Сущность и взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования

Общее образование ‒ первый уровень образования ‒ не профессиональное и не специальное образование, дающее общие знания.

Политехническое образование ‒ это образование, направленное на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях.

Профессиональное образование ‒ это система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путём обучения на производстве.

Высшее образование (высшее профессиональное образование) ‒ верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трёхуровневой системе.

Научно-технический прогресс и рыночная экономика меняют рабочие профессии и сам труд рабочего: общеобразовательные знания и умения становятся составной частью профессиональных, технические дисциплины всё чаще требуют привлечения общеобразовательных знаний для объяснения технических и технологических вопросов, решения поставленных проблем и т. д.

28. Понятие о содержании образования. Факторы, влияющие на содержание образования и критерии отбора содержания образования.

Образование ‒ целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

Содержание образования ‒ система знаний, умений и навыков, а также общее развитие и социальный опыт, накопленный человечеством.

Факторы, влияющие на содержание образования:

  • потребности общества
  • изменения в развитии науки и техники

Критерии отбора содержания образования:

  • целостное отражение задач гармоничного развития личности и формирования базовой культуры
  • научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук
  • соответствие сложности содержания учебных предметов реальным учебным возможностям
  • соответствие объёма содержания учебного предмета времени, отводимому на его изучение
  • учёт международного опыта построения содержания общего среднего образования
  • соответствие содержания общего образования имеющейся методической и материальной базе


29. Учебный план и его структура. Базовый учебный план школы и его значение. Основные научно-педагогические требования к учебным программам и учебникам.

Учебный план ‒ это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени.

Структура учебного плана:

1) полный перечень учебных предметов по годам обучения

2) количество часов, отводимых на каждый предмет на неделю, учебный год и за все годы обучения

3) периоды производственной практики, лагерных сборов

4) продолжительность учебных четвертей и каникул

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений ‒ нормативный документ, который представляет собой государственную норму общего среднего образования, устанавливающий требования к структуре, содержанию и уровню образования учащихся.

Типы учебных планов школы:

· собственно учебный план школы на основе базисного учебного плана на длительный период

· рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий

Основные научно-педагогические требования к учебным программам:

1) соответствие образовательному стандарту

2) базирование на достижениях современной науки и техники

3) соответствие содержания и объёма материала характеристике специалиста и предусмотренному времени

4) обеспечение необходимой связи между дисциплинами

Основные научно-педагогические требования к учебникам:

1) целевая направленность

2) полнота отражения предметного содержания

3) системность, научность, логичность и достоверность учебной информации

4) доступность языка изложения

5) структурированность

Основные средства обучения и их классификация.

Средство обучения – материалы учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время можно достигнуть поставленной цели обучения.

Основные группы средств обучения:

а) средства, как источник информации

б) средства, как инструмент усвоения учебного материала

Виды средств обучения:

1) материальные (учебники, учебные пособия, дидактический материал и т.д.)

2) идеальные (речь, письмо и системы условных обозначений различных наук)

Классификация средств обучения:

· учебно-наглядные пособия (совокупность средств обучения предназначенных для демонстрации и обеспечения формирования конкретных образов)

· вербальные средства обучения (учебно-методическая литература, словари, инструкционные карты, дидактические материалы)

· специальное оборудование (совокупность предметов, ориентирующих учащихся на практическую деятельность)

· технические средства обучения (ТСО) (технические устройства, с помощью которых дается учебная информация и контролируется ее усвоение)

Характеристика методов организации учебно-воспитательной деятельности (словесно-наглядных, практических, репродуктивных, проблемно-поисковых, индуктивных, дедуктивных).

Наши рекомендации