Возрастные и индивидуальные способности учащихся. Их учет в педагогическом процессе
Характер воздействия различных факторов на развитие личности во многом обусловлено возрастными и индивидуальными способностями. Возраст- относительное ограничение во времени, ступень физического, психического, развития индивидуальности, которое характерно физическими психологическими, общими для всех нормами развития людей. Возрастные особенности - комплекс физических, познавательных интеллектуальных свойств, характерных для людей одного возраста. Возрастная периодизация: младенчество (от рождения до года) раннее и преддошкольное детство (1-3лет) дошкольное детство(3-6 лет) младший школьный возраст (6-10)подростковый возраст (младшие подростки (11-12) и старшие подростки (12-15) юношеский (ранняя юность (15-17) и второй период юности (17-21). У младшего школьного - учебно-познавательная деятельность. В этот период педагогу важно оптимистическое отношение к достижению успеха и неудачи учащегося. Подростковый возраст - чувство взрослости. Ведущая деятельность – общение в процессе разных видов деятельности. Ведущая педагогическая деятельность в работе с подростками – создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, которое дают возможность позитивного самоутверждения предупреждения отклонений в поведении и нравственном развитии. Ведущей деятельностью в раннем юношеском возрасте является учебно – профессиональная деятельность. Соответственно объектом познавательной деятельности старшеклассников являются основы наук и профессиональной деятельности. Именно отношение старшеклассников к будущей профессии может повлиять на отношение к учебной деятельности. Для периода ранней юности характерно возникновение потребности в любви - что требует от взрослых особой тактичности и внимания. Ведущая идея работы со старшеклассниками – создание условий для реализации возможностей личности, помощь в социально значимом определении на будущее. Каждый человек обладает присущими ему индивидуальными качествами. Они могут проявляться в физическом состоянии познавательной деятельности (память, мышление) к способности изучения тех или иных предметов, в характере, способностях. Способности – индивидуально – психологические особенности человека. К общим способностям относятся: сообразительность, умственность, самостоятельность помогающие достичь результат в той или иной деятельности. Специальные способности человека проявляются в отдельных отраслях деятельности - математика, рисование, музыка, а в других областях особых успехов не наблюдается. Периодом для развития большинства человеческих способностей является период от 3 до 5 лет. Педагогу все это нужно учитывать.
Б12Педагогический процесс. Структура, закономерности, принципы.
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленная на решение развивающих и образовательных задач. Педагогический процесс выполняет следующие функции: Обучающую - формирование мотивов и опыта учебно – познавательной и практической деятельности. Воспитательную – формирование отношения личности к окружающему миру, себе, соответственных качеств личности. Развивающую – развитие психических процессов, свойств и качеств личности. Структура педагогического процесса бывает: 1. Целевой – включает цели и задачи реализуемые в определённых условиях. 2. Содержательный - определяет всю совокупность формируемых у субъектов (педагога и учащегося) педагогического взаимодействия, опыта деятельности и общения.3. Деятельностный – характеризует формы, средства организации и осуществляет педагогические взаимодействия, направленные на решение целей и задач педагогического процесса. 4.Результативный – достигнутый результат и степень эффективности педагогического процесса. 5. Ресурсный - отражает социально - экономические, психологические, санитарно – гигиенические условия протекания педагогического процесса. Сущностной характеристикой педагогических процессов является взаимодействие его субъектов (педагога и учвщегося). Закономерности педагогического процесса - можно определить как совокупность необходимых существенных связей между педагогическими явлениями, компонентами педагогического процесса характеризованных их развитием и функционированием. 1. группа закономерности зависит от уровня социально – экономического и культурного развития общества т.е. цель и характер педагогического процесса, интересы и традиции. Также зависимость педагогического процесса от региональных условий, природных факторов, условий конкретной школы, педагогического коллектива и самого ребёнка. 2. группа закономерности -действует на межличностном и личностном уровнях (уровень развития личности определяет характер и результативность педагогического процесса, в процессе присвоения социального опыта, духовных ценностей. Принципы педагогического процесса -общие положения определяющие требования к содержанию, организации, и осуществлению педагогических процессов. Принцип связи педагогического процесса с жизнью (формирование жизненной позиции, отношение к природной и социальной среде.). Сочетание педагогического управления с развития инициативы и самостоятельности учащегося (формирование активного отношения учащегося к учебе, усвоение учебного материала). Принцип уважения к личности ребёнка с разумной требовательностью к нему. Принцип опоры на сильные стороны личности, на положительные качества человека. Принцип научности (отбирать содержание образования на уровне современной науки, техники, знакомить школьника с приемами научно – исследовательской работы, формирование у них умения) Принцип гражданственности (формирует патриотизм, национальные ценности, ориентировавшиеся на развитие личности, его духовности и социальной зрелости.) Принцип наглядности (демонстрация, иллюстрация). Принцип последовательности в обучении и воспитании. Принцип прочности результатов педагогического процесса. Принцип доступности обучения в сочетании с высоким уровнем трудности.
