Диагностика нарушений слуха у детей
В России разработана и внедряется в широкую практику государственная система выявления нарушений слуха у детей с периода новорожденности. В соответствии с Приказом Минздравмедпрома России № 108 от 23.03.96 г. «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-го года жизни» и Указаниями Минздрава России № 103 от 05.05.92 г. «О внедрении единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденности, и их реабилитации» предложена трехступенчатая система раннего выявления детей с подозрением на снижение слуха, которая предусматривает:
· в роддомах - выявление детей, относящихся к группе риска по тугоухости и глухоте; при этом отмечается наличие у новорожденного фактора (факторов) риска по тугоухости и глухоте (3);
· в детских поликлиниках по месту жительства – обследование слуха детей с факторами риска в 1, 2, 4 и 6 месяцев по специально предложенной скрипинг-методике с использованием звукореактотеста (ЗРТ) - специального портативного аудиометра[1]; в случаях, если реакция младенца на сигналы звукореактотеста не соответствуют возрастной норме, то это свидетельствует о подозрении на снижение слуха, и ребенок направляется в специализированное медицинское учреждение – сурдологопедический кабинет /центр, отделение/ (4, 5);
· в сурдологических кабинетах (отделениях, центрах) - проведение аудиологического обследования с целью установления диагноза (или снятия подозрения на снижение слуха) и организации дальнейшей коррекционной помощи. Сурдологические кабинеты -специализированные кабинеты для детей и взрослых с нарушениями слуха по месту жительства при крупных больницах и поликлиниках. Они осуществляют комплексное медико-психолого-педагогическое обследование, лечение, слухопротезирование, диагностические занятия для детей, обучающихся в массовой школе, и педагогические занятия с детьми младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста, не посещающими специальные учреждения —из расчёта 1 час в неделю на ребёнка; динамические наблюдения за детьми, обучающимися в специальных школах. В стране работает около 200 сурдокабинетов, которые расположены во всех республиканских, краевых, областных центрах, во многих крупных городах.
При аудиологическом обследовании детей с периода новорожденности используются следующие методы (3):
- исследование слуха путем регистрации задержанной вызванной отоакустической эмиссии (ЗВОАЭ), которая представляет собой акустический сигнал, излучаемый, в основном на 8-12 мс после включения акустической стимуляции и продолжающийся 10-30 мс. Данный метод позволяет судить о функциональном состоянии наружных волосковых клеток и гидромеханике улитки, фиксируется даже незначительное – на уровне 10-15 дБ – снижение слуха;
- акустическая импедансометрия - метод исследования, основанный на измерении акустического сопротивления (или акустической податливости) звукопроводящих структур периферической части слухового анализатора. В клинической практике чаще всего используются две методики импедансометрии – тимпанометрия и акустическая рефлексометрия.
- тимпанометрия - позволяет оценить состояние среднего уха: подвижность барабанной перепонки и слуховых косточек, дает возможность определить форму тугоухости: кондуктивная, смешанная, сенсоневральная;
- с помощью акустической рефлексометрии регистрируется сокращение внутриушных мышц в ответ на звуковую стимуляцию. Метод используется для дифференциальной диагностики заболеваний среднего и внутреннего уха, а также для определения порогов дискомфорта (неприятные ощущения на громкие звуки), используемых при подборе и настройке слуховых аппаратов. Эти данные крайне важны при слухопротезировании.
- регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) - детекция ответов слуховой нервной системы на акустический стимул (чаще акустический щелчок), предъявляемый через наушники. Метод позволяет объективно определить пороги снижения слуха (слуховой чувствительности).
Эти методы исследования слуха называются объективными и не зависят от возраста и состояния ребенка, в том числе и уровня его общего и речевого развития. Однако они требуют использования специальной дорогостоящей аппаратуры, которой, к сожалению, не всегда оборудованы все сурдологопедические кабинеты. Поэтому при затруднениях в обследовании ребенка по месту жительства его направляют в крупные сурдологопедические центры, например, Москвы, С.-Петербурга, Екатеринбурга и др.
С 2-3-х лет, по мере выработки у ребенка условной двигательной реакции на звук (при подаче звука он выполняет какое-либо игровое действие, например, надевает кольцо на стержень пирамиды), становится возможным аудиометрическое обследование детей повсеместно используемым методом игровой пороговой тональной аудиометрии по условно-рефлекторной методике. Этот метод относится уже к субъективным методам, т.к. основан на деятельности самого ребенка.
В результате аудиологического обследования ребенка в сурдологопедическом кабинете (центре) устанавливается диагноз, определяются возможности лечения, решается вопрос о слухопротезировании. С этого же времени в условиях сурдологопедического кабинета должна быть начата и педагогическая коррекция нарушенной слуховой функции силами работающих в них учителей дефектологов и психолога (6).