Комплексный подход к воспитанию
Идея целостности воспитательного процесса в практической технологии осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия. Острая необходимость в таком подходе возникла в связи с тем, что и в теории воспитания, и в практике воспитательной работы школы воспитания в последние десятилетия фактически рассматривался как сумма частных процессов, составляющих его структуру. Считалось, что эти процессы можно организовать и совершенствовать как самостоятельные. Кроме того, упор делался на формирование не целостной личности, а отдельных ее качеств. Нарушался принцип всестороннего и гармонического развития личности.
Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход, выполняя обязательные требования:
Воздействуют на воспитанников по трем направлениям — на сознание, чувства и поведение.
Положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитания личности.
Единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений, прежде всего средств массовой информации, литературы, искусства, семьи, школы, органов правопорядка, коллективов и групп — непременное условие комплексного подхода.
Заданные качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания в органически слитом процессе. Крупные недостатки воспитания в прошлом как раз и были следствием изолированного решения задач: нравственное воспитание недостаточно осуществлялось в трудовом и эстетическом, умственное — в физическом и нравственном, трудовое — в умственном и т. д. Теория воспитания состояла из фактически оторванных друг от друга блоков — умственного, нравственного и т. д. воспитания, что уже само по себе создавало прецедент некомплексного решения воспитательных задач, нацеливало практику на упрощенный подход.
Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними. Для этого необходимо иметь четкое представление об этих факторах и характере их влияния. К числу главных факторов относятся сложившийся образ жизни .школьника, который может содействовать развитию заданных качеств или (при определенных условиях) противодействовать ему; условия жизни, которые содействуют становлению определенного образа жизни в рамках различных регионов (традиции, нравы, обычаи ближайшего окружения школы, национальные особенности, особенности природной среды); средства массовой информации; уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на личность школьника (воспитательные системы, сложившиеся в них, общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы, психологический климат); нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение школьника в системе коллективных отношений; индивидуальные и личностные особенности воспитанника.
При комплексном подходе к формированию целостной личности должна быть учтена совокупность всех этих условий. Благоприятные для личности и общества изменения в результатах воспитания достигаются не только благодаря прямому воздействию на ту или иную сферу психики формирующейся личности, но и при изменении внешних условий, которые препятствуют развитию нежелательных отклонений от нормы и сводят к минимуму отрицательные влияния.
Воспитательные дела
Системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания лучше других передает понятие «воспитательное дело», которым в последнее время предпочитают пользоваться теоретики и практики. Воспитательное дело — это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главные его отличительные особенности — необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел.
Воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер и поэтому называются коллективными воспитательными делами или коллективными творческими делами. Коллективные творческие дела, отмечает один из методики воспитания, основанной на системе таких творческих дел, проф. И. П. Иванов, это не мероприятия, а забота; это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство. В воспитательных делах сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками.
В основе воспитательных дел два подхода — деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, свободного общения, а второй — органичного «сращивания» всех видов деятельности, их влияния в едином процессе. Воспитательное дело одновременно содержит в себе влияния — нравственные, эстетические, трудовые, интеллектуальные. Деятельностный подход определяет направленность воспитания, а комплексный — характер его содержания.
Если рассматривать воспитательные дела как обособленные системные образования, то, несмотря на большое их разнообразие в школах, можно выявить, что все они конструируются в основном одинаково. В любом деле выделяются этапы целеполагания (анализа ситуации, формирования доминирующей и сопутствующих воспитательных целей), планирования, организации и подготовки, непосредственного осуществления дела, анализа достигнутых результатов.
Важным источником целеполагания и проектирования воспитательного дела выступает социальная ситуация того периода, в котором оно осуществляется. Эта ситуация обусловливается общественными событиями в стране и мире, государственными праздниками, юбилейными датами, правительственными постановлениями, общественно значимыми идеями, а также событиями местной жизни. Другим источником организации и проведения воспитательного дела служит педагогический диагноз сформированности необходимых качеств и черт формируемого типа личности. Еще один источник — общая направленность работы учебно-воспитательного заведения на определенный период. Эти источники в единстве наполняют воспитательные дела жизненной силой, безошибочно определяют их актуальность и направленность.