Проблема целеполагания в педагогике. Социальная обусловленность и исторический характер целей образования и воспитания. Трактовка целей образования и воспитания директивных документов.
Образование имеет целеноправленный характер. Именно цель определения содержания, методы, формы, средства и результы педагогических взаимодействий. Под целью педагогического процесса понимают предвосхищение сознанием субъектам познания педагогического процесса, результат их взаимодействия. Цели характерны разноуровностью и расположением в определённом порядке. 1.уровень макросоциального определения цели в обществе, отдельной стране, у конкретного народа. 2 уровень: конкретизация целей 1 уровня в целях конкретных воспитательных учереждений. Уровни сформулированы в учебных программах, в плане работы педага. Определены цели обучения конкретного предмета, отдельным размером и темой данной учебной дисциплины. 3.уровень -межличностный, 4. личностный: Конкретизирует 1 и 2 уровень с учётом индивидуальных особенностей учащихся 5.Личностный предполагает постановку цели, самовоспитание. Цели образования носят исторический характер, они зависят от потребностей и уровня развития общества, от социального и научно - технического прогресса, от истории и традиций народа, от уровня развития педагогической теории и практики. В разные исторические эпохи были этолоны воспитания. 1) первобытно - общинный строй – физически сильный человек. 2) рабовладельческий строй: спартанско-физически сильный воин, Афинский – Калокагатия (прекрасно во всех отношениях. 3) Феодальный-добродеятельный хрестьянин. 4) Средневековье. 5) Капиталистический – энергичный предприниматель. 6) социалистический - обшественник. На цели образования большое влияние оказывают общемировые тенденции. Все страны, которые подписали конвенцию ООН о правах ребёнка 1989 г. учитывали статьи, в которых идёт речь о целях, задачах образования. Стратегические цели образования в РБ изложены в законе об образовании (2002).В этом документе целью обще - среднего образования является обеспечение духовного и физического становления личности, воспитание гражданина, овладение государственными языками, культурой проведения, эстетического курса и здорового образа жизни. Цель воспитания нашла отражение в « Концепция непрерывного воспитания детей и учащихся молодёжи РБ» (2006) Цель-формирование разносторонне развитой личности. Эта цель предпологает решение следующих задач: 1) формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания. 2) подготовка к самостоятельной жизни и труду. 3) формирование нравственности, эстетической, экологической культуры. 4) создание условий для саморазвития самореализации. 5) овладение ценностями и навыками здорового образа жизни.
Содержание образования. Источники и теории формирования содержания образования. Исторические и современные тенденции развития содержания образования. Совершенствование содержания общего среднего образованияРБ.
Содержание образования — это педагогическая адаптация системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которых обеспечивает развитие личности. Сторонники «формального образования» (Дж. Локк, И. Г. Пестапоцци, И. Кант, И. Ф. Гербарт и другие) считали, что у учащихся необходимо развивать мышление, память, другие познавательные процессы, способности к анализу, синтезу, логическому мышлению, так как источником знаний является разум. «Формальное образование — это такое развитие способностей человека, которое делает их пригодным для всякого рода работы» (П. Ф. Каптерев) (математика, древние языки). По мнению сторонников формального образования, знание само по себе, вне отношения к развитию ума, имеет очень малое значение. Сторонники «материального образования» (Я. А. Каменский, Г. Спенсер и другие) исходили из того, что критерием отбора учебного материала должна быть степень его пригодности, полезности для жизни учащихся, для их непосредственной практической деятельности. Формальное развитие можно приобрести лишь путем изучения наук, языков, искусств, ремесел. Каждая наука, каждый язык, искусство своей методологией воздействуют на развитие ума, интеллектуальных способностей и умений. Дж. Дьюи (1859—1952) в основу школьного образования положил организацию практической деятельности детей. При этом он утверждал, что «материал обучения нужно брать из опыта ребенка». В ходе практической деятельности учащиеся овладевали знаниями по разным предметам. Содержание образования исследовали многие ученые (М. Н. Скаткин, В. С. Леднев, Ю. К Бабанский, И, Я. Лернгр, В. В. Краевский и др.). При этом они исходили из того, что основная функция образования — это передача всевозможных элементов культуры, социального опыта, накопленного человечеством. Анализируя явление культуры с педагогической точки зрения, исследователи (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин) показали, что культура — это прежде всего опыт материальной и духовной деятельности, выработанный предыдущими поколениями, который может быть усвоен личностью. Общими 'элементами для разнообразных видов деятельности являются: знания, опыт осуществления известных способов деятельности, который воплощается в умениях и навыках личности; опыт творческой, поисковой деятельности по решению возникающих перед обществом проблем; опыт отношений к миру и самим себе, определяющий воспитанность личности. В современной педагогике утвердился подход к выявлению сущности содержания образования, с позиций которого «содержание образования — это часть общечеловеческой культуры, предъявляемая: индивиду для усвоения, отобранная и структурированная таким образом, чтобы ее усвоение направляло развитие личности соответственно целям воспитания). В последнее десятилетие в Республике Беларусь наблюдается тенденция к утверждению компетентностного подхода к формированию содержания образования, прежде всего в высшей школе. Компетентносткый подход предполагает реализацию в содержании образования практико-ориентированного характера профессиональной подготовки студентов, усиление роли их самостоятельной работы но разрешению задач профессионального характера. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в РБ в настоящее время наблюдаются следующие тенденции совершенствования содержания образования: п Гуманитаризация и гуманизация содержания образования, сущность которых заключается в обращении к мировой и национальной культуре, истории, духовным ценностям, искусству, художественному творчеству; в личностно ориентированной направленности содержания образования; в индивидуализации педагогического процесса. Разработка и реализация деятельностного содержания образования, способствующего усвоению учащимися не только готовых знаний, но и способов мышления и деяельности; развитию способностей к жизни и работе в условиях быстро изменяющегося окружающего мира; формированию готовности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию. Открытость и вариативность содержания образования (выбор учащимися различных вариантов учебных курсов и видов деятельности), дифференциация образовательного гроцесса, обеспечивающие развитие учащихся в соответствии с их возможностями, склонностями, интересами. Содержание - (это сущность чего-либо), это часть опыта которая отбирается в соответствии с целями и передается учащимся в виде информации. Основой формирования содержания воспитания являются осознанные потребности социально - экономического развития общества. Содержание образования -основной элемент образовательного процесса, составляющий основу, на которой достигаются его социальные цели. Это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всесторонне развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду.
В.С. Ледневым определены факторы, оказывающие существенное влияние на отбор структурных компонентов содержания образования. К числу таковых им отнесены: – факторы глобального уровня, на основе которых образование делится на основные отрасли и последовательные ступени; определяющие структуру содержания общего, политехнического и специального образования с учетом их разделения на теоретическую и практическую части;– содержания образования в общеобразовательной школе;– содержания образования в профессиональных учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования;– факторы, лежащие в основе содержания отдельных учебных курсов, практик и учебных проектов. Тенденции развития содержания: сочетание общего, политехнического, профессионального образования; увеличение теоретических знаний в общей культуре содержания образования; увеличение роли инженерно – технических знаний в профессиональной подготовке рабочих; возрастание роли научных основ производсва; возрастание роли комплексных межпредметных связей в построении учебных планов и программ. «Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации, – гласит закон «Об образовании». – Оно должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений».
15.Образовательные стандарты, их структура и функции. Документы, определяющие содержание образования на разных уровнях: учебный план, учебные программы, учебники, учебные пособия.
Образовательные стандарты, их структура и функции. Документы, определяющие содержание образования на разных уровнях: учебный план, учебные программы, учебники, учебные пособия. Документы, определяющие содержание образования Стандартизация содержания образования, которая обеспечивается разработкой системы образовательных стандартов в соответствии с Законом «Об образовании в Республике Беларусь» (в редакции от 19,03.2002). «В Республике Беларусь устанавливается система образовательных стандартов. Государственные образовательные стандарты Республики Беларусь содержат общие требования к уровням образования и срокам обучения, типам учреждений образования, классификации специальностей, квалификаций и профессий, документам об образовании. Отраслевые образовательные стандарты содержат нормирование структуры, обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, критерии оценки качества образования» (статья 11). Государство определяет стандарты образования в разных типах учебных заведений и на всех ступенях образования. Это дает возможность осуществлять государственный кантроль за соблюдением прав граждан на образование, диагностировать результаты образования, обеспечить единственный уровень образования, получение в разных типах образовательных учреждений. На основе образовательных стандартов разрабатываются нормативные документы, определяющие содержание образования: учебные планы образовательных учреждений, учебные программы, учебники и учебные пособия. Содержание образования представлено Государственный Образовательный стандарт – это нормативный документ, в котором определен образовательный минимум («Что должен знать и уметь выпускник?») для каждой ступени образования. Учебный план – документ, который устанавливает состав учебных предетов, изучаемых в данном образовательном учреждении, их распределение по годам обучения, общий объем отводимого на их изучение времени .Учебная программа ——, документ, фиксирующий содержание образования на уровне учебного предмета, в котором кратко изложено систематизированное содержание, объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. Учебник — важнейшее дидактическое средство, книга для учащихся, в которой излагаются основы научных знаний по определенному учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения, установленными программой данного учебного предмета, и требованиями дидактики. В учебном плане общеобразовательной школы, который упорядочивает структуру учебного года и определяет общий порядок занятий, содержатся следующие данные: полный перечень учебных предметов по годам обучения; количество часов (уроков), отводимых на каждый учебный предмет, в неделю, за учебный год и за все годы обучения; периоды производственной практики; продолжительность учебных четвертей и каникул. Типовая учебная программа утверждается Министерством образования. Обычно учебная программа состоит из объяснительной записки, основной части, требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся. В объяснительной записке коротко раскрывается структура содержания учебного предмета, показываются его роль и функции в учебном плане, обосновываются цели и задачи изучения предмета, дается общая характеристика методов, форм, средств обучения. Основная часть программы отражает содержание, структуру учебного предмета. В ней излагаются основные положения каждой темы с указанием количества часов на ее изучение. В разделе программы «Требования к знаниям и умениям учащихся» фиксируются основные специальные умения и навыки по данному предмету по классам и раскрываются уровни овладения ими. Могут указываться также объекты и средства контроля. На основе Типовой учебной программы составляются базовые, рабочие или авторские учебные программы. Традиционно существует два принципа построения (структурирования) учебных программ: линейный и концентрический. Если отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев и прорабатываются за, время изучения только один раз, то такую структуру учебной программы называют линейной. Если же: одна и та же тема, элемент содержания образования излагается и изучается за время обучения несколько раз, но при этом расширяется и углубляется, то говорят о концентрической структуре учебной программы (содержания образования). Если в учебной программе сочетаются линейный и концентрический принципы, то говорят о смешанном принципе (способе) ее построения. Возможен и спиральный способ построения учебной программы, при котором учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. Учебник выполняет ряд функций. Структура учебника включает в себя текст и внетекстовые, вспомогательные компоненты (вопросы, упражнения, задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы, шрифтовые выделения, иллюстративный материал и подписи к нему, предисловие, примечания, приложения, оглавления, указатели и другие). Учебное пособие служит вспомогательным средством обучения, в котором учебный материал представлен расширенно и более детализировано. К учебным пособиям относятся хрестоматии, сборники упражнений, тестов, рабочие тетради, атласы, словари, справочники и другие. Учебно-методический комплекс по предмету включает учебную программу, учебники и учебные пособия, а также методические пособия для учителя, электронные ресурсы, видео-, аудио-, и другие средства обучения.