Сущность и взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования
Общее образование ‒ первый уровень образования ‒ не профессиональное и не специальное образование, дающее общие знания.
Политехническое образование ‒ это образование, направленное на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях.
Профессиональное образование ‒ это система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путём обучения на производстве.
Высшее образование (высшее профессиональное образование) ‒ верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трёхуровневой системе.
Научно-технический прогресс и рыночная экономика меняют рабочие профессии и сам труд рабочего: общеобразовательные знания и умения становятся составной частью профессиональных, технические дисциплины всё чаще требуют привлечения общеобразовательных знаний для объяснения технических и технологических вопросов, решения поставленных проблем и т. д.
28. Понятие о содержании образования. Факторы, влияющие на содержание образования и критерии отбора содержания образования.
Образование ‒ целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
Содержание образования ‒ система знаний, умений и навыков, а также общее развитие и социальный опыт, накопленный человечеством.
Факторы, влияющие на содержание образования:
- потребности общества
- изменения в развитии науки и техники
Критерии отбора содержания образования:
- целостное отражение задач гармоничного развития личности и формирования базовой культуры
- научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук
- соответствие сложности содержания учебных предметов реальным учебным возможностям
- соответствие объёма содержания учебного предмета времени, отводимому на его изучение
- учёт международного опыта построения содержания общего среднего образования
- соответствие содержания общего образования имеющейся методической и материальной базе
29. Учебный план и его структура. Базовый учебный план школы и его значение. Основные научно-педагогические требования к учебным программам и учебникам.
Учебный план ‒ это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени.
Структура учебного плана:
1) полный перечень учебных предметов по годам обучения
2) количество часов, отводимых на каждый предмет на неделю, учебный год и за все годы обучения
3) периоды производственной практики, лагерных сборов
4) продолжительность учебных четвертей и каникул
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений ‒ нормативный документ, который представляет собой государственную норму общего среднего образования, устанавливающий требования к структуре, содержанию и уровню образования учащихся.
Типы учебных планов школы:
· собственно учебный план школы на основе базисного учебного плана на длительный период
· рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий
Основные научно-педагогические требования к учебным программам:
1) соответствие образовательному стандарту
2) базирование на достижениях современной науки и техники
3) соответствие содержания и объёма материала характеристике специалиста и предусмотренному времени
4) обеспечение необходимой связи между дисциплинами
Основные научно-педагогические требования к учебникам:
1) целевая направленность
2) полнота отражения предметного содержания
3) системность, научность, логичность и достоверность учебной информации
4) доступность языка изложения
5) структурированность
Основные средства обучения и их классификация.
Средство обучения – материалы учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время можно достигнуть поставленной цели обучения.
Основные группы средств обучения:
а) средства, как источник информации
б) средства, как инструмент усвоения учебного материала
Виды средств обучения:
1) материальные (учебники, учебные пособия, дидактический материал и т.д.)
2) идеальные (речь, письмо и системы условных обозначений различных наук)
Классификация средств обучения:
· учебно-наглядные пособия (совокупность средств обучения предназначенных для демонстрации и обеспечения формирования конкретных образов)
· вербальные средства обучения (учебно-методическая литература, словари, инструкционные карты, дидактические материалы)
· специальное оборудование (совокупность предметов, ориентирующих учащихся на практическую деятельность)
· технические средства обучения (ТСО) (технические устройства, с помощью которых дается учебная информация и контролируется ее усвоение)
Характеристика методов организации учебно-воспитательной деятельности (словесно-наглядных, практических, репродуктивных, проблемно-поисковых, индуктивных, дедуктивных).