Алгоритм работы по методике Ривина (МР)

1. Получите текст и цветовой сигнал.

2. Найдите первого партнера, на полях запишите его фамилию и цветовой сигнал карты.

3. Прочтите партнеру весь текст и поделите его на абзацы, если текст предварительно на них не поделен.

4. Прочитайте партнеру один абзац.

5. Партнер задает вопросы для того, чтобы вы поняли значение терминов, словосочетаний, смысл абзаца (если необходимо, то выпишите в тетрадь).

6. Обсудите возможные варианты заголовков, выберите оптимальный.

7. Запишите заглавие в тетрадь.

8. Приступайте к работе над темой партнера (в последовательности, указанной в алгоритме, начиная с шага 3).

9. Поблагодарите друг друга за совместную работу (и по цветовому сигналу, отличному от вашего или по указанному в вашем маршруте, найдите второго партнера, запишите его фамилию и цветовой сигнал текста на полях своей тетради).

10. Второму партнеру перескажите содержание первого абзаца своего текста. Помните! Пересказ не должен перейти в обучение.

11. Работайте над вторым абзацем (и далее, как над первым, с шага 4).

12. По окончании работы над текстом подготовьтесь к выступлению на малой группе. Не забудьте, вам помогут передать содержание текста записанные в тетради заголовки.

13. После выступления на малой группе работа над данным текстом закончена, сделайте необходимую пометку на экране учета.

14. Получите новый текст и цветовой сигнал у учителя и работайте по данному алгоритму.

Пример: Оле учитель физики дал тему «Рефракция света в земной атмосфере». Оля приступает к работе по своей теме с Петей. Книгу положили посередине, и один из них прочитал первый абзац текста. Вместе обсудили, о чем речь, и подобрали заглавие: «1) Возникновение рефракции света в земной атмосфере», записали в тетради.

Такую же работу они проделали по Петиной статье. После этого Оля перешла к Гале и вручила ей свою тетрадь. Галя прочитала заглавие и попросила рассказать ей о том, как возникает рефракция света в земной атмосфере.

Когда вопрос был выяснен, Оля прочитала следующий абзац, обсудили, вместе подыскали подходящее заглавие, и после согласования Галя записала Оле в тетрадь новое заглавие: «2) Определение астрономической и земной рефракции». Все то же было проделано и по статье Гали.

Третий абзац Оля прорабатывала с Борисом, но сначала она ему изложила содержание двух предыдущих абзацев так, чтобы у него не было надобности их перечитывать. Борис в тетрадь Оли записал заглавие третьего абзаца: «3) Траектория светового луча, приходящего к земному наблюдателю».

Оля сделала еще четыре встречи и проработала четыре абзаца (части) текста. Каждому новому напарнику она излагала содержание того, что проработала с предыдущими товарищами, они читали и обсуждали вместе новую часть текста, озаглавливали, и каждый новый «сотрудник» записывал ей в тетрадь следующее заглавие. В результате получился план, состоящий из семи пунктов. В конце занятия Оля снова встретилась с Петей, которому изложила всю тему от начала и до конца. К этому моменту Петя также заканчивал свою тему и мог уже полностью изложить ее Оле, ответить на ее вопросы, дать советы, как лучше эту тему изучить.

Работа Оли над изучением своей статьи (текста) с разными товарищами по очереди является типичной при использовании методики А. Ривина для изучения разных учебных предметов. Суть этой методики заключается в том, что каждый ученик получает свою особую тему (статью) и прорабатывает ее не в одиночку и не в паре с каким-то одним учеником, а постепенно, работая по очереди то с одним, то с другим, то с третьим одноклассником.

Когда ученик заканчивает проработку статьи, тогда он еще раз ее всю перечитывает или просматривает, чтобы окончательно дать полное ее изложение кому-то из своих требовательных товарищей либо выступить перед малой группой, либо воспроизвести и ответить на вопросы учителя, либо сделать выступление перед классом. Возможно также и письменное изложение статьи.

Обратная методика Ривина

Изучение нового материала по методике, обратной методике Ривина, начинается с того, что ученикам даётся тема и план, а им необ­ходимо этот план превратить в содержательное изложение. Такое из­ложение может быть устным и письменным. Учителя в своей практи­ке обычно ограничивались устным изложением. Для подготовки изло­жения используется один или несколько учебников. Иногда рекомен­дуется дополнительная литература. Но в основном такая подготовка представляет собой рациональное использование нескольких учебни­ков.

Учащиеся находят и прорабатывают различные литературные источники по теме и сами составляют текст.

Алгоритм работы

1. Получите карточку.

2. Найдите по цветовому сигналу, отличному от вашего, первого участника и напишите его фамилию у соответствующего пункта плана.

3. Отберите с партнером необходимую литературу.

4. Проработайте все литературные источники по 1-му пункту вашего плана, обсудите их содержание, согласуйте с содержанием выработанного текста.

5. Запишите в тетрадь составленный вами текст.

6. Работайте над первым пунктом плана по карточке партнера (шаги 3-5).

7. Поблагодарите партнера и найдите другого. Кратко перескажите ему содержание уже изученного текста и работайте с ним по алгоритму (с шага 2) над следующим пунктом плана.

8. По окончании работы над своей карточкой подготовьтесь к выступлению на малой группе. Помните: опора для выступления - план в карточке! Ваше выступление - отчет!

9. После выступления на малой группе работа с данной карточкой считается законченной.

10. Получите новую карточку и работайте по алгоритму с шага 2.

Наши рекомендации