Доминирующая воспитательная цель (обычно цель нравственного воспитания) определяет задачи конкретных дел. В каждом деле выделяется стержневая идея, которая совпадает с одним из общих направлений воспитания — умственным, физическим, трудовым и т. д.
Задача педагога на этапе целеполагания — учесть социальную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность доминирующей цели, поставить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов, а затем уже провести детальный педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию той системы воздействий, которые предусматриваются в будущем деле. Должны быть получены совершенно определенные ответы на вопросы: «Каков коллектив, на который направляется воспитательное воздействие?», «Каков уровень его развития по данному направлению?», «Что необходимо достигнуть в результате осуществления дела?», «Какой системой воспитательных средств можно достигнуть запланированного результата?» Внимание уделяется также анализу недостатков, выявленных практикой воспитательной работы в прошлом. После обработки поступившей информации формулируется цель воспитательного дела по алгоритму: состояние коллектива и отдельных личностей — возможности педагога и школьников — определение цели и конкретных задач.
Обобщение опыта работы лучших воспитателей, достигающих успеха в работе с различными ученическими объединениями, позволяет сформулировать ряд методических рекомендаций (правил), соблюдение которых облегчает путь к высоким результатам.
Глубокое осмысление конкретных задач воспитательного дела — необходимое условие его эффективности. Эти задачи должны быть умело интерпретированы и доведены до учеников. Не надо навязывать свою точку зрения, убедите ребят принять необходимое решение, которое они должны воспринять как свое.
Любое воспитательное дело проектируется на основе деятельностного и комплексного подходов. Первый требует живой, творческой, заинтересованной деятельности самих воспитанников и нацеливает на выбор дел динамичных, где нужно приложить усилия. А второй позволяет педагогу получить от одного разносторонний эффект.
Не следует стремиться к равнозначности всех решаемых в процессе воспитательного дела задач, потому что оптимизировать систему одновременно по нескольким критериям невозможно. В любом деле выделяется главное звено, через которое решаются все остальные задачи.
Очень важно определить содержание воспитательных дел в связи с его задачами и условиями осуществления. Материал подбирается таким образом, чтобы он служил основой предполагаемого воздействия. Чтобы не ошибиться, воспитателю нужно знать интересы и увлечения воспитанников, не потакать их желаниям, но опираться на них, развивая правильные ориентации.
Рациональные методы, приемы и средства проектируются для каждого этапа воспитательного дела. При этом надо иметь в виду, что методы должны обеспечивать максимальную активность, инициативность, самостоятельность. Пассивность — первый враг воспитательных дел: присматривайтесь к поведению школьников, они сами подскажут, что нужно изменить.
При подготовке воспитательного дела стремитесь к максимальной организационной четкости. Любое воспитательное дело должно стать «школой организации» для воспитанников. Подготовка вырабатывает инициативность, требовательность, общительность, умение распределять обязанности, быстро ориентироваться в ситуациях. Подготовка и проведение дела — верный путь к сплочению коллектива.
Воспитательные дела не терпят шаблона, гибкость и широта маневра — их отличительные признаки. Стремитесь максимально использовать непохожесть классов, отдельных учащихся. Проектируя дело, помните, что удачный опыт, полученный в одном классе, далеко не всегда прививается в параллельном. Шаблонный подход, трафаретность, формализм погубят дело, если педагог позволит себе хотя бы раз воспользоваться не скорректированным по обстоятельствам сценарием.
Воспитательные дела должны быть разнообразными. Яркие дела воспитанники помнят долго, а поэтому любое повторение нежелательно, ибо оно сыграет отрицательную роль. Все время находить новое трудно, но необходимо. В арсенале воспитательных дел много интересных разработок, и это гарантирует новизну, а совершенствовать их, соотнося с конкретными условиями, можно до бесконечности.
Воспитательные дела проектируются как мощный катализатор эмоций. Известно, что взволнованный человек более восприимчив. Найти в каждом воспитательном деле близкое, созвучное воспитанникам и донести его так, чтобы оно помогло в развитии положительных черт характера, в формировании твердой жизненной позиции, в правильном понимании окружающей действительности — один из важнейших путей в деле повышения культуры воспитательной работы (Ю. А. Конаржевский).
Этап планирования воспитательных дел наступает вслед за этапом целеполагания и отделяется от него только теоретически, практически же это единый неразрывный процесс. На этом этапе перед педагогом стоит важная задача — вместе с воспитанниками во всех деталях определить направление деятельности, распределить обязанности между участниками, указав не только то, что должно быть сделано, но и то, как это должно быть сделано.
Многие педагоги считают грубым нарушением планирование воспитательных дел без участия воспитанников. Известно: самому что-то сделать легче и быстрее, чем учить этому других. Но функция педагога в том и состоит, чтобы организовать работу воспитанников. Поэтому и планируются, и готовятся воспитательные дела вместе с ними, точнее готовят и проводят их сами ребята под руководством классного руководителя. Иначе это будет мероприятием, а не собственным делом школьников.
От качества планирования и организации зависит, как будет выполнено воспитательное дело. Чтобы не упустить главное, не сбиться с намеченного курса и достичь поставленной цели, педагогу нужно научиться отделять главное от второстепенного, иначе детали, мелочи отнимут много сил и времени. Вопросы нужно решать комплексно: делая одно, делать многое.
Сложные общешкольные дела, охватывающие множество участников, рекомендуется планировать методом сетевого графика. На нем в наглядной и удобной для восприятия форме изображаются цели, задачи, пути (маршруты) их достижения, распределяются участники, намечаются формы и методы работы, промежуточные этапы (станции), дается другая информация, необходимая для идеи. Сетевые графики вывешиваются на видных местах. Флажками отмечаются пройденные участки.
Принимая участие в планировании воспитательных дел, ученики проходят хорошую школу плановой организации деятельности. Поэтому чрезвычайно важно показывать им прикладное, практическое значение планирования работы. Планирование будет успешным, если классный руководитель учтет следующие рекомендации:
Будет опираться на уровень подготовленности воспитанников, максимально учитывать их возрастные и личностные особенности. Чрезвычайная сложность дел, недоступный пониманию ребят замысел педагога, смутное представление о том, что, зачем и почему нужно делать, превращают воспитательное дело в формальное мероприятие. Интереса к следующему делу добиться будет нелегко.
Воспитательное дело — занятие коллективное. Дайте ребятам почувствовать, что составление плана очень ответственное занятие, что каждый раздел, над которым работает ученик, обязательно связывается с другими разделами и зависит от них. Планирование должно иметь коллективный характер.
Познакомьтесь с методами сетевого планирования, методикой составления наглядных, удобочитаемых и понятных графических планов. Изучите ее с учениками, научите их применять сетевые графики при планировании других видов труда.
Без организации невозможно осуществить ни одно дело. Только при организации весь комплекс: воспитатели, воспитанники, средства — могут образовать некий жизнеспособный процесс.
На завершающем этапе воспитательного дела подводятся итоги. Это может быть коллективное обсуждение или индивидуальный педагогический анализ. Ставится цель вскрыть причины успехов и неудач. Целесообразно придерживаться апробированной схемы анализа воспитательного дела, последовательно отвечая на вопросы: все ли позиции подготовки и проведения дела нашли отражение в плане; отвечало ли содержание программы намеченной цели; отвечал ли намеченной цели, задачам и требованиям уровень организации; все ли запланированные меры в достаточной степени были подкреплены ресурсами; какие фрагменты, части дела удались лучше и почему; выдержано ли воспитательное дело во времени; кто и почему срывал сроки; представляло ли дело систему или же было набором мало связанных между собой фрагментов и частей; был ли эффект новизны; отвечала ли эмоциональная окраска воспитательного дела его замыслу; удовлетворяет ли качество дела, каково отношение к нему учеников, над какими вопросами заставило оно их задуматься; какой оценки заслуживает каждый член коллектива, принимавший участие в деле; каким было поведение учеников; почему возникла отрицательная реакция части учеников на те или иные педагогические действия; от чего нужно отказаться и что ввести нового в следующие воспитательные дела.