Презентаций Microsoft PowerPoint

Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

Первый лист - это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название темы; фамилия, имя, отчество автора; где учится автор проекта.

Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Же­лательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание. Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста. Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.

Практические рекомендации по созданию презентаций

Создание презентации состоит из трех этапов:

I. Планирование презентации - это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение ау­дитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:

1. Определение целей.

2. Сбор информации об аудитории.

3. Определение основной идеи презентации.

4. Подбор дополнительной информации.

5. Планирование выступления.

6. Создание структуры презентации.

7. Проверка логики подачи материала.

8. Подготовка заключения.

II. Разработка презентации - методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III. Репетиция презентации - это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

J

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Стиль · Соблюдайте единый стиль оформления · Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. · Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
  Фон · Для фона предпочтительны холодные тона
Использование цвета · На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. · Для фона и текста используйте контрастные цвета. · Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования)
Анимационные эффекты · Используйте возможности компьютерной анимации для представления ин­формации на слайде. · Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Представление информации:
Содержание информации · Используйте короткие слова и предложения. · Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. · Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице · Предпочтительно горизонтальное расположение информации. · Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. · Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты · Для заголовков - не менее 24. · Для информации не менее 18. · Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. · Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. · Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. · Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации · Следует использовать: рамки; границы, заливку; штриховку, стрелки; рисун­ки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации · Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. · Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты ото­бражаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов · Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами.
  Критерии оценивания презентации Критерии оценивания презентаций складываются из требований к их созданию.
Название критерия Оцениваемые параметры
Тема презентации Соответствие темы программе учебного предмета, раздела
Дидактические и методи­ческие цели и задачи пре­зентации · Соответствие целей поставленной теме · Достижение поставленных целей и задач
Выделение основных идей презентации · Соответствие целям и задачам · Содержание умозаключений · Вызывают ли интерес у аудитории. · Количество (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5)
Содержание · Достоверная информация об исторических справках и текущих событиях. · Все заключения подтверждены достоверными источниками · Язык изложения материала понятен аудитории · Актуальность, точность и полезность содержания
Подбор информации для создания проекта - презентации · Графические иллюстрации для презентации; статистика; диаграммы и графики; экспертные оценки; ресурсы Интернет; примеры; сравнения; цитаты и т.д.
Подача материала проекта - презентации · Хронология · Приоритет · Тематическая последовательность · Структура по принципу «проблема-решение»
Логика и переходы во время проекта - презентации · От вступления к основной части · От одной основной идеи (части) к другой · От одного слайда к другому · Гиперссылки
Заключение · Яркое высказывание - переход к заключению: повторение основных целей и задач выступления; выводы; подведение итогов; короткое и запоминающееся высказывание в конце
Дизайн презентации · Шрифт (читаемость) · Корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков) · Элементы анимации
Техническая часть · Грамматика - Подходящий словарь · Наличие ошибок правописания и опечаток


Критерии оценивания презентаций:

Выставляемая оценка (балл) за презентацию(от 1 до 1,5 б.)

• Связь презентации с программой и учебным планом

• Содержание презентации.

• Заключение презентации

• Подача материала проекта - презентации

• Графическая информация (иллюстрации, графики, таблицы, диаграммы и т.д.)

• Наличие импортированных объектов из существующих цифровых образовательных ресурсов и приложений Microsoft Office

• Графический дизайн

• Техническая часть

• Эффективность применения презентации в учебном процессе

Методические рекомендации по написанию эссе

Эссе- это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавате­лем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление.

Построение эссе

Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической сис­теме доказательств.

Структура эссе

Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логи­чески и стилистически;

На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.

При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определе­ния терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», « Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».

Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому большое значение имеют под­заголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необхо­димо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргумента­цию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.

В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: Причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, Постоянство — изменчивость.

В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным ма­териалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаго­ловкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.

Хорошо проверенный (и для большинства — совершено необходимый) способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного из­ложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффек­тивное использование подзаголовков - не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логично­сти в освещении темы.

Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее примене­ния и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл, и значение изложен­ного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстра­ция, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, допол­няющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимо­связи с другими проблемами.

Структура аппарата доказательств, необходимых для написания эссе

Доказательство - это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо су­ждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

Оно связано с убеждением, но не тождественно ему: аргументация или доказательство должны ос­новываться на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут быть осно­ваны на предрассудках, неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, видимости до­казательности. Другими словами, доказательство или аргументация - это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь.

Структура любого доказательства включает в себя три составляющие: тезис, аргументы и выводы или оценочные суждения.

Тезис— это положение (суждение), которое требуется доказать. Аргументы — это категории, кото­рыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов.

Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах. Аргументы обычно делятся на следующие группы:

Удостоверенные факты — фактический материал (или статистические данные). Факты — это пита­тельная среда для выяснения тенденций, а на их основании - законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных. Определения в процессе аргументации используются как описание понятий, связанных с тезисом. Виды связей в доказательстве.

Для того чтобы расположить тезисы и аргументы в логической последовательности, необходимо знать способы их взаимосвязи. Связь предполагает взаимодействие тезиса и аргумента и может быть прямой, косвенной и разделительной. Прямое доказательство — доказательство, при котором истин­ность тезиса непосредственно обосновывается аргументом. Например: мы не должны идти на занятия, так как сегодня воскресенье. Метод прямого доказательства можно применять, используя технику ин­дукции, дедукции, аналогии и причинно-следственных связей.

Индукция — процесс, в результате которого мы приходим к выводам, базирующимся на фактах. Мы движемся в своих рассуждениях от частного к общему, от предположения к утверждению. Общее пра­вило индукции гласит: чем больше фактов, тем убедительнее аргументация.

Дедукция — процесс рассуждения от общего к частному, в котором вывод обычно строится с опорой на две предпосылки, одна из которых носит более общий характер. Например, все люди, ставящие пе­ред собой ясные цели и сохраняющие присутствие духа во время критических ситуаций, являются ве­ликими лидерами. По свидетельству многочисленных современников, такими качествами обладал А. Линкольн - один из самых ярких лидеров в истории Америки. Аналогия - способ рассуждений, построенный на сравнении.

При написании эссе чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие ис­точники (особенно качество чтения). Все (фактические) данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, необходимо убедится в том, что они соответствуют не­обходимому для исследований времени и месту. Соответствующая спецификация данных по времени и месту — один из способов, который может предотвратить чрезмерное обобщение, результатом ко­торого может, например, стать предположение о том, что все страны по некоторым важным аспектам одинаковы (если вы так полагаете, тогда это должно быть доказано, а не быть голословным утвержде­нием).

Необходимо понять сущность фактического материала, связанного с этим вопросом (соответствующие индикаторы? насколько на­дежны данные для построения таких индикаторов? к какому заключению можно прийти на основании имеющихся данных и индикаторов относительно причин и следствий? и т.д.), и продемонстрировать это в эссе. Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал сам.

Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:

- исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, запи­си результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);

- качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);

- аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).

Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий:

-обдумывание — планирование

- написание — проверка — правка.

Планирование — определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы.

Цель должна определять действия. Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абст­рактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассо­циации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д. Аналогии — выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений. Ассоциации — отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономер­ной связи между нервно — психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул вы- дать« первую пришедшую в голову» реакцию).

Предположения — утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами. Рассуждения — формулировка и доказательство мнений.

Аргументация - ряд связанных между собой суждений, которые высказываются для того, чтобы убе­дить читателя (слушателя) в верности (истинности) тезиса, точки зрения, позиции. Суждение — фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно? Доводы — обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, косвенные,«от противного»,«методом исключения») и т.д. Перечень, который получится в результате перечисления идей, поможет определить, какие из них ну­ждаются в особенной аргументации. Источники. Тема эссе подскажет, где искать нужный материал. Обычно пользуются библиотекой, Интернет-ресурсами, словарями, справочниками. Пересмотр озна­чает редактирование текста с ориентацией на качество и эффективность.

Качество текста складыва­ется из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности и корректно­сти.

Мысль - это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хоти­те выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.

Внятность — это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь ло­гично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.

Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по стилистике или дайте прочитать напи­санное человеку, чья манера писать вам нравится.

Корректность — это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, ко­торые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается.

Проверка эссе

Большое значение при написании очерка имеет проверка первой его версии. При написании черно­вика ваша главная задача заключается в том, чтобы выработать аргументацию, отшлифовать основные мысли и расположить их в строгой последовательности, сопровождая их иллюстративными материа­лами или вспомогательными данными и т.д. Написав первый вариант, дать ему день или два отле­жаться, а затем вернуться к работе по проверке и улучшению, на "свежую голову". При проверке, прежде всего, обратите внимание на силу вашей аргументации. Совпадает ли написанное вами эссе с вашими намерениями в области структуры работы и анализа? Связно ли оно и убедительно? Доста­точно ли использовано данных? соответствующих данных? эффективно ли они использованы? и т.д. Затем (последний шаг) проверьте стилистику (проверка орфографии, пунктуации и т.д.) и согласован­ность (содержательность) (по заголовкам и подзаголовкам, формат и т.д.)

Критерии оценки эссе

могут трансформироваться в зависимости от их конкретной формы, при этом общие требования к качеству эссе могут оцениваться по следующим критериям: __________

Критерий Требования к студенту Максимальное кол-во баллов
Знание и понимание теоретического материа­ла определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры; - используемые понятия строго соответствуют теме; - самостоятельность выполнения работы. 0,2
Анализ и оценка информации грамотно применяет категории анализа; - умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений; - способен объяснить альтернативные взгляды на рас­сматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению; - диапазон используемого информационного простран­ства (студент использует большое количество различных источников информации); - обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм; - дает личную оценку проблеме; 0,5
Построение суждений - ясность и четкость изложения; - логика структурирования доказательств - выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргу­ментацией; - приводятся различные точки зрения и их личная оцен­ка; - общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной науч­ной статьи. 0,5
Оформление работы - работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат; - соблюдение лексических, фразеологических, грамма­тических и стилистических норм русского литературно­го языка; - оформление текста с полным соблюдением правил рус­ской орфографии и пунктуации; - соответствие формальным требованиям. 0,3  
           

Алгоритм написания эссе:

- внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;

- выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам; б) вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете при­вести примеры, имеете личный опыт и т.д.);

- определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);

- набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер);

- для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;

- еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву - знание современного законодательства и

т.д.);

- подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе бо­лее интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);

- распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план);

- придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказыва­ние, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.);

- изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;

- сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее;

- редактирование эссе.

Оно предполагает проверку работы по следующим направлениям:

• структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе);

• искренность тона (избегайте слишком эмоциональных прилагательных и наречий);

• единство стиля (важно определиться, чтобы в работе вы не перескакивали с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);

• объем эссе (напоминаем, работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее);

• привлекательность вашей работы, ее индивидуальность (есть ли в вашей работе что-то особенное, позволяющее выбиться из ряда других работ).

Наши рекомендации