Ж.Демор и его взгляды на слабоумие

Особый интерес для истории олигофренопедагогики представляет начальный период развития помощи слабоумным в Бельгии, связанный с деятельностью известного врача-педагога Жана Демора (1867—1941) и педагога-психолога Овида Декроли (1871 — 1932). Первая школа для аномальных детей — Школа для специального образования № 14 — была открыта в Брюсселе в 1897 году по инициативе и под руководством Жана Демора. В 1899 году была открыта специальная школа для мальчиков в Антверпене, в 1904 году — в Генте. В 1901 году Декроли основал в Брюсселе частное платное учреждение — Институт для специального обучения обоего пола. В 1901 году по предложению Демора было учреждено «Общество защиты ненормальных детей», которое объединяло все общественные силы, заинтересованные в воспитании и обучении аномальных детей. Основные педагогические принципы работы специальной школы для умственно отсталых детей, которыми Жан Демор руководствовался в своей деятельности, выражены в следующем его высказывании: «...преподавание в вспомогательных школа нужно вести по наглядному методу или по методу наблюдения. В этих учреждениях нет систематических уроков по естествознанию, всеобщей истории, географии и т. д. Но дети во время своих занятий посвящают много времени знакомству с различными предметами, ландшафтами, памятниками, картинами; они рассматривают их, наблюдают, сравнивают, измеряют, рассуждают по поводу их, и благодаря этому с ними можно вести беседы о жизни природы, исторических эпизодах, на разные географические темы и т.д. Во вспомогательных школах прежде всего нужно учить видеть, слышать, соображать и желать. Во вспомогательных школах должна господствовать теория полезности. И именно благодаря тому, что этой идее отдается предпочтение, лица, которые не хотят подумать, полагают, что преподавание во вспомогательных школах далеко от полезности. В учебной программе этих школ отведено очень много времени гимнастике, экскурсиям, ручному труду, рисованию, музыке (пению), упражнениям для развития наблюдательности, произношению и т.д.; сравнительно ограниченное количество часов посвящено арифметике, письму и грамматике. При этом нужно заметить, что эти предметы преподаются не так, как в обыкновенных школах. Не нужно заставлять учить никаких формул и правил или лишь в очень ограниченном количестве. Все сложные, абстрактные и притом бесполезные правила о дробях, о неправильных глаголах и об особенностях языка и правописания пропускаются. Они не приносят никакой пользы для умственного развития, и практическое значение их совершенно призрачно, так как все эти знания на деле применяются очень редко. Не важно, если ученик вспомогательной школы сделает этимологическую или синтаксическую ошибку или он не сумеет решить задачу — один из тех математических фокусов, которыми полны наши задачники, — все это не важно, лишь бы он был в состоянии правильно и логично мыслить, что только и необходимо ему во всей его будущей жизни; лишь бы он мог письменно и устно выражать свои мысли, как обыкновенный смертный; лишь бы он обладал необходимой энергией для разумной жизни; лишь бы у него была сила воли, ловкость и наблюдательность, чтобы он, таким образом, мог хорошо исполнять свои обязанности». Бельгийский психиатр Жан Демор (1867-1941) в своей классификации слабоумия по этиологическому признаку впервые четко отграничил причины отсталости, связанные с патологическими нарушениями организма ребенка, от причин внешних, зависящих от условий воспитания ребенка. Основным же критерием аномалии Жан Демор считал критерий педагогический, т.е. неспособность учиться и воспитываться в обычных условиях.

Жан Демор разделяет отсталых детей по этиологии на детей медицински и педагогически отсталых.

К медицински отсталым он относит тех, чье отставание в развитии связано с патологическими факторами, с вредностями, перенесенными ребенком в утробном периоде или раннем детстве.

Медицински отсталых детей Демор разделяет на идиотов первой, второй и третьей группы.

  • У идиотов первой группы довольно значительно развиты умственно, но у них грубо нарушена волевая сфера, их поведение антисоциально.
  • У идиотов второй группы умственная сфера поражена довольно значительно. Психическая деятельность у них элементарна и однообразна. Внимание поверхностное. Вследствие безынициативности, пассивности они в социальном отношении безопасны.
  • У идиотов третьей группы сильно выражены нарушения психической жизни. У них отсутствует воля, внимание и все другие психические функции.


Таким образом, мы видим, что в группу медицински отсталых Ж.Демор относит лиц с достаточно грубыми нарушениями в интеллектуальной и аффективной деятельности, а для обозначения форм отсталости пользуется весьма упрощенной терминологией. Все степени слабоумия обозначаются одним термином – «идиотия»
К педагогически отсталым он относит тех, которые в раннем детстве перенесли какие-либо болезни, или стали жертвами плохих методов воспитания в школе.
Педагогически отсталых детей Демор разделяет на пассивных и непослушных.

Наши рекомендации