Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства
Связь дидактики с другими науками
Как и все другие науки, дидактика относится к системе гуманитарных общечеловеческих знаний, поэтому имеет взаимосвязи практически со всеми науками. Теснейшим она связана с философией и социологией, политологией, педагогической психологией, логикой, физиологией человека, кибернетикой и их конкретными методиками.
Философия и социология позволяют дидактике учитывать социальные особенности жизни и деятельности людей, их влияние на процесс обучения. Политология раскрывает для дидактики проблемы, связанные с влиянием политических явлений и процессов на обучение людей. Педагогическая психология позволяет учитывать психологические закономерности и особенности процесса усвоения знаний, умений, навыков. Физиология человека обогащает сведения об особенностях развития человеческого организма, высшей нервной деятельности человека. Кибернетика раскрывает закономерности процессов управления, передачи анализа информации. Использование ее исследований и научных данных позволяет сконструировать и использовать в педагогическом процессе учебные и контрольные машины, осуществлять не только прямой, но и обратная связь учителя с учениками, что дает исчерпывающую информацию о качестве их знаний. Конкретные методики, ориентированные на преподавание отдельных дисциплин, обогащают дидактику данными о ходе учебного процесса при применении различных форм и средств обучения. Чем активнее влияет теоретическая дидактика на методики и формы организации обучения, тем специфичной является методика преподавания определенного предмета. Дидактика соотносится с конкретными методиками, как теория с практикой, а также как теория с теорией, как две взаимодействующие системы теоретических знаний в области педагогики. Дидактические закономерности и принципы являются общими; типы и структура методов и средств обучения, основанные на общих принципах, имеют определенное сходство с другими предметами; конкретные приемы, средства и методы в преподавании различных предметов являются специфическими.
Связь дидактики с другими науками
Как и все другие науки, дидактика относится к системе гуманитарных общечеловеческих знаний, поэтому имеет взаимосвязи практически со всеми науками. Теснейшим она связана с философией и социологией, политологией, педагогической психологией, логикой, физиологией человека, кибернетикой и их конкретными методиками.
Философия и социология позволяют дидактике учитывать социальные особенности жизни и деятельности людей, их влияние на процесс обучения. Политология раскрывает для дидактики проблемы, связанные с влиянием политических явлений и процессов на обучение людей. Педагогическая психология позволяет учитывать психологические закономерности и особенности процесса усвоения знаний, умений, навыков. Физиология человека обогащает сведения об особенностях развития человеческого организма, высшей нервной деятельности человека. Кибернетика раскрывает закономерности процессов управления, передачи анализа информации. Использование ее исследований и научных данных позволяет сконструировать и использовать в педагогическом процессе учебные и контрольные машины, осуществлять не только прямой, но и обратная связь учителя с учениками, что дает исчерпывающую информацию о качестве их знаний. Конкретные методики, ориентированные на преподавание отдельных дисциплин, обогащают дидактику данными о ходе учебного процесса при применении различных форм и средств обучения. Чем активнее влияет теоретическая дидактика на методики и формы организации обучения, тем специфичной является методика преподавания определенного предмета. Дидактика соотносится с конкретными методиками, как теория с практикой, а также как теория с теорией, как две взаимодействующие системы теоретических знаний в области педагогики. Дидактические закономерности и принципы являются общими; типы и структура методов и средств обучения, основанные на общих принципах, имеют определенное сходство с другими предметами; конкретные приемы, средства и методы в преподавании различных предметов являются специфическими.
Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства.
Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно-эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности, сохраняющими и развивающими духовные и материальные достижения человечества. Образование в соответствии с интересами и способностями личности относится к фундаментальным правам человека. По характеру усваиваемых знаний и навыков образование подразделяется на общее и профессиональное; по сложности образовательных программ - на уровни: начальное, базовое, полное. Общее образование включает дошкольное и школьное (начальное, неполное среднее или основное, полное среднее). Школьное образование в течение 8-10 лет (основное) в большинстве стран законодательно установлено как обязательное. Профессиональное образование рассматривается как по преимущественной направленности (гуманитарное, естественно-научное, техническое и др.), так и по приобретаемой квалификации: начальное (профессионально-техническое), среднее (среднее специальное), высшее, последипломное. Для удовлетворения образовательных потребностей действуют системы образования - совокупность преемственных образовательных программ и официальных стандартов общего и профессионального образования, реализующих их государственных и частных образовательных учреждений, а также соответствующие органы управления. Образование может быть получено также путём самообразования.