Системы занятий в авторских школах
Из совокупности определенным образом связанных форм и методов обучения можно создавать системы занятий, обладающих качествами образовательной технологии, т. е. обеспечивающими создание учениками образовательной продукции. Разумеется, для организации образовательной деятельности одной технологии недостаточно, необходима концептуальная педагогическая основа. Рассмотрим системы занятий в современных авторских школах.
Типология систем обучения в авторских школах.Проведенный нами анализ деятельности учителей-новаторов и авторских школ обнаружил различия в целевой направленности применяемых систем обучения1. В соответствии с доминирующей ориентацией обучения эти системы можно разделить на несколько групп, среди которых мы выделяем личностно-ориентированные, природосообразные, культуросообразные, креативные, оргдеятельностные, интенсивные, ремесленные системы обучения.
1. Личностно-ориентированные системы обучения. Внимание учителя к личности ученика помогает ребенку лучше выразить себя по отношению к изучаемому предмету. При этом область самовыражения и технологические средства предоставляются ученику учителем. Благодаря уважительному и гуманному отношению дети раскрывают свои творческие возможности. Образование общечеловеческих качеств доминирует над узкими целями. Учебный предмет понимается как средство развития личности.
Личностно-ориентированные системы обучения лежат, например, в основе «Школы жизни» Ш.А. Амонашвили, системы поэтапного обучения физике на гуманистической основе Н.Н. Палтышева.
2. Природосообразные системы обучения. Психолого-педагогическая основа природосообразных систем обучения близка к личностно-ориентированным. Принцип природосообразности в той или иной степени проявляется во многих дидактических системах и школах. Природосообразные системы обучения опираются на педагогические идеи Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, С. Френе, М. Монтессори о первичной роли внутренней сущности ребенка в обучении. В современном отечественном образовании данные подходы реализованы в технологии природосообразного воспитания грамотности (А.М. Кушнир); в классах, ориентированных на педагогику Л.Н. Толстого (школа «Эврика-развитие», г.Томск); в Школе свободного развития (А.В. Хуторской и др.).
3. Культуросообразные системы обучения. Для педагогов данного направления обучение трактуется в широком смысле — как образование Человека Культуры. Цель учебного предмета, который они ведут, — обеспечить возможность выполнения предназначения их ученика по отношению к той или иной культуре (Русская школа И.Ф. Гончарова) либо к их взаимодействию (И.Е. Берлянд, СЮ. Курганов). На культурологических основаниях отечественной философии космизма (К.Э. Циолковский, Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский и др.) организуется обучение в ноосферной школе-лицее (г.Боровск Калужской обл.).
4. Креативные системы обучения. Такие системы реализуются в работе сторонников проблемного обучения (М.И. Махмутова и др.), ставящие задачей отыскание и решение научных проблем изучаемого предмета. Творческая ориентация обучения состоит в углубленном изучении материала: от учеников требуется «зрить в корень», находить решения сложных проблем. Это обучение развивает интеллектуальные и творческие способности детей, готовит их к предметным олимпиадам, научным конференциям.
Целостная система креативного образования и самообразования возникает на основе принципов эвристического обучения (В.И. Андреев, Ю.К. Кулюткин, В.Н. Пушкин, А.В. Хуторской). Творческая деятельность ученика расширяется с предметной области изучаемых курсов на весь общеобразовательный процесс, включая и его организацию: постановку целей, конструирование содержания образования, выбор траектории обучения.
В группу креативных систем обучения входят методики и технологии развития у детей изобретательской культуры (Г.С. Альтшуллер, А.А. Гин и др.). Одной из наиболее целостных и общеизвестных систем обучения является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). К группе креативных систем относятся подходы к вероятностному образованию (А.М. Лобок, И.В. Христосенко).
Одним из направлений педагогических инноваций является проективное обучение, разработкой которого занимался отдел проектирования инновационных процессов в образовании и воспитании института образования Сибири, Дальнего востока и Севера РАО (Томск) под руководством Г.Н. Прозументовой, а также технология совместной продуктивной деятельности — коллектив ученых МГУ под руководством В.Я. Ляудис.
5. Оргдеятельностные системы обучения. К данному типу относятся методологически ориентированные системы обучения, действующие в Проектно-методологическом колледже и Меташколе в Москве (Ю.В. Громыко), педагогическом центре «Эксперимент» в Риге, в некоторых других образовательных учреждениях. Учитель в данной системе обучения опирается на разработки системномыследеятельностной методологии (Г.П. Щедровицкий), его задачей является формирование у детей навыков мысленной коммуникации, мыследействия и рефлексии в ходе развертывания образовательной практики по своему предмету. Этот подход меняет плоскость привычных учебных предметов на учебную деятельность метапредметного плана. Ученики в коллективных коммуникациях исследуют культурно-исторические образцы, нормы и средства осуществления деятельности в структуре изучаемых областей.
К этому типу дидактических систем относятся различные варианты развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.), имеющие длительный период экспериментальной практики (школа №91, г. Москва) и массового внедрения. Сюда же относятся методы учителей методологической ориентации.
К оргдеятельностным системам обучения относятся также коммунарские и подобные им методики, которые многие учителя переносят в учебный процесс. Коллективные, групповые, парные формы обучения высвобождают скрытые у учеников потребности активного общения. Через внешнюю мотивированную деятельность детей обеспечивается высокий уровень коммуникативной творческой самореализации учеников. Представители данного подхода — И.П. Иванов, В.К. Дьяченко, И.М. Чередов, М. Балабан и др.
6. Интенсивные системы обучения. Суть данного подхода выражает эффективное решение педагогом социальной задачи на интенсификацию, ускорение и опережение образовательных процессов. Ученики в единицу времени усваивают больше информации, быстрее или раньше других научаются определенным действиям (например, чтению), опережают государственные образовательные стандарты и типовые программы.
Представители такого подхода — В.Ф. Шаталов, Н.А. Зайцев, С.Н. Лысенкова. Степень творчества учеников в их методиках, как правило, не превосходит обычную норму, поскольку усилия учителя направляются на ускоренное достижение традиционных учебных целей по усвоению знаний, умений и навыков. Как пишет В.Ф. Шаталов, систематическое создание детьми «творческих конспектов» невозможно в рамках его системы1. С.Н. Лысенкова вводит трудные вопросы программы с опережением. Н.А. Зайцев, разработавший технологию обучения чтению с помощью специальных «кубиков» и таблиц, ориентируется на то, чтобы «за полгода занятий в первом классе обойти программу начальной школы и даже выйти за ее пределы»2.
Примечательно, что для многих новаторских систем обучения 1970—1980-х годов характерна позиция диктата со стороны педагога. Так, в методике С.Н. Лысенковой содержатся требования по выполнению указаний, алгоритмов, этапов, которые задаются только учителем. В.Ф. Шаталов организует строго поэтапное управление познавательной деятельностью школьников с опорой на ассоциации. Цель подобных методик — «дать как можно больше знаний за меньшее количество времени». Применяются специальные приемы, формирующие потребность учеников подчиняться воле, авторитету и знаниям педагога. Учащиеся вовлечены во внешний образовательный процесс, не имея возможности влиять на него.
7. Ремесленные системы обучения. Этот подход характеризуется опорой деятельности учеников на знания и опыт учителя, его образцы. Творческая продукция учеников является в основном модификацией учительских образцов и их различных сочетаний.
Ремесленный подход свойствен «традиционным новаторам» — учителям различных предметов, достигающим традиционных учебных целей благодаря высокому профессиональному уровню владения предметом и его трансляции ученикам.
К ремесленным системам обучения относятся и методики учителей-репетиторов. Склонные к интеллектуальной деятельности учащиеся с помощью репетиторов, тьюторов, занятий в спецшколах интенсивно продвигаются в глубь изучаемого предмета.
Подчеркнем относительный характер разделения дидактических систем на различные группы. Имея различия в ориентации, многие из названных систем обучения имеют общие методические и технологические элементы.
Рассмотрим более подробно системы обучения в ряде авторских школ.
Школа М.П.Щетинина.Михаил Петрович Щетинин, учитель, академик Российской академии образования — автор методики «погружения», создатель экспериментальных школ гуманистической ориентации.
Идея организации этой системы занятий опирается на учение русского физиолога А.А.Ухтомского о доминанте как главном принципе работы нервных центров и организации поведения человека. Классно-урочная система из-за «лоскутного» расписания занятий резко меняет и сбивает образовательные доминанты у школьников на протяжении дня и недели, нарушая естественные процессы познания. Чтобы сохранить образовательную доминанту, необходима концентрация и целостность учебного процесса. Этапы учебной деятельности при этом опираются на годовые, недельные, индивидуальные ритмы жизнедеятельности человека и их сочетания. Благодаря инертности, т. е. склонности повторяться и поддерживаться, доминанта выступает в качестве организующего начала интеллектуальной активности и эмоционального состояния ученика.
Основные принципы обучения в данной системе:
1. Каждый человек («чело» веков, то есть ум столетий) — источник своего развития, уникальный многомерный мир, нуждающийся в сообразной его природе среде.
2. Опора на понятие доминанты, введенного русским ученым А.А. Ухтомским. Традиционная классно-урочная система резко меняет доминанты, сбивает естественные образовательные процессы. Для сохранения образовательной доминанты необходима концентрация содержания (концепты) и учебного процесса (один или два предмета определенного цикла, ведущиеся непрерывно в течение 3—5 дней). Предметы эмоционального и интеллектуального циклов сменяют друг друга.
3. Природосообразность ритмов деятельности ученика и всей школы (опора на ритмы: годовые, недельные, индивидуальные ритмы человека).
В обычной школе ученику за перемену трудно перейти от одной темы к другой, переключиться с математики на русский язык. В основе школы М.П.Щетинина лежит система «погружения». Учебный процесс строится таким образом, чтобы образовательная доминанта сохранялась несколько дней. Чтобы недельное «погружение» в один предмет не стало для учеников утомительным, разнообразятся виды и формы деятельности, выстраиваемые по сочетанию противоположностей: «тихие — громкие», «образные — логические» и т. д.
Учебный процесс по методу «погружения» строится таким образом, чтобы образовательная доминанта сохранялась несколько дней. Например, 25 уроков физики проводятся в течение 5 дней. Всего за год проводится 4 «погружения» по физике, общее количество уроков — 100. Ежедневно во время «погружения» проводится по 5 уроков, между которыми проходят 1—2 занятия, не меняющие основной доминанты, например: физкультура, музыка, живопись. Продолжительность уроков 30 минут, домашние задания отсутствуют. Каждый из 5 дней «погружения» отличен друг от друга по содержанию и форме. Отличаются эти занятия и в течение одного дня.
В системе «погружения» работают ученические кафедры, которые могут быть разновозрастными. Дети приходят к учителю, планируют свою работу по изучению предмета, готовят опыты и демонстрации для уроков, учатся выступать в роли учителей.
Согласно исследованиям А.А. Остапенко, существуют различные модели «погружения»:
1. Модели, предшествующие концентрированному обучению: Параллельная система обучения. Интегрированные уроки.
Интегрированные дни.
2. «Погружение» как модель интенсивного обучения с применением суггестивного воздействия.
3. «Погружение» как модель длительного занятия одним или несколькими предметами:
— Погружение в предмет или однопредметное «погружение».
— Двухпредметная система «погружения».
— Тематическое «погружение» или «погружение» в образ.
— Эвристическое (метапредметное) «погружение».
— Погружение в сравнение или межпредметное «погружение».
— Погружение в культуру.
— Погружение как компонент коллективного способа обучения.
— Выездное «погружение».
— Цикловая или «конвейерная» система преподавания. Система ученических кафедр — форма обучения, когда дети приходят к учителю и планируют свою деятельность (какой предмет выбрать для обучения на данный момент), выполняют углубленное изучение выбранного предмета, готовят опыты и демонстрации для коллективных уроков, учатся выступать в роли учителей на общеклассных занятиях.
На выбранной кафедре дети могут «погрузиться» в интересующий их предмет, не опасаясь, что нужно заниматься другими предметами.
Работа кафедры предполагает несколько уровней освоения учениками деятельностей:
5. Я учусь (изучаю предмет).
6. Я учусь учить (постижение методических знаний и способов).
7. Я учу (взаимообучение учеников).
8. Я учу учить (уровень передачи методических способов). Разновозрастная структура обучения. Занятия на кафедрах, а
иногда и в ходе самих «погружений» проводятся в разновозрастном режиме. Например, в «погружении» по одному разделу курса (например, механика в курсе физики) одновременно участвуют школьники 7—10 классов, но каждый из них участвует в «погружении» по данному разделу первый, второй, третий или четвертый раз. Соответственно уровень освоения темы у всех разный. Ученики учат и учатся друг у друга. Возрастная «разность потенциалов» создает образовательную напряженность, позволяющую максимально реализовывать способности каждого школьника.
Элементы педагогической системы «погружения»:
— чередование контрастных уроков, что позволяет делать равномерными нагрузки на оба полушария мозга;
— многообразие форм уроков при единстве содержания учебного материала;
— наличие «разности потенциалов» в знаниях учеников обеспечивается либо благодаря опережающему обучению на кафедре, либо в разновозрастном коллективе; как следствие — организуется и происходит интенсивное взаимообучение детей;
— систематизация знаний, их структурирование при помощи компактных структурно-логических схем — концептов;
— совместная работа учителя и ученика по планированию учебного процесса и его последующему анализу;
— система оценок многообразна: защита и оценка творческих работ, рейтинг достижений, другие формы.
Система обучения методом «погружения» реализована в различных вариантах в других школах альтернативного типа: школа № 14, г. Тула (Е.В. Сковин), школы г. Красноярска (Г.М. Вебер, И.Г. Литвинская), Малосердобинский комплекс «Детсад-школа», Пензенская обл. (С.Д. Месяц), Азовский экспериментальный социально-педагогический комплекс (В.С. Лукьянова, А.Н. Остапенко), Школа самоопределения, г. Москва (А.Н. Тубельский).
Развитие данной формы обучения в креативном направлении позволило нам разработать особую технологию эвристического «погружения» на метапредметной основе и применить ее для конструирования учебных курсов1.
Эвристическое «погружение» — форма занятий, которая обеспечивает сохранение образовательной доминанты на протяжении нескольких дней путем организации познания учениками различных образовательных объектов с помощью эвристических методов.
Дискуссия.Является ли эвристическое «погружение» системой занятий, пригодной для обучения всех учащихся?
Сохранение общепредметной доминанты позволяет успешно решать многие образовательные задачи, которые затруднены в обычной классно-урочной системе: целостно и углубленно проработать поставленную проблему, всесторонне, с позиций разных наук исследовать изучаемый объект, раскрыть смысл природного, исторического или культурного явления, обеспечить личностное понимание учениками этой темы и др.
Эвристическое «погружение» включает в себя серию образовательных ситуаций, последовательно приближающих учеников к созданию емкого образовательного продукта. Ученики погружаются в определенную историческую эпоху или событие, в творчество писателя или страну, в физическую теорию или географическое понятие. С помощью методов разных наук ученики постигают универсальную общепредметную сущность изучаемого объекта.
Главная цель эвристического «погружения» — организовать деятельность учеников не только по изучению нового, но и по реализации их индивидуальных творческих способностей, созданию собственной системы знаний по изучаемой теме. Практика проведения эвристических «погружений» подтверждает возможность конструирования детьми теоретических схем в процессе самостоятельного исследования ими изучаемых объектов.
Особенности конструирования занятий по методу «погружения»: чередование рационально-эмоциональных уроков; многообразие форм уроков при единстве содержания; наличие «разности потенциалов» учеников; систематизация и структурирование знаний; совместное планирование работы учителем и учеником; многообразие форм в системе оценок.
Система эвристических занятий на основе метода «погружений» реализуется либо в течение нескольких дней, либо на протяжении всего учебного года. Возможно также чередование обычных уроков с «погружениями». Например, в начале каждой четверти проводится несколько «погружений», затем идут обычные уроки, а в конце учебной четверти проводятся защиты творческих работ.
Рассмотрим эвристическое «погружение» на тему «Природа цвета»,которое было разработано и проведено нами в 10-м классе.
Погружение проводилось в течение 3-х дней по 5 уроков ежедневно. Учениками исследуется фундаментальный образовательный объект «свет» и его основной параметр «цвет». Доминанта «погружения» — креативная деятельность учащихся по выяснению природы цвета и построению теоретической модели, объединяющей добытые ими знания и представления. Применяются такие методы обучения, как наблюдение; отыскание фактов; формулирование вопросов; выдвижение гипотез; конструирование теоретических моделей; сопоставление различных моделей, в том числе моделей Ньютона и Гёте; целеполагание и рефлексия деятельности учеников.
Структура эвристического «погружения»
Й день
1-йурок. Установление связи с предыдущими занятиями для достижения поставленных целей: что было важным, нужным, что надо продолжить. Индивидуальное и коллективное целеполагание предстоящей работы.
2-й урок. Применение учениками усвоенных ранее методов и способов познания. Демонстрация личных результатов наблюдения за светом.
3—4-й уроки. Выбор учениками объектов познания для индивидуального исследования природы света (зажженная спичка, свеча, электролампа, луч света, «солнечный зайчик»). Составление индивидуальных программ исследования. Усвоение нового способа деятельности — разнонаучного описания фактов, т. е. описания фактов об одном и том же объекте с разных точек зрения.
5-й урок. Обсуждение и корректировка результатов исследований учеников. Письменный самоанализ своей деятельности.
Й день
1-йурок. Анализ и обобщение учителем результатов вчерашней письменной рефлексии учащихся, фиксация индивидуальных и коллективных достижений, формулировка возникших у учеников проблем и найденных путей их решения. Обсуждение и постановка целей дня.
2-й урок. Демонстрация учителем и коллективное наблюдение учениками различных спектров цвета, получаемых с помощью: а) стеклянной призмы; б) светофильтров; в) спектроскопа; г) смешения красок.
3-й урок. Постановка проблем: Что есть свет? Что есть цвет? Индивидуальные версии учеников, их сопоставление и обсуждение. Выявление ключевых вопросов и различных ученических подходов к их решению.
4-5-й уроки. Продолжение исследований учащимися природы света по индивидуальным программам. Применение эвристических методов к исследованию общего объекта. Составление учениками собственных теоретических схем по объяснению природы цвета (заполнение столбца «Я» из сопоставительной таблицы, см. ниже). Письменный анализ деятельности второго дня.
Й день
1-й урок. Анализ результатов письменной рефлексии. Обобщение и классификация построенных учениками моделей. Постановка целей дня.
2—3-й уроки. Лекция учителя с демонстрационными опытами, раскрывающая смысл альтернативных подходов к объяснению природы цвета у естествоиспытателей Ньютона и Гёте (введение культурно-исторических аналогов). Заполнение учениками сводной сопоставительной таблицы:
Элементы теории | Я | Ньютон | Гёте |
Исходная установка исследования | |||
Ключевые наблюдения и опыты | |||
Полученные факты | |||
Гипотеза, ее доказательства | |||
Основное положение | |||
Применяемые методы познания | |||
Применение теории |
4-й урок. Обсуждение итогов сопоставления разных теорий природы цвета. Нахождение общего и отличного в разных версиях. Самоопределение учеников в понимании природы цвета.
5-й урок. Выбор учениками тем и проблем для индивидуальных творческих работ. Рефлексия и оценка результатов всего «погружения».
Разрабатываемые учениками результаты сопоставляются с культурно-историческими аналогами — теориями цвета Ньютона и Гёте. Приведем их краткое содержание:
1. Ньютон — богослов, математик, физик, астроном, создатель механистической модели мира. Главным трудом своей жизни считал "Толкования на книгу пророка "Даниила", "Апокалипсиса", "Хронологии". | 1. Гёте — создатель физиологической оптики, сравнительной анатомии, морфологии растений, идеи ледникового периода и др., автор 14 естественнонаучных томов Большого Веймарского издания. Считал себя более естествоиспытателем, чем поэтом. |
2. Основной метод познания природы — количественно-математический, его цель — создание общей рассудочной модели, объясняющей разные явления. Целое есть совокупность частей, подчиняющихся тем же законам. Опыту предшествуют предпосланные заранее понятия и теоретические модели. | 2. Три условия познания природы: 1) восприятие мира как он есть, чисто и непосредственно; 2) дать миру беспрепятственно воздействовать на душу, не фильтруя это воздействие понятиями и теоретическими представлениями, приобретенными из книг: 3) словесная диета, т. е. ограничение словесного воспроизведения сути познаваемого во время познания. |
3. Опыт Ньютона с двумя призмами: первая разлагает свет, вторая — уже не разлагает получившийся (монохроматический) свет. Частный вывод распространяется на общее: свет состоит из частиц с разной частотой колебания. Искусственный опыт по сложению цветов — вращение диска, покрытого семью цветами. Получается белый цвет. | 3. Если изменить условия ньютоновского опыта, то разложения света не происходит. Опыт Гёте: рассматривание сквозь призму белой стены, неба; результат — появление цветового спектра только на границах сред. Гёте:"... Я понял, что для возникновения цвета нужна граница, и словно бы инстинктивно я тотчас же высказался вслух, что учение Ньютона ложно". |
4. Свет — поток частиц. Эти частицы разные, они притягиваются к среде, но могут и отталкиваться. Эфир вокруг частиц колеблется. Частицы, попадая на сжатый эфир, отталкиваются. Чем больше частица (например, красного света), тем меньше она отклоняется. | 4. Свет — неделимая энергия. Свет — подвижное единство цветов, каждый из которых представляет его через тьму. Свет видим в цвете. Сам по себе свет незрим. Цвета развиваются в свете, а не выделяются из него. Цвет есть свет, модифицированный тьмой. Призма лишь облегчает это взаимодействие света и тьмы. |
5. Белый цвет (свет) состоит из 7 основных цветов: известная последовательность цветов по первым буквам слов из мнемонической поговорки "каждый охотник желает знать, где сидит фазан". | 5. Красный цвет потенциально содержит в себе основные 6 цветов: в близости к свету возникает желтая модификация его взаимодействия с тьмой; непосредственно у тьмы — синяя; их смешение образует зеленый; сгущение (интенсификация) синего дает фиолетовый, а желтого — оранжевый; соединение фиолетового и оранжевого дает пурпур (красный). |
6. Рационализм начинается с идеи, теоретическая предпосылка предшествует опыту. | 6. Гёте: "Я вижу идеи","... при внимательном взгляде на мир мы уже теоретизируем", т. е., видим первофеномены природы. |
7. Учение Ньютона о цвете базируется на мысли о комбинированной природе света, заключающего в себе цвета. | 7. Учение Гёте о цвете основывается на непосредственном созерцании цвета, возникающего из взаимодействия света и тьмы. |
В конце каждого дня ученики письменно отвечают на следующие вопросы:
1. Что, на мой взгляд, происходило сегодня на занятии при изучении темы? Что было главным на занятиях?
2. В чем выражалось мое личное участие на занятиях? Что я понял(а), чему научился (лась)?
3. Что я чувствовал(а), ощущал(а) в течение дня?
4. Замечания и пожелания: а) учителю; б) себе; в) всем нам. Приведем примеры рефлексивных записей учеников:
Алексей: «Я пытался объяснить происходящее со свечой, спорил, доказывал. Я чувствовал, что начинаю ничего не понимать».
Оля: «На сегодняшних уроках мы смотрели с разных точек зрения на одно явление, предмет — горящую свечу, старались объяснить себе его, но не всегда получалось, или не до конца. Цель обозначена, но последнего шага к ней нет, а хорошие мысли и идеи были, еще бы над ними поработать».
Денис: «Происходила попытка выделять факты из получаемой информации. Что чувствовал? В конце восторг. С трудом сдерживаемый. Не знаю, почему. Может, понял что. А может, смотреть стало легче, и увидел что. Но это ощущение».
Юля: «Мне кажется, что с каждым днем наше «погружение» становится лучше и интереснее. Очень понравилась работа с призмами. Я поняла, что цвета предметов, которые мы видим сквозь призму, могут меняться в зависимости от расстояния, освещения».
Мария: «Мы пытались отделиться от общепринятых правил, стереотипов. Ведь по своему естеству человек должен воспринимать все так, как он это чувствует, а не так, как обществом принято. Человек не должен думать чужими мыслями. Под конец этого дня «погружения» я поняла, что человек может сам постичь очень многое».
Антон: «Я был сторонник Ньютона, но пришел к тому, что было у Гёте. А пришел из фотографии цветной. Там обязательно нужны черное и белое, чтобы получились цветные изображения».
Наташа: «Моя гипотеза: каждый предмет имеет свойство поглощать цвета, и под определенным пучком света все поглощенные цвета появляются. Цвета радуги появляются в начале видимого глазом цвета, когда этот цвет меняется, меняется и цвет спектра. Например, фосфор — вещество белого цвета при свете. Если свет убрать, мы увидим зеленый цвет. Следовательно, в свете содержатся все цвета (в фосфоре накоплен свет)».
Вначале нового дня учитель делает обзор рефлексивных мнений, основных полученных результатов и проблем. По итогам рефлексии корректируется план проведения последующих этапов «погружения».
После «погружения» ученики выбирают творческие исследовательские работы, которые представляют на защиту в конце учебной четверти или года во время творческих недель.
Школа свободного развития.Автор: Андрей Викторович Хуторской, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования.
В основе этой школы лежат идеи Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля, других педагогов — приверженцев естественного воспитания и обучения. В начале 1990-х годов эти идеи получили распространение среди педагогов и родителей, желающих обучать своих детей без обычного школьного авторитаризма. В разных городах стали создаваться небольшие школы семейного типа, учредителями которых часто выступали родители детей: Школа индивидуального развития «Мыслитель» (Е.М. и Е.А. Николаевы, г. Москва), Школа «Диалог» (Е. Букова, г. Сосновый Бор), Школа интенсивного развития (М.Т. Сочень, г. Пермь), Лицей «Троице-Лыково» (О. Цой, О. Проценко, г. Москва) и др.
Практическое воплощение образования, опирающегося на природосообразность, свободу выбора и приоритет детских образовательных ценностей выразилось в создании и реализации модели Школы свободного развития. Теоретико-дидактические направления, учебные программы и методические условия обучения как свободного развития разработаны в авторской школе А.В. Хуторского (п. Черноголовка Московской обл.), на базе которой с 1992 по 1997 гг. велось экспериментальное обучение, проводились оргдеятельностные семинары для педагогов из других школ и городов.
Концепция Школы свободного развития:
Предназначение человека — выявить свой внутренний потенциал, раскрыть и реализовать себя в соответствии с индивидуальными возможностями и в соотношении с общечеловеческими культурными процессами.
Смысл образования заключается не столько в передаче ученику опыта прошлого, сколько в расширении его собственного опыта, обеспечивающего как личностный, так и общекультурный рост ребенка. Ученик образовывается в личном проживании культурно-исторических, естественно-научных, художественных и иных образовательных процессов и достижений. Учитель не несет ученику готовую информацию, а сопровождает его в самостоятельном постижении мира.
Индивидуальная ориентация обучения. В каждом ученике развивается то лучшее, к чему он способен. Многие учащиеся занимаются с опережением возрастных образовательных стандартов. Дети не только усваивают обычные знания, но и становятся конструкторами своего образования: ставят цели и задачи по каждому предмету, учатся их достигать и осознавать свои результаты.
Развитие творческих способностей. Обучение носит сопровождающий характер, т. е. учитель обеспечивает деятельность ученика по созданию, развитию и последующему сопоставлению его личного образовательного продукта с культурно-историческими аналогами. Обучение носит ситуативный характер, то есть состоит из цепи ситуаций, возникающих спонтанно или организуемых учителем; заданными остаются образовательные технологии, применяемые учителем для обеспечения творчества детей. Раз в четверть ученики выполняют и защищают индивидуальные творческие работы по выбранным ими темам: пишут стихи, делают опыты, составляют компьютерные программы, ведут научные исследования по словесности, математике, естествознанию.
Культурно-историческая ориентация. В школе разработаны и ведутся курсы древнерусской словесности, славянской мифологии. В деятельности учителей, учеников и родителей воссоздаются народные традиции, проживаются календарные события и праздники. Через осмысленное изучение английского и французского языков ученики знакомятся с культурами других народов.
Характер обучения. ВШколе свободного развития обучаются дети от 5 до 16 лет по всем базовым учебным курсам и дополнительным предметам. В классах — не более 10 человек. Каждый из учителей составляет собственные программы занятий с учетом индивидуальности каждого ученика. Сами дети также участвуют в разработке и реализации своих целей и планов по всем учебным курсам.
С помощью осознания образовательных ситуаций и методики сопровождающего обучения ученики имеют возможность одновременно двигаться по индивидуальной образовательной траектории.
Каждый день в школе проводится специальное занятие — рефлексия, где ребята и учителя анализируют свои успехи и трудности, формулируют цели следующего дня, корректируют ход обучения. Каждую пятницу проходит научно-методический семинар работающих в школе учителей, на котором обсуждаются успехи и трудности детей, методические проблемы, разрабатываются программы образования отдельных учеников.
Регулярно проводятся защиты творческих работ различных типов, связанных с базовыми образовательными стандартами и личностными способностями учеников.
Начиная с 1-го класса ребенок может выбрать любую интересующую его тему и с помощью учителя провести углубленную индивидуальную работу. Каждый из учеников школы имеет на своем счету десятки придуманных стихов и сказок, собственных математических исследований, компьютерных программ, работ по истории и мифологии, живописи, музыке и другим предметам. Эти работы распечатываются и передаются родителям, продаются на школьных ярмарках. Школа издает сборники детских творческих работ по всем предметам. Учителя также публикуют свои работы в журналах, газетах, методических сборниках.
Учебные программы. Первым этапом разработки учебных программ становится составление каждым учителем ведущих образовательных установок по своим видам деятельности. Предельно четко и кратко излагается личное понимание учителем своего предмета, основные качества учеников, которые развиваются с помощью этого предмета, ведущие виды деятельности детей на занятиях, их предполагаемые результаты. Дается перечень возможных направлений, предметных тем или областей знаний, на базе которых будет организовываться обучение.
Образовательные установки учителей обсуждаются на педагогических занятиях-семинарах. Цели такого обсуждения для учителей: выяснить, что именно каждый из работающих с одними и теми же детьми планирует достичь; согласовать свои ориентиры; прояснить и продвинуть разработку конкретных учебных программ; найти точки пересечения разных курсов и общих проблем; скоординировать образовательные установки так, чтобы они обеспечивали целостное гармоническое образование детей.
Откорректированные образовательные установки для каждого класса отпечатываются и вывешиваются (раздаются) для ознакомления всем учителям. В ходе обучения эти установки корректируются с учетом конкретных условий и детей.
Отсутствие детальных программ помогает учителю наполнить курс оптимальным для каждого случая содержанием. Заранее продуманная структура обучения гарантирует систематичность и предохраняет от излишней аморфности обучения. Эффективность обучения оценивается по тем образовательным направлениям, которые выбрали сами учителя.