технологии в образова­нии и развитие открытого образования;

— академическую мобильность обучающихся;

— развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молоде­жью, участие педагогических работников в научной деятельности;

— подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных спе­циалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильно­сти в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

— воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;

— противодействие негативным социальным процессам;

— экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

Анализ приведенных целей и задач, очерченных Национальной доктриной показывает, что они действительно являются логичным и достойным отражением ответа современного российского государства и общества вызову времени. Особого внимания заслуживают, безусловно, положения о государственных гарантиях гражданам на получение образования и об изменении подходов к качеству образования. Доктрина, определяя единые цели воспитания и обучения, определяет и необходимые условия для сохранения единства образовательного пространства, возрождения и формирования современной демократической государственности России, что крайне важно для нашей многонациональной страны. Документ, тем самым, несет собой общегосударственной идеи, лежащей в основе содержания образования и направленной на возрождение духовности и нравственности населения, формирование современного научного мировоззрения, культуры межнациональных и межконфессиональных отношений.

Однако, Национальная доктрина образования пока еще не заняла предназначенного ей подлинного места в государственной образовательной политике. Тому имеется ряд причин. Главная из них состоит в том, что правовой статус этого уникального и исключительно важного документа не отвечает его политико-правовому смыслу и назначению. Статус доктрины явно и необоснованно занижен, поскольку она утверждена подзаконным актом – Постановлением Правительства Российской Федерации. Но как ни был бы высок авторитет этого высшего федерального органа исполнительной власти и издаваемых им нормативно-правовых актов, эти акты все же не являются законодательными актами. А ведь Национальная доктрина должна иметь статус именно законодательного акта, что обеспечило бы решение многих злободневных вопросов, в том числе те, которые связаны с чрезмерной и не всегда продуманной практикой внесения поправок в действующее образовательное законодательство и проведением столь же не всегда продуманных образовательных «реформ», с чем мы и столкнулись в последнее время.

В этой же связи достойно внимания еще одно обстоятельство, которое до недавнего времени можно было бы охарактеризовать как своего рода юридический нонсенс. В образовательном законодательстве России, действовавшем до 1.01.2005 г., наряду с Национальной доктриной образования действовал еще один документ, который, по его смыслу и назначению, должен был приниматься на основе данной доктрины и во исполнение ее принципиальных положений. Речь идет о Федеральной программе развития образованиив Российской Федерации до 2010 года. Однако данная Федеральная программа имела более высокий правовой статус, поскольку она утверждалась Федеральным законом. Очевидно, с правовой точки зрения, Национальная доктрина образования обладала меньшей юридической силой, чем Федеральная программа развития образования, что может расцениваться, по меньшей мере, как правовое недоразумение. Данное недоразумение частично устранено уже упоминавшимся Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, согласно которому Правительством РФ теперь будут разрабатываться и утверждаться федеральные целевые программы развития образования, т.е. эти программы будут носить ведомственный (и, тем самым, подзаконный) характер. Что же касается Национальной доктрины и ее статуса, то сегодня научно-педагогической общественностью настойчиво и обоснованно проводится идея о разработке новой по содержанию и уже имеющей статус закона Национальной доктрины образования.

1. Воля. Волевые свойства личности, их структура, этапы и закономерности формирования.

ОТВЕТ:

Наши рекомендации