Развитие научно-теоретических основ физического воспитания
Наибольшее значение для развития научной системы физического воспитания имели труды революционной интеллигенции, выступавшей на защиту интересов народа Н.Г.Чернышевского (1828-1889) и Н.А.Добролюбова (1836-1861). Они считали, что для сохранения и укрепления здоровья необходима активная функциональная деятельность всех органов человеческого тела, а здоровье человека они оценивали очень высоко. Всестороннее гармоническое развитие личности невозможно без сочетания физического, умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Чернышевский и Добролюбов критиковали немецкую муштрующую гимнастику, усиленно насаждавшуюся в России правительством. Они высоко ценили народные игры и физические упражнения, так Чернышевский положительно отзывался о борьбе, а Добролюбову нравились народные физические упражнения киргизов и башкир. Все вопросы просвещения и воспитания масс они связывали с революционной борьбой. Просвещенный человек выступает у них как активный борец за переустройство общества. Литературный герой романа Чернышевского «Что делать?» - Рахметов разработал систему закаливания и развития физических и моральных качеств для того, чтобы отдать их на служение своему народу. Это был идеал, ставший впоследствии идеалом передовой русской молодежи.
Идеи революционеров – демократов нашли свой отклик в деятельности демократической русской интеллигенции: педагогов, врачей, писателей и др.
Значение физического воспитания в своей педагогической системе показал К.Д.Ушинский (1824-1870). В своей работе «Человек как предмет воспитания» Ушинский утверждал, что физическое состояние неизбежно оказывает влияние и на интеллект. Правильно построив процесс физического воспитания ребенка, можно оказывать воздействие на развитие его умственных способностей, и наоборот, умственная деятельность способствует правильному физическому развитию. Основными средствами физического и нравственного воспитания он считал труд и детские игры, которые отражают жизнь и творчество народа. Как педагог он обратил внимание на необходимость во время учебных занятий по теоретическим дисциплинам проводить пятиминутное занятие физическими упражнениями.
Выступая в печати, русский критик и публицист Д.И.Писарев (1840-1868) требовал серьезной коррекции существующей системы физического воспитания детей. Он считал, что необходимо ввести школьную гигиену, организовать врачебный контроль, чтобы физическое воспитание детей носило оздоровительный и закаливающей эффект.
За «свободное воспитание» выступал писатель Л.Н.Толстой (1828-1910), который считал, что всякое воспитание есть насилие, так как воспитатели навязывают ученикам свои представления, а это противоречит свободному развитию личности. Физическое воспитание детей Толстой считал частью общего «свободного воспитания», что и было внедрено в практику в Яснополянской школе созданной и руководимой им. Во время занятий физическими упражнениями дети действовали совершенно самостоятельно, без организованного руководства.
Большое значение для естественнонаучного обоснования вопросов физического воспитания имели работы русского хирурга и анатома Н.И.Пирогова (1810-1881), который указал на необходимость изучать отдельные органы не с ознакомления с их внешним видом и устройством, а с уяснения назначения этого органа и его функций. Таким образом, Пирогов положил начало функциональной анатомии. Данное положение дало возможность русским ученым понять зависимость строения органов движения от их функций и выяснить влияние повторных движений, в том числе и физических упражнений, на изменение форм тела. А также физиолога И.М.Сеченова (1829-1905), который опытным путем доказал, что деятельность нервно-мышечного аппарата непрерывно связана с деятельностью центральной нервной системы и зависит от нее. Сеченов показал, как при повторных движениях, организм постепенно освобождается от излишних сокращений, ненужных для данной работы и это открытие легло в основу теории формирования двигательных навыков. Он доказал, что восстановление работоспособности утомленных мышц происходит быстрее при работе их антагонистов, и это позволило дать материальную основу теории активного отдыха.
Развитие капитализма в России к концу 19 и началу 20 века вызвало потребность в образованных рабочих и специалистах. Однако, сложившиеся условия с образованием населения могли констатировать, что ¾ населения страны были неграмотными. Невозможность посещать школы детям рабочих и крестьянской бедноты приводило к неудовлетворительному состоянию и их физического развития, а это повышало процент не пригодных к военной службе. Подобное положение не могло не привлечь внимание русской общественности к народному образованию. Известный детский врач, педагог и редактор журнала «Вестник воспитания» - Е.А. Покровский (1834-1895) свои многочисленные работы и статьи (более 70) посвятил физическому воспитанию детей и молодежи сельской местности. Он выступал с требованием кардинального пересмотра существующей системы физического воспитания и считал народные игры главным средством физического воспитания детей. Именно игры, писал Покровский в своей книге «Детские игры», являются отражением различных сторон жизни народа и поэтому они «и симпатичнее, и понятнее, и увлекательнее для детей». Игры, отмечал Покровский, содействуют физическому развитию, оздоровлению, укреплению воли, способствуют развитию творческих сил, значительно оживляют психическую деятельность и увлекая ребенка, дают всему его организму равномерную физическую нагрузку. Высоко оценивая роль преподавателя детских игр Покровский считал, что они должны обладать глубокими знаниями в области анатомии, физиологии, психологии, медицины.
Ученик и соратник Покровского врач-гигиенист Е.М.Дементьев (1850-1918) в своих работах «Гимнастика или игра», «Физическое воспитание юношества в современной системе школьного воспитания» и других разделял взгляды учителя. Дементьев считал, что игры способствуют оживлению деятельности внутренних органов, благотворно влияют на нервную систему, развивают органы чувств и воспитывают волю. В отличие от Покровского предпочтение отдавал спортивным играм: футбол, хоккей, волейбол, тенис и др. Его сборник игр на протяжении многих лет был лучшим руководством для преподавателей физического воспитания.
Весомый вклад в дальнейшую разработку как теоретического, так и медико-биологического направлений основ физического воспитания внесли В.С.Пирусский (1857-1933) – врач, который работал в области спортивной медицины и физической культуры в Сибири. Впоследствии он основал институт физической культуры в городе Томске.
В.В.Гориневский (1857-1937) – закончил медико-хирургическую академию в Петербурге. В работе «Физическое образование» он подробно осветил состояние здоровья детей и постановку физического воспитания в школах. Гориневский был сторонником гармонического развития личности ребенка, выступая против военной гимнастики, за проведение игр в школе, а также за медицинский контроль при занятиях физическими упражнениями. Он автор многих работ по спортивной медицине, что впоследствии легло в основу науки о физическом воспитании.
В.Е.Игнатьев (1867-1927) – ученый-гигиенист, который в работе «Физическое воспитание» с медико-биологической стороны показал значение гимнастики и игр для развития мышечной, сердечно-сосудистой и костной систем организма. Работал в области общей теории физического воспитания, впоследствии ректор института физической культуры в Москве.
Значительную роль в развитие теории и практики физического воспитания в России сыграл П.Ф.Лесгафт (1837-1909) – выдающийся российский ученый, который первым начал изучать процесс физического воспитания как объект специального научного исследования.
Система физического образования П.Ф.Лесгафта была самой научно обоснованной, но она не стала в России основой национальной системы физического воспитания в связи с отсутствием квалифицированных педагогов. Одним из первых П.Ф.Лесгафт обратил внимание на подготовку кадров специалистов в области физического воспитания. Он инициатор и руководитель Петербургского общества содействия физическому развитию учащейся молодежи (1893), а в 1896 году получил разрешение открыть «Временные курсы для приготовления руководительниц физических упражнений и игр» при данном обществе, которые в дальнейшем были переименованы в «Высшие курсы воспитательниц и руководитель ниц физического образования». Это было наиболее престижное учебное заведение, где преподавали лучшие ученые, а в годы первой русской революции курсы были преобразованы в «Высшую вольную школу», ее помещения использовались для студенческих сходок, рабочих собраний, что и привело к закрытию школы, которая возобновила свои занятия, но, увы, после смерти П.Ф.Лесгафта.
Работы П.Ф.Лесгафта и сегодня сохраняют свою научную ценность как в теории, так и в практике физической культуры. Его именем назван один из старейших вузов физической культуры нашей страны – Государственный институт физического образования в Ленинграде, ныне Национальный Государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург.