Профессионально-педагогическая культура и культура речи преподавателя
· Коммуникативные качества и свойства личности педагога
· Коммуникативные умения и способности педагога
· Пути и способы развития педагогических способностей
· Педагогическая этика
Коммуникативные качества и свойства личности педагога
Специфика педагогического образования состоит в направленности на широкую общекультурную подготовку. Общекультурная подготовка предполагает введение целого ряда человековедческих дисциплин (истории, литературы и т.д.) и углубленное изучение в данном контексте конкретной области знания, соответствующей их профессиональной специализации.
Таким образом, педагог должен быть погружен в контекст:
· общечеловеческой культуры;
· различных языков;
· видов искусства;
· способов деятельности во всем их своеобразии. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня речевой культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.
Стихийное формирование коммуникативной культуры педагога приводит нередко к авторитарному стилю общения, возникновению частых межличностных конфликтов, напряженности в отношениях между учителем и учениками (группой или целым классом), к падению дисциплины, снижению успеваемости, нежеланию учиться, психическим травмам и невосполнимым потерям в нравственном воспитании и, как следствие этого, в ряде случаев к отклоняющемуся от социальных норм поведению школьников.
К коммуникативным качествам личности, которые составляют основу педагогического общения, относятся:
· характеристики речи:
o четкая дикция,
o выразительность;
· личностные особенности:
o общительность,
o открытость,
o умение слушать и чувствовать людей. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как:
· коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения;
· социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей;
· альтруистические тенденции - эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Серьезные препятствия во взаимодействии учителя и ученика создают:
· невыразительная речь;
· дефекты речи (особенно при объяснении нового материала);
· необщительность;
· замкнутость;
· погруженность в себя (при установлении контакта с учеником, нахождении индивидуального подхода к нему). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.
Коммуникативные умения и способности педагога
Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей.
К коммуникативным умениям педагога можно отнести:
· умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;
· умения управлять своими эмоциями;
· наблюдательность и переключаемость внимания;
· социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния ученика по внешним признакам;
· умение "подавать себя" в общении с учащимися;
· речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.
Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы:
1. умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;
2. умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения;
3. умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.);
4. умения обеспечивать обратную связь. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него:
· экспрессивных умений и способностей:
o выразительность речи,
o выразительность жестов,
o выразительность мимики,
o выразительность внешнего облика;
· перцептивных умений и способностей:
o умение понять состояние ученика,
o умение установить с учеником контакт,
o умение и способность составить адекватный образ ученика и т.д. (См. дополнительный иллюстративный материал.)