Особенности психофизического развития спортсменов с нарушением слуха
Роль слуха в восприятии окружающего мира. Жизнь человека, его деятельность требуют постоянной ориентировки в окружающем мире, которая во многом зависит от работы органов чувств – анализаторов человека. Большую часть информации (93 %) люди получают с помощью зрительного анализатора, оставшиеся 7 % – через слух, обоняние, осязание и др. При восприятии окружающего слух во многом дополняет зрение в процессе познания внешнего мира и является ведущим в восприятии речи и музыки.
Типы нарушений слуха. Нарушение слуха — полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать неречевые и речевые звуки.
Акустический сигнал будет услышан и распознан при наличии следующих составляющих:
- звук передается к внутреннему уху;
- звук преобразовывается в электрические импульсы, которые проходят далее;
- сигнал обрабатывается на уровне центральной нервной системы.
В каждой из этих составляющих могут возникнуть нарушения:
- по механизму преобразования звуковых сигналов в слуховой системе - нарушение звукопроведения (кондуктивная тугоухость), нарушение звуковосприятия (сенсоневральная тугоухость) и смешанная тугоухость;
- по локализации нарушения – периферические (поражение наружного, среднего, внутреннего уха, слуховых волосковых нервных клеток, слухового нерва) или центральные нарушения (повреждения подкорковых и корковых центров слуховой системы);
- в зависимости от стороны повреждения – односторонние (повреждено одно ухо – левое или правое) и двусторонние (повреждены оба уха);
- в зависимости от характера и течения заболевания – острые и хронические, прогрессирующие (происходит ухудшение слуха) и стабильные;
- по времени и причинам нарушения – наследственные (генетически обусловленные), врожденные и приобретенные;
- по степени выраженности могут быть легкие, умеренные, значительные и тяжелые.
Существует медицинская классификация нарушений слуха, в которой выделяются I, II, III и IV степени снижения слуха (тугоухости) и глухота (таблица 1).
Таблица 1
Слуховое восприятие при различной степени потери слуха
(в соответствии с Международной медицинской классификацией 1991 г.)
Степень потери слуха | Средние пороги слуха | Восприятие разговорной и громкой речи | Восприятие шепотной речи |
I | 26-40 дБ | 6-3 м | 2 м - у уха |
II | 41-55 дБ | 3 м - у уха | нет - у уха |
III | 56-70 дБ | громкая речь у уха | нет |
IV | 71-90 дБ | крик у уха | нет |
Глухота | >91 дБ | нет | нет |
Нарушение слуха – это не просто количественное снижение возможности слухового восприятия, а качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы, влияющие на всё психическое развитие человека. Это объясняется ролью слуха в развитии человека(Нейман Л. В., Богомильский М. Р.2001).
Развитие спортсменов с нарушениями слуха характеризуется наличием у них частичного восприятия речи, что нередко создает у окружающих неадекватное представление о неслышащих. Тот факт, что глухой человек часто не понимает смысла сказанного. Порой расценивается как интеллектуальная недостаточность (Т. Г. Богданова 2002).
Только глухие и слабослышащие спортсмены могут участвовать на летних или зимних Сурдлимпийских играх и Чемпионатах Мира, региональных чемпионатах и других одобренных Международного комитета спорта глухих (МКСГ) соревнованиях. Летние и Зимние Сурдлимпийские игры объединяют глухих спортсменов всех присоединенных национальных спортивных федераций глухих. Участники на Сурдлимпийских играх и соревнованиях, одобренных МКСГ, должны быть глухими, определенными как потерю слуха, по крайней мере, в 55 дБ в наилучшем ухе (чистый тон с тремя тонами, составляющими в среднем в 500, 1000 и 2000 Герц, воздушная проводимость, по стандартам Международной организации по стандартизации (ISO) 1969 года).
Категорически запрещается использование любого вида слухового аппарата звукоусиливающей аппаратуры или внешних частей кохлеарного имплантата во время разминки и соревнований в зоне ограничения. Тут ясно, что использование звукоусиливающей аппаратуры в спорте дает преимущество перед теми, которые не используют. Поэтому это запрещено на разминке и соревновании. Каждый вид спорта имеет свое определение «Зона ограничения».
Определение и доказательство глухоты.
- Глухой человек определяется как лицо, потерявшее слух, по крайней мере, в 55 дБ в наилучшем ухе (среднее число частоты с тремя тонами в 500, 1000 и 2000 Герц по стандартам Международной организации по стандартизации (ISO) 1969 года). Критические уровни слуха между 55 – 65 дБ должны быть тщательно исследованы.
- Каждая Национальная спортивная федерация глухих полностью отвечает за проверку уровня слуха каждого из своих спортсменов.
В результате исследований были отмечены следующие нарушения двигательных способностей таких детей: недостаточно точная координация и
неуверенность движений. (Б. В. Сермеев, 1991); трудность сохранения статического и динамического равновесия (Н. Г. Байкина, 1986); низкий уровень пространственной ориентировки (Э. Н. Абилова, 1992); замедленное овладение двигательными навыками.
Одной из важных сторон изучения двигательной сферы глухих является анализ уровня развития их физических качеств, от которых во многом зависят успехи в формировании трудовых и спортивных умений и навыков.
В настоящее время установлена определенная связь между уровнем
физического развития глухих детей и уровнем развития физических качеств:
выносливости, быстроты, мышечной силы и гибкости.
Дисгармония в физическом развитии спортсменов с нарушением слуха
проявляется в более низком по сравнению с нормально- слышащими сверстниками на уровне развития их физических качеств. У спортсменов с дефектами слуха уменьшена мышечная рецепция, что ведет к замедлению развития скоростно-силовых качеств, точности движений (И. Ю. Горская, 2000).
Важным функциональным показателем физической подготовленности
является мышечная сила. Динамика изменения силы мышц кисти глухих и
слышащих спортсменов в возрастном плане почти не имеет различий.
Низкий уровень мышечной силы многие авторы объясняют снижением
мышечного тонуса из-за нарушения функции вестибулярного аппарата и гиподинамии глухих спортсменов (И. Ю. Горская, 2000).
Поэтому нарушение функции вестибулярного аппарата глухих спортсменов отражается снижением тонуса их мышц. Тонус скелетной мускулатуры, как известно, поддерживается активной мышечной деятельностью (Е. А. Коваленко), отсюда уменьшение двигательной активности детей с тяжелыми нарушениями слуха, о которой упоминалось выше, тоже вносит свой «негативный вклад» в развитие силы и силовой выносливости.
Низкие показатели становой силы и статической выносливости объясняются дефектом вестибулярного аппарата, который, является регулятором тонуса мышц.
Темпы развития скоростно-силовых способностей спортсменов с нарушением слуха больше отстают от темпа их развития у слышащих сверстников. Это можно объяснить тем, что развитие навыка прыжка и овладение элементами техники прыжка в длину у глухих спортсменов идет
значительно медленнее. Так как при поражении слуха отмечаются отклонения в равновесии, координации движений, двигательной реакции, темпе и ритме движений. Кроме этого, глухие дети, испытывая неустойчивость, овладевают шаркающей походкой, которая мешает формированию пружинящих свойствах стопы. Все это замедляет и затрудняет процесс освоения техники двигательных элементов прыжка. Без специальной коррекционной помощи глухие дети не могут полностью овладеть умением прыгать в длину, а, следовательно, и достичь уровня развития скоростио-силового качества слышащих сверстников.
По данным Л. А. Колосовская (1996), у глухих легкоатлетов скоростные качества несколько понижены: время двигательной реакции и реакции по выбору удлинены по сравнению со слышащими сверстниками. Результаты глухих в беге на 20 метров «с хода» и 30 метров со старта уступают слышащим.
Поражение слуха приводит к замедлению скорости выполнения отдельных движений и всего темпа двигательной.
Нарушение слухового анализатора делает менее полным и точным процесс отражения производимых действий и затрудняет их корректировку.
Быстрота, являясь комплексным двигательным качеством человека, имеет большое значение для успешной ориентировки.
Уровень развития всех форм проявления быстроты (время двигательной реакции, частоты одиночного движения и целостного двигательного акта) у спортсменов с нарушением слуха значительно ниже, чем у слышащих сверстников (Н. Г. Байкина, 1991).
Исследование ловкости у глухих легкоатлетов показало, что способность к выполнению координационных и точных движений у детей с патологией слуха значительно ниже, чем у слышащих. Уровень развития ловкости исследовали с помощью челночного бега 3 по 10 метров. Наблюдалась существенная разница между глухими и здоровыми сверстниками, которая составляет до 2,5 секунд (Л. Г. Харитонова, 1995; Н. В. Бычкова и др., 1996).
Многие авторы в своих работах указывают на низкий уровень развития
способности у глухих точно оценивать и выполнять движения с учетом их пространственных, силовых и временных характеристик (Л. Б. Дзержинская, 1996). Поэтому необходимо проводить коррекционную работу с глухими по целенаправленному развитию этого важного физического качества.
Координационные способности - один из наиболее существенных составных элементов физической подготовленности. Согласование, упорядочение разнообразных двигательных действий в единое целое соответственно поставленной двигательной задаче, выполняют координационные способности человека.
Потеря слуха значительно сказывается на координации движений (П. Ю. Горская, 2001).
Определенное влияние на проявление координационных способностей
оказывает двигательный опыт человека. Чем большим запасом двигательных умений и навыков он владеет, тем, как правило, выше и его уровень координационно-двигательной сферы (С. Д. Антонюк, 2000).
У спортсменов с нарушениями слуха двигательный опыт (база движений) мал, отсюда и низкий уровень развития координационных способностей. Оптимальный уровень развития всех разновидностей координационной способности требует высокой устойчивости и лабильности
функций анализаторов, а глухие имеют нарушения в работе анализаторной системы, то следствием этого являются и отклонения в формировании механизмов координационных проявлений. Поэтому специфические координационные способности с тяжёлыми нарушениями слуха, такие как:
-способность к ориентированию в пространстве;
-способность к дифференцированию параметров движения;
-способность к равновесию;
-способность к ритму;
-способность к вестибулярной устойчивости, проходят процесс формирования и становления более сложно и длительно, чем у нормально слышащих сверстников.
Многие авторы отмечают, что наибольшие нарушения в координационной сфере глухих спортсменов выявлены в способностях к сохранению статического и динамического равновесия (до 89%), (Л. Д. Хода, 1999; И. Ю. Горская; Л. А. Суянгулова, 2000).
Важно отметить, что правильное и точное выполнение даже относительно простых движений не может быть совершено без достаточно высокого уровня развития органов, обеспечивающих поддержание тела человека в равновесии. В реакциях, направленных на поддержание равновесия, принимает участие ряд анализаторов: зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный (Е. Я. Бондаревский).
Следует отметить, что слуховой анализатор не играет особой роли в развитии реагирующей способности, так как ребенок должен отреагировать до начала движения (падение линейки), которое осуществляется без предварительной команды. Величина времени реакции во многом зависит от врожденных свойств нервной системы детей - их индивидуально-типологических особенностей.
Поэтому, выраженное отставание глухих детей в развитии способности
к реагированию обусловлено, по-видимому, недостаточностью работы
двигательного анализатора (И. Ю. Горская, Л. А. Суянгулова, 2000).
У глухих на начальной стадии обучения идет нерациональное распределение умений и низкий теми движений по сравнению со слышащими сверстниками (А. П. Гозова, 1961).
Исследованиями Ю. Н. Комарова и В. И. Савенкова (1990) показано, что у глухих людей в 18-25 лет при «отмеривании временного интервала» ошибок больше, чем у слышащих людей. Однако при воспроизведении заданного интервала у глухих ошибок меньше.
Проведенный литературный анализ дает основания утверждать, что особенности двигательной сферы глухих детей зависят как от самой потери слуха, так и в значительной мере от степени функциональной активности вестибулярного аппарата. Отставание детей с нарушением слуха от здоровых сверстников по ряду двигательных проявлений, не требующих прямого участия слухового анализатора, подтверждает тот факт, что недоразвитие или патология даже части сенсорной системы ведет к нарушению процессов восприятия и усвоения информации, замедлению образования условно-рефлекторных связей, необходимых в процессе осуществления двигательной деятельности.