Тема 3:Основные закономерности воспитательного процесса
Их характеристика.
План
1. Диалектика воспитательного процесса .
2. Особенности процесса воспитания .
3. Закономерности процесса воспитания.
4. Принципы воспитания.
Ключевые слова –процесс воспитания, диалектика, закономерности воспитания, принципы воспитания .
Процесс воспитания диалектичен.Диалектика воспитательного процесса выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, Непрерывность процесса воспитания проявляется в его постоянном развитии в соответствии с требованиями общества.
Процесс воспитания динамичен,он изменяется в зависимости от условий , региона, возрастных особенностей детей , различных жизненных ситуаций , в которых находится ребенок .Средства воспитания тоже меняются в зависимости от того , к какому ребенку их применять.
Воспитание –это развитие личности , а развитие- диалектических процесс , в котором есть противоречия. Противоречия классифицируются на внутренние и внешние.
Внутренниепротиворечия –это источник развития .Они порождают ту силу ,которая и является движущей силой развития самого процесса воспитания. .Основным противоречием такого типа противоречия между потребностями личности и возможности их удовлетворения . Вот такая рассогласованность побуждает человека действовать , заставляет его двигаться вперед – он расширяет свои познания и опыт в определенной области знаний , развивает потребность в добывании новых знаний , изменяет свое поведение и др.
Внешниепротиворечия сильно сказываются на результатах процесса воспитания .Они способны создать благоприятные и неблагоприятные условия для протекания самого процесса воспитания .Примерами таких случаев служат : организованное , целенаправленное воспитание в школе и стихийное влияние окружающей среды , противоречия между школой и обществом , противоречия между словом и делом в процессе воспитания , несоответствие между требованием общества к подготовке личности и реальным уровнем подготовки школьников.
Особенности процесса воспитания характеризуют трудность этого процесса и отражают его специфику и сложность:
1. Прежде всего это процесс целенаправленный
2. Многосторонность процесса. В процессе воспитания учавствуют семья, школа, общество, отдельные воспитатели, внешкольные учебные заведения.
3. Деятельность воспитателя, результат его воспитания обусловлены не только знаниями теории воспитания, но и мастерством воспитателя.
4. Результаты этого процесса не всегда так явно ощутимы, как в обучении, они малозаметны.
5. Это процесс динамичный, изменчивый, подвижный.
6. Длительность процесса. Воспитание длится всю жизнь. Ребенок в течении всей жизни накапливает опыт поведения, знания, суждения и убеждения.
7. Непрерывность воспитания. Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Непрерывность предполагает создание системы воспитания, а не сводится к воспитания о т случая к случаю.
8. Ступенчатый характер воспитания. На начальном этапе ребенок воспитывается в семье затем в школе формируются этические понятия, усваиваются нравственные знания, вырабатываются суждения которые затем формируются в убеждения школьника и представляют основы его поведения.
9. Особенность концетризма отражается в содержании воспитательной работы. Приобретенные знания общечеловеческих норм морали развитие социально значимых качеств личностей происходит в ребенке в течение всей жизни но на каждом возрастном этапе содержание работы учителя расширяется и включает в себя более широкий круг знаний.
10. Двусторонний и активный характер процесса воспитания. В процессе воспитания учавствуют две стороны учитель и воспитанник. Учитель управляет процессом воспитания в зависимости от той информации которую он получает от ученика
11. Неопределенность результатов воспитания. В одних и тех же условиях воспитания получаем разные результаты так как на них оказывают влияние субъективные факторы индивидуальные различия учащихся социальный опыт и уровень подготовки учеников отношение учащихся к воспитателю умение учителя управлять процессом воспитания в отдельных случаях.
12. Комплексный характер процесс воспитания. Он предполагает единство целей, задач, содержания форм и методов воспитательного процесса. Все должно быть подчинено идее целостного воспитательного процесса и развития личности. Эта особенность процесса воспитания наиболее ярко проявляется при планировании воспитательной работы с классным руководителем.
Закономерности процесса воспитания – это устойчивые, повторяющиеся существенные связи в воспитательном процессе, которые позволяют добиваться эффективных результатов в развитии личности. В воспитательном процессе переплетаются зависимости разного плана: социальные, когда речь идет о подготовке подрастающего поколения к жизни; труду, что связано с присвоением социального опыта; психические, когда речь идет о том, что воспитание служит развитию личности; педагогические, когда рассматривается вопрос организации процесса воспитания. Поэтому существующие законы процесса воспитания принято разделять на группы.
В формулировках закона первой группы отражается зависимость воспитания от уровня социально-экономического развития общества и его культуры. Вторая группа закономерностей обусловлена природой человека, его психическими особенностями. Эта группа закономерностей отражает взаимосвязь воспитания и развития.
В третью группу входят закономерности, обусловленные сущностью самого воспитательного процесса. Воспитание личности происходит только в деятельности и общении. Закономерности воспитания реализуются через принципы. Принципы дают представление о том, как практически организовать процесс воспитания. Это исходные положения, согласно которым строится процесс воспитания. Итак, принципы воспитания – это требования, с учетом которых осуществляется учебно-воспитательная работа.
Перечислим наиболее специфичные принципы в системе воспитания:
- общественно-ценная направленность воспитания
- связь учебно-воспитательной работы с жизнью и трудом
- опора на положительное воспитание
- гуманизация и демократизация воспитания
- личностный подход
- единство воспитательных воздействий
- принцип воспитания в коллективе и через коллектив
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
- принцип активности личности и воспитания
- принцип сочетания уважения и требовательности к личности
- принцип учета согласованности и педагогических усилий
- принцип обеспечения успеха в деятельности.