Практикум по решению задач
Выберите из представленных или предложите свои варианты решения конфликтных ситуаций.
1. Во время контрольной учительница замечает, что две девочки общаются друг с другом. Что предпринять?
a. уверенно сказать: « Я всё вижу!» - и выразительно посмотреть.
b. сухо предупредить, что обеим будет снижена оценка.
c. пересадить одну из девочек за свой стол и внимательно за ней наблюдать.
d. ничего не объясняя, отобрать обе работы и провести контрольную с каждой девочкой в отдельности.
2. Учительница объясняет новый материал. Вдруг один ученик громко говорит: «Людмила Ивановна, я от ваших объяснении просто тащусь!» Что ответить?
a. незамедлительно парировать: «А я балдею от твоих комментариев»
b. «Да, Фёдоров... Воистину велик и могуч русский язык, - если ты его не доконаешь».
c. «Наверное, ты сказал что-то умное и красивое. Жаль только, что я тебя не поняла. Переведи, пожалуйста».
d. «Лучше тащи сюда дневник - получишь замечание».
e. На такие выпады лучше не обращать внимания.
3. На уроке девочка напоминает учительнице: «Ольга Петровна, на прошлом уроке вы обещали, что расскажите нам ...» Учительница совсем забыла о своём обещании и выполнить его не готова. Как быть?
a. уверенно сказать: « конечно, конечно, только сегодня у нас не хватит на это времени. Давайте в следующий раз.»
b. решительно заявить: « давайте поговорим об этом после контрольной - тогда у нас и времени будет больше».
c. сказать недоумённо: «Ну, сегодня вы не настолько хорошо работали на уроке, чтобы я делала вам такие подарки».
d. удивится: « что-то не помню, чтобы я давала обещание, но раз вам это интересно, так и быть, в следующий раз поговорим».
e. честно признаться, что забыли о своём обещании, извиниться и сказать, что в следующий раз обязательно его выполните.
4. Проверяя сочинение отъявленного двоечника, учительница не верит своим глазам: оно написано грамотно, интересно по содержанию. Налицо подлог - двоечник так написать не мог. Как поступить?
a. поставить объективную оценку, но впредь внимательно наблюдать за двоечником, что бы понять, что происходит.
b. поскольку автора сочинения вы не знаете, как облупленного, ставить ему хорошую оценку просто не допустимо- сначала надо с ним обстоятельно поговорить.
c. такое сочинение вообще не надо оценивать до обстоятельного разговора с автором - если он и впрямь автор.
d. о чём же думать ? Такому сочинению надо радоваться, и оценку за него надо завысить, но никак не занизить - надо же поощрить двоечника.
e. прочитав такую «липу», смело ставьте двойку - не ошибётесь.
5. В письменной работе творческого характера, выполненной старшеклассницей, учительница находит какую-то нелепость или глупую ошибку ( например: Рафаэло вместо Рафаэль, эскетизм вместо аскетизм ) Как реагировать?
a. никак, исправить — и всё.
b. исправить, а, разбирая работы на следующем уроке, назвать одну из глупостей, не называя фамилий авторов.
c. самые «яркие» глупости едко высмеять, назвать авторов.
d. поставить две оценки: одну - за содержание, другую – за грамотность.
e. задумайтесь о причинах не только безграмотности, но и бескультурья многих ребят....
6. Ученик провинился. Учитель говорит: « Давай дневник!», а мальчик отвечает: « Я забыл его дома». Что делать?
a. спросить: « А голову ты дома не забыл?»
b. строго спросить: « Тогда иди домой за дневником, заодно захвати родителей - я хочу с ними поговорить».
c. пообещать : « Ну, ладно, вечером я позвоню родителям, чтобы завтра напомнили тебе взять дневник».
d. предупредить: « Покажи-ка свой портфель, что-то я сомневаюсь, что это правда»,
e. сухо сказать: « Раз дневника нет, идём к директору».
7. У одной из учениц пропала собака. Девочка приходит в школу печальная, удручённая, ей совсем не до учёбы. Как помочь девочке?
a. успокоить и посоветовать сделать объявление по радио и телевидению.
b. по возможности вовлечь в поиски одноклассников - только тогда это может увенчаться успехом.
c. обязать каждого из одноклассников написать хотя бы одно объявление о пропаже собаки. Все объявления расклеить на улице.
d. успокоить девочку: если собака не найдётся, то можно взять нового щенка.
e. разрешить девочке несколько дней не приходить в школу, чтобы всё своё время посвятить поискам собаки.
f. строго напомнить девочке, что собака - собакой, а учёба - учёбой.
8. Одна из учениц пришла в школу печальная, вся в чёрном. Как поступить?
a. тихо и спокойно спросить у девочки, что случилось.
b. осторожно расспросить одноклассников о причине траура.
c. позвонить в тот же вечер родителям и узнать, что произошло.
d. уединится с девочкой на перемене и расспросить, что случилось и чем ей можно помочь.
e. оставить девочку в покое и в этот день к доске не вызывать.
9. После сделанного классным руководителем замечания подросток вышел из класса, демонстративно хлопнув дверью. Как вести себя в этом классному руководителю?
a. промолчать, но при случае напомнить мальчику о его неучтивости и вашей возможности « вернуть долг».
b. немедленно вернуть и отчитать мальчика, заставив закрыть дверь за собой тихо.
c. на следующий день спокойно побеседовать с мальчиком, «пристыдив» его исключительно примером собственной выдержки и достоинства.
d. сделать вид, что ничего особенного не произошло.
e. подождать родительского собрания, чтобы высказать родителям претензии по поводу воспитания сына.
f. сдержаться, но при случае рассказать ребятам библейскую легенду о Хаме и происхождении термина « хамство» - может, это заставит их задуматься.
10. К учительнице, учившей старшего брата, попадает его младший брат. Видя, насколько младший уступает старшему, учительница постоянно их сравнивает, укоряя младшего в нерадивости. Насколько уместны такие сравнения?
a. ещё как уместны - они заставят младшего задуматься и исправиться.
b. совсем неуместны, они только принижают и деморализуют младшего.
c. разговоры с младшим братом о старшем в любом случае полезны, но прямых сравнений следует избегать.
d. темы старшего брата в разговорах с младшим касаться не нужно. Пусть ребёнок ощущает себя « единственным» - это повысит его ответственность и рвение в учёбе.
11. В школу приходит молодая учительница, которая ко всем детям обращается на «Вы». Ребята удивлены и недоумевают, почему их так называют? Что им ответить?
a. « Вы же называете меня на « ВЫ» - почему же я не могу вас так называть?
b. « А вы считаете, что до этого не доросли? Я так не думаю».
c. « Вы же взрослые люди, чему же вы удивляетесь? »
d. « Просто мне нравиться эта старинная манера уважительного обращения к детям».
e. « Я думала, что вы оцените, моё уважительное отношение и вам это будет приятно».
f. « Ну что ж, раз вы против, с завтрашнего дня буду называть вас на « ты».
12.. В классе новая учительница, которая обратилась к детям: « Господа старшеклассники!» Ребята зашумели. Учительница в замешательстве. Что ей делать?
a. успокоить ребят и спросить: « А как бы вы хотели, чтобы я вас называла?»
b. выйти из класса и подождать, пока ребята утихнут. А затем зайти твёрдо повторить : « Господа старшеклассники!»
c. подождать, пока ребята утихнут и громко сказать: « Товарищи старшеклассники!»
d. сказать с улыбкой: « Друзья мои чему вы удивились? Вы же взрослые, достойные люди».
e. спокойно спросить: « Если бы я называла вас товарищами, было бы лучше?»
f. спокойно пояснить: « Пусть моё обращение вас не смущает, вы и в самом деле господа - хозяева будущей жизни».
g. отступить и сказать: « Ребята, успокойтесь, ну не хотите, не буду вас так называть».
h. твёрдо сказать : « Кто не согласен с « господами», встаньте! Сейчас разберёмся!
13. Учительница замечает, что одна из учениц часто «отсутствует» на уроке, задумывается о чём-то своём, где-то витает. Что сделать?
a. внятно сказать: « Света, ты всё время витаешь в облаках. В чём дело?»
b. спокойно сказать: « Света, ты часто « отсутствуешь» на уроке, неужели влюбилась?»
c. спокойно сказать: « Света, спустись на землю. Мы говорили о законе Ома».
d. получив момент, поговорить с девочкой наедине и выяснить причину её « отсутствия».
e. попросить девочку подойти к вам после урока и всё выяснить.
f. расспросить одноклассников или коллег - не знает ли кто, что с девочкой?
g. в момент такого « отсутствия» тронуть девочку за плечо и сделать молчаливый вопросительный жест.
14. Молодой учитель замечает, что одна из старшеклассниц с ним заигрывает: строит глазки, кокетничает, задаёт провокационные вопросы. Что делать?
a. обсудить эту ситуацию с классным руководителем – она подскажет, как себя вести.
b. если у учителя есть семья, ребята должны об этом знать, а если нет - на всякий случай придумать себе невесту, чтобы «охладить» старшеклассниц.
c. однажды при всех осадить девочку, чтобы охота кокетничать пропала.
d. не бойтесь записать в дневник откровенное замечание: « Кокетничала с учителем физики. Поведение два». И роспись.
e. при случае небрежно бросить: « Катя, не приставай, надоело уже!»
f. попытайтесь сделать вид, что тоже обратили на девочку внимание, если это будет стимулировать её в учебе.
15. В классе ребёнок с редким необычным именем ( Магомед, Тамерлан, Муза, и пр.) или смешной неблагозвучной фамилией. Вызов такого ученика к доске почти всегда сопровождаются смешками, комментариями. Как вести учителю в этой ситуации?
a. если необычное имя вызывать ученика по фамилии. Если фамилия - по имени, лишний раз не провоцируя одноклассников.
b. поговорить с детьми об именах и убедить в престижности редких и необычных имён.
c. посоветовать родителям сменить имя ( фамилию) пока не поздно.
d. поговорить с ребятами о значении имён, особенно тех, что есть в классе, чтобы дета их понимали и относились спокойно.
e. придумать уменьшительно ласкательный вариант необычного имени и почаще им пользоваться, чтобы приучить детей по-доброму воспринимать « неудобное» имя.
16. Учительница замечает, что один из учеников называет себя ненастоящим, придуманным им самим именем (например: Пашей вместо Гены) . Что делать?
a. не стоит обращать внимание на такие мелочи — эти мальчишки такие выдумщики!
b. человек в праве поменять своё имя и документально это узаконить.
c. эту ситуацию следует, прежде всего, обсудить и прояснить родителями мальчика.
d. произвольное самопереименование выглядит не совсем нормально, здесь не обойтись без консультации у психолога.
e. такие вещи следует сразу же пресекать — это не здоровые фантазии.
17. Просматривая журнал, учительница замечает, что у нескольких учащихся появились положительные оценки, поставленные явно не её рукой. Что предпринять?
a. эти оценки нужно спокойно и без объяснений аннулировать.
b. сначала расспросить старосту и ответственного за журнал – как они это объяснят.
c. поговорить с « владельцами» новых оценок - как они это объяснят?
d. сообщить об инциденте классному руководителю и попросить его разобраться.
e. удалить из журнала новоявленные оценки ( заклеить, замазать «Штрихом», вытереть ластиком и на месте каждой поставить по двойке, чтобы « художники» знали, что с вами шутки плохи.
18. Зайдя на перемене в класс, учительница видит, что одна из девочек списывает из журнала чей-то адрес и телефон. Что делать?
a. не надо беспокоиться и обращать внимание на такие мелочи.
b. промолчать, но больше не оставлять журнал на столе без присмотра.
c. обязательно посмотреть, чьи « координаты» списывала девочка, чтобы за тем держать ситуацию под контролем.
d. спросить, для чего ей это нужно и почему делает это без разрешения.
e. успокоить « пиши, пиши, только потом положи журнал на место.
19. В классе часто «задираются» и обижают девочек. Учительница старается их защитить. Мальчики обижаются: « Вы девчонок больше любите, чем нас». Что им ответить?
a. « А за что вас любить? За то, что девочек обижаете?»
b. « Конечно люблю и защищаю - на вас надеяться нельзя!»
c. « Люблю я всех одинаково, но защищаю тех, кого обижают».
d. « Я бы и вас любила, если бы не обижали девочек».
e. оставить без комментариев.
20. В классе - ребёнок контактирует не с одноклассниками, а с учащимися, намного старше себя. Как быть в этой ситуации ?
a. прежде всего, выяснить, что .сближает этого ребёнка с детьми, значительно старше его и почему он сторониться сверстников.
b. поговорить с другими учителями, как они объяснят эту дружбу.
c. придумать интересное общее дело для такого ребёнка и его сверстников.
d. такая ситуация - не проблема и не нужно в ней « копаться»: хочет ребёнок дружить со старшими пусть дружит!
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1. а | 6. d | 11.b, f | 16. c |
2. а, e | 7.а | 12. а, e | 17. а, c |
З. c, e | 8.а, b, e | 13. c, d | 18. c, d |
4. e | 9.б, c, f | 14. b | 19. c |
5. b, d, e | 10. c | 15. а, d | 20. а, b, c |
Тренинговые задания
Этюд "Эмпатийный танец"
Цель: достичь эмоционального единства в процессе дуэтного взаимодействия.
Условие:разбейтесь на пары. Между двумя руками партнеров ставятся карандаши. Необходимо при танцевальных движениях в совместном танце не упустить карандаши и достичь гармонии танца.
Игра "Рукопожатие"
Цель: достичь оптимальных вариантов взаимопонимания.
Условие: разбейтесь на пары. Участники игры при рукопожатии стараются коснуться локтем своего бедра. Кто больше раз коснется бедра локтем за 5 мин, тот больше наберет баллов.
1 вариант игры неэффективный. Каждый старается перетянуть руку партнера к своему бедру. В физическом перетягивании руки теряется время.
2 вариант соглашательский. Участники пришли к согласию, и при рукопожатии поочередно касаются локтем своего бедра в быстром темпе.
3 вариант оптимальный. Участники становятся боком, берутся за руки и постоянно касаются локтем бедра, как бы сливаясь в партнерском процессе.
Этюд "Противоположности"
Конфликт "нападающего" и "защищающегося".
Цель: введение в понятие противоположности. Этюд помогает осознать конфликтные стороны личности и получить опыт конструктивного взаимоотношения.
Условие: сядьте лицом к лицу с партнером и решите, кто из вас будет играть роль "нападающего", а кто - "защищающегося". Затем начните диалог. Твердо стойте на своей позиции, старайтесь не сдаваться.Если вы "нападающий", жестко говорите партнеру, как он должен вести себя и что должен делать. Ругайте и критикуйте его с позиции явного превосходства и уверенности в себе.
Если вы "защищающийся", постоянно извиняйтесь и оправдывайтесь, говорите, как вы хотите уладить весь конфликт и как что-то мешает вам выполнить требования нападающего.
Поменяйтесь ролями. Постарайтесь полностью испытать власть и авторитет "нападающего" или манипулирующую пассивность "защищающегося".
Поделитесь своими переживаниями. Сравните сыгранные вами роли с вашими действиями в реальной жизни. Обсудите, что вы чувствовали в роли "защищающегося" - гнев, унижение? Виноватым или карающим были в роли "нападающего"?
Анализ впечатлений может дать информацию об отдельных сторонах вашей личности.
Этюд "Цепь противоречий"
Цель: Необходимо разрушить стереотипы прежних подходов к конфликту: учитывая непредсказуемость действий партнера; применяя личную импровизацию; превращая проблему в новые возможности; ваши потери — это приобретенный опыт.
Условия:
1. посмотреть на проблему с противоречивой позиции;
2. доказать необычный взгляд на проблему;
3. уметь выслушать, повторить последнюю фразу и продолжить разговор как цепь противоречий;
4. вербально импровизировать необычные позиции.
Насладитесь открытием новых перспектив!
Этюд "Двойной облик"
Необходимо внимательно посмотреть на рисунок (рис. 1) и определить, какая женщина изображена: старая или молодая.
Обычно мнения аудитории расходятся: одни утверждают, что на рисунке дано изображение старой, другие — молодой женщины. Каждый из них прав, так как данный рисунок имеет двойное изображение.
Итог просмотра согласуется с технологией конфликтных ситуаций: ситуация одна, а варианты решения разные в зависимости от точки зрения и позиции партнера. Желательно найти истину методами установления сотрудничества.
Рис.1
Данную иллюстрацию можно разыграть в следующем этюде.
Этюд "Ограбление банка"
В южном городе одной из стран группа вооруженных людей ворвалась в центральный банк с целью ограбления. Выло довольно странно, что группой руководила женщина. При расследовании оказалось, что свидетели совершенно по-разному описывали ее. Следствие зашло в тупик.
Необходимо предложить группе "свидетелей" из семи человек посмотреть картину (см. рис. 1). Показ длится 1 мин. Затем попросить их на время покинуть помещение, объяснив, что их пригласят на суд как свидетелей.
Выбираются члены суда (три человека) и разыгрывается судебный процесс в ходе опроса свидетелей. В зал суда по очереди приглашаются свидетели. После судебной клятвы "говорить правду и только правду" и предупреждения судьи о привлечении к ответственности за дачу ложных показаний свидетелей просят описать женщину, которая руководила ограблением.
В результате опроса свидетелей получены разные данные: руководила ограблением молодая красивая интеллигентная женщина или руководила ограблением дряхлая старуха.
Подводится следующий итог: так как свидетели дают разные показания, а достоверно известно, что была только одна женщина, и в этом свидетели единодушны, необходимо собраться всем вместе и каждому постараться доказать свою правоту. Если это не произойдет, то свидетели будут караться законом за ложные показания путем лишения свободы сроком на один год.
Возникает конфликт в группе свидетелей.
На основе рефлексии проводится разбор поведения, взаимоотношений и проблемы конфликта.
Ситуация "Анонимный конфликт"
Каждый участник группы записывает на карточку актуальный конфликт личности. Это позволяет провести анонимный вариант решения ситуации.
Записав на карточку содержание своей конфликтной ситуации, участник не подписывая ее, сдает тренингеру. Затем собираются все участники, каждый берет не свою карточку и пытается разрешить чужую ситуацию.
Эффект задания заключается именно в наблюдении со стороны за анализом возможных ошибок и поиском оптимальных решений своей проблемы кем-то другим.
Ролевая игра "Активный и пассивный конфликтующие"
Цель: проиграть внутриличностные конфликты, которые не осознаются или которые вас длительно беспокоят. Игра используется для осознания поведения и возможного его изменения.
Условие: участники выбирают нежелательное личное поведение или группа помогает каждому выбрать поведение, которое им самим не осознается, но очевидно для других. Возникает тенденция извиняться, избегать смотреть в глаза, быть нетерпеливым и безапелляционным.
Если член группы не осознает идентифицированного поведения, он должен преувеличить его в диалоге.
Рисуется уже известный треугольник ролей . Необходимо разбиться на тройки и разыграть в жизненной ситуации тирана, жертву и посредника:
Надо помнить, что если конфликтующие сидят напротив, то увеличивается поле агрессии. Отрицательная эмоция отражается в большей степени. Партнер неосознанно попадает в эмоциональное поле агрессии. Если на противоположной стороне сидит положительно настроенный человек, спор затихает.
Тематика рефератов
1. Развитие конфликтологических идей в философской мысли Древнего Востока.
2. Эволюция конфликтологических идей в античной философии.
3. Проблема конфликта в философии Нового времени.
4. Современные проблемы развития конфликтологии.
5. Методологические основы исследования конфликтов.
6. Социальная природа конфликта, его особенности.
7. Современные тенденции в подходе к конфликтам : признанное и спорное.
8. Внутриличностный конфликт.
9. Межличностный конфликт.
10. Экологическая катастрофа как глобальный конфликт и пути его предупреждения.
11. Проблемы войны и мира в истории и современности.
12. Манипулятивные технологии и противодействие им.
13. Предупреждение и разрешение семейных конфликтов.
14. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликтах.
15. Барьеры коммуникации в конфликте и возможность взаимопонимания.
16. Конфликты человеческой души : интрапсихическая интерпретация.
17. Педагогический конфликт : деловые и личные конфликты.
18. Взаимосвязь конфликтных ситуаций и стрессовых состояний.
19. Практика разрешения конфликтов : дети – взрослые.
20. Методы диагностики конфликтов.
21. Особенности и условия прогнозирования и профилактики конфликтов.
22. Технологии предупреждения конфликтов.
23. Посредничество психолога в разрешении конфликтов.
24. Этнонационнальные конфликты.
25. Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах в детском возрасте.