Причины социальной дезадаптации
В практике воспитания существует множество терминов, обозначающих социально дезадаптированных детей: недисциплинированные, трудные, педагогически запущенные, трудновоспитуемые, дети, с отклоняющимся поведением; дети, склонные к правонарушениям, социально запущенные и т.д. Чаще всего эти термины употребляются как синонимы; некоторые авторы распределяют их по степени нарастания социальной дезадаптации. Например, недисциплинированность, трудновоспитуемость, педагогическая, социальная запущенность и т.д.
На развитие человека оказывают влияние внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые факторы. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности и вступает в общение. По ведущим видам деятельности и общения психологи выделяют такой возрастной ряд:
• Непосредственно-эмоциональное общение;
• Предметно-манипулятивная деятельность;
• Ролевая игра;
• Учебная деятельность;
• Интимно-личностное общение;
• Учебно-профессиональная деятельность.
С рождения и на протяжении всего периода взросления последовательно и периодически сменяя друг друга, ведущие виды деятельности и формы общения, в конечном счете, и обеспечивают развитие личности ребенка. Важную роль при этом играет и внешнее целенаправленное воздействие на этот процесс. Эффект внешних воздействий зависит от тех внутренних сил и факторов, которые определяют индивидуальное реагирование на них каждого развивающегося человека, а также от мастерства воспитателя, который влияет на формирование личности ребенка. Движущими силами развития личности являются противоречия, которые возникают между возрастающими потребностями ребенка и возможностью их удовлетворения. Потребности формируют те или иные мотивы деятельности, побуждающие ребенка к их удовлетворению.
В каждой личности биологическое и социальное очень тесно переплетено и взаимообусловлено, а природосообразные и внутрииндивидные различия так многообразны, что исследователи в основе развития ребенка выделяют два важнейших фактора – наследственность и среду, которые являются и источниками и условиями развития. В процессе развития человека они вступают в сложные взаимоотношения и взаимодействия.
Социальное развитие ребенка происходит по 2 взаимосвязанным направлениям: социализации и индивидуализации. Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие между этими процессами, происходит интеграция ребенка в социум. Эти процессы проявляются на всех уровнях социума и оказывают влияние на формирование его определенных личностных качеств. Если не происходит процесс адаптации ребенка к группе, то у него может появиться робость, неуверенность в себе, безинициативность, что может привести к серьезной личностной деформации.
В случае, когда ребенок преодолел фазу адаптации и начинает предъявлять окружающим свои индивидуальные отличия, которые они отвергают как несоответствующие их представлениям и потребностям, это может привести к развитию у ребенка негативности, подозрительности, агрессивности, завышенной самооценки. Положительное вхождение ребенка, его интеграция способствуют формированию у ребенка чувства товарищества. При вхождении ребенка в асоциальную группу у него могут развиваться асоциальные качества.
Фундаментом развития здоровой психики является ощущение ребенком себя как любимого, чувство защищенности и полного принятия. Однако, как ни велико значение первоначального отношения матери к ребенку, с возрастом эмоциональный опыт ребенка расширяется, кроме этого может меняться и отношение матери как по форме проявления, так и, по сути. Известно, что стиль воспитания детей в семье определяется не только любовью матери к ним, но и, в значительной мере культурными традициями, требованиями общества, установками отца и матери в отношении строгости к детям. В соответствии с отечественной культурой воспитание строится в рамках парадигмы – поощрение- наказание. Обычно негативная оценка взрослых вызывает у ребенка отрицательные эмоциональные переживания, что побуждает его к пересмотру своих действий, к коррекции поступков в том направлении, которое задано требованиями воспитателей либо предписано социальными нормами. Родители и педагоги в своих воспитательных воздействиях неосознанно опираются именно на такую схему усвоения ребенком положительного социального опыта. Отрицательная оценка воспитателем поступков ребенка зачастую распространяется на личность воспитанника в целом, обусловливая, таким образом, фрустрацию сразу двух жизненно важных социальных потребностей: потребность в положительной оценке окружающих и потребность в самоуважении, удовлетворяющей самооценке.
Постоянная негативная оценка поведения ребенка (особенно его личности в целом) является для него тяжелой психотравмирующей ситуацией. И рано или поздно наступает момент, когда ситуация затрудненности удовлетворения жизненно важных социальных потребностей выступает для ребенка как ситуация невозможности – воспитанник вообще отказывается от деятельности, которая не принесла ему успеха. Это объясняется тем, что психотравмирующая ситуация является слишком болезненной, даже непереносимой для ребенка. Поэтому, сам не осознавая того, ребенок стремится выйти из нее, и, не находя возможности преодолеть препятствия, ставшие на пути к овладению социальными нормами, оценивает создавшееся положение как ситуацию невозможности. В этом случае состояние психической напряженности снижается, эмоциональное благополучие восстанавливается, но и прекращаются попытки ребенка настойчиво осуществлять нормативное поведение, преодолевая возникающие преграды.
Для подростка психотравмирующая ситуация может возникать в самых различных обстоятельствах, даже в таких, которые взрослому человеку кажутся нелепыми или смешными. С объективной точки зрения такие ситуации (некрасивый нос, маленький рост) не могут выступать как психотравмирующие ситуации, но субъективно, для самого подростка, они зачастую несут мощный отрицательный эмоциональный заряд, вызывая тяжелый переживания.
Мысль о несправедливости окружающих вызывает у ребенка чувство обиды, дает основание считать себя незаслуженно пострадавшим, проявлять агрессивность по отношению к тем, кто низко оценивает его деятельность. Вызывающее поведение подростка является выражением протеста против неудовлетворяющей его оценки со стороны окружающих. Упрямство, негативизм, противопосталение себя учителям есть следствие невозможности добиться положения «хорошего ученика», к которому внутренне стремится школьник.
Чем важнее социальные потребности, которые ребенку не удается удовлетворить, и чем раньше он подвергается такому психотравмирующему воздействию, тем опаснее это влияние на дальнейшее развитие личности. Суть неблагоприятного влияния семейных отношений на формирование личности ребенка тоже кроется в неудовлетворенности его жизненно важных социальных потребностей.
В раннем возрасте ребенок воспринимает отношение к нему взрослого как оценку своего поведения, оценку себя в целом. Ребенок не может понять, что плохое или равнодушное отношение взрослого может быть вызвано различными причинами, он воспринимает такое отношение как оценку своей личности. Постоянная невозможность удовлетворения потребности ребенка в положительной оценке со стороны взрослого вызывает тяжелое эмоциональное состояние неудовлетворенности, чувство эмоционального неблагополучия.
При отсутствии психолого-педагогической помощи снятие отрицательных переживаний происходит за счет искажения представлений ребенка о своем поведении. Он становится «непроницаем» для любых отрицательных (справедливых и несправедливых) оценок взрослого. Это является одним из способов избежать болезненных сомнений в отношении самооценки.
Как отмечал В.А. Сухомлинский, ребенок, переживший в раннем детстве обиду, несправедливость, становится болезненно восприимчив к малейшим проявлениям несправедливости, равнодушия. Каждое столкновение с обидой, неправдой вновь и вновь уязвляет детское сердце, и ребенок видит зло даже там, где его нет. Итак, неудовлетворенность значимых для человека потребностей приводит к искаженному восприятию отношений к нему окружающих. Тогда ребенок все больше замыкается в себе, противопоставляя настоящему и кажущемуся злу то, что он способен противопоставить, - непослушание, строптивость, резкость и грубость, своеволие, желание делать все не так, как требуют взрослые, чтобы напомнить о себе, заявить людям о своем праве на внимание.
На попытки педагога установить контакт такой подросток отвечает недоверием, поскольку часто он внутренне убежден во враждебности к нему со стороны окружающих, в том, что слова учителя лживы, что он стремится его обмануть, ввести в заблуждение, как бы усыпить его бдительность. Поэтому бывает так, что даже опытный, чуткий педагог не всегда может быстро вступить в контакт с таким учеником, завоевать его расположение. На заботу, доброту, ласку подросток отвечает недоверием, а то и грубым вызывающим поведением.
Искаженное представление подростка об отношении окружающих к нему, закрепляясь, становится своеобразной позицией ребенка, определяющей все его дальнейшее развитие. Реагируя, таким образом, ребенок находит оправдание своей неудовлетворенности, видит причину своих неудач не в собственных недостатках, а в несправедливости, недоброжелательности окружающих людей, неблагоприятных обстоятельствах, случайных событиях и т.п. Это приводит к несоответствию между осознанием подростком своих отношений (к себе, к другим, к собственной деятельности) и реальным содержанием и проявлением этих отношений.
По данным исследований около 23% детей (по крайней мере, в начальной школе) страдают дезадаптацией. Речь идет о неприспособленности к школьным условиям или о разрушении в силу различных причин уже сложившейся адаптации. Это значительный источник пополнения группы «трудных» детей. Причин такого состояния достаточно много: недоверие к людям, депрессия, избегание контактов с людьми, тревожность, беспокойность, нетерпеливость, высокое эмоциональное напряжение и др. Скорость адаптации у детей различна: от 1 четверти (легка а.) и полугода (средняя а.) до года (тяжелая а.) Дезадаптированные дети характеризуются стойкой школьной неуспешностью с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об их учебной дезадаптации.
Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:
• Учебной декомпенсации – состояние ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе;
• Школьной дезадаптации – состояние ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;
• Социальная дезадаптация – состояние ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;
• Криминализация среды свободного времяпрепровождения. Отчисление детей из школы, например.
Все вышеизложенное способствует развитию у ребенка СПЗ